Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

1. Экономическая сущность социального страхования……………


6

2. Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь……………………………..………………………….
21

3. Международный опыт социального страхования..………………….


4. Тенденции и направления совершенствования социального страхования в Республике Беларусь..…………………………………….
46

Заключение…………………………………………………………………...
58

Список использованных источников……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Учреждение образования.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

Опираясь на научный подход к  вопросам теории и практики страхования, а также регулирования страхования  в экономической политике государства, можно выделить два этапа, в соответствии с которыми должна строиться государственная  политика на страховом рынке в  целях наиболее полной реализации функций страхования как экономической категории с учетом уровня социально-экономического развития общества [23, с. 356].

 

На первом этапе при выработке  политики государства в данной сфере  необходимо уделять внимание мероприятиям, которые на макроуровне позволят реализовать компенсационную функцию страхования в целях создания более благоприятных условий для функционирования важнейших сфер деятельности общества. В первую очередь речь идет о стимулировании спроса на страхование и о создании благоприятной и стабильной социально-экономической среды, обеспечивающей высокий уровень защиты потребителей. Проблемы стра­хования на микроуровне на этом этапе должны решаться путем создания комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность профессиональных участников страхового рынка. Не менее важным для нормализации работы на микроуровне является создание сильного надзорного органа, адекватного условиям работы отрасли и способного мобильно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

 

На втором этапе при условии  достаточного распространения страхования, а также в случае создания ситуации относительно устойчивого экономического развития значимую роль должна сыграть  инвестиционная функция страхования. При значительном объеме операций по страхованию иному, чем страхование жизни, временно свободные средства страховых компаний могут стать инвестиционным ресурсом; имеющим значение в мак­роэкономическом масштабе,

 

Социальные издержки переходного  периода, влияние негативных демографических  факторов и различные экономические проблемы стали причиной глубинной деформации финансовых основ пенсионного и социального страхования в нашей стране. Отмечается рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные поступлением страховых платежей. Отсутствие механизма дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного и социального страхования усили­вает негативное действие нецелевого расходования средств.

 

В связи с этим особое значение приобретают вопросы поиска оптимальной рыночной модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых признаков системы. Основанная на актуарных расчетах, модель должна адекватно оценивать текущее и долгосрочное прогнозирование финансового состояния системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи [1, с. 45]:

 

•   определить основные этапы проведения актуарных расчетов и прогнозирования финансового состояния системы;

 

•  уточнить систему прогнозных показателей, применяемых при расчете  суммы страховых взносов;

 

•   основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахованным лицом и нанимателем;

 

•   разработать методику расчета  дотаций на санаторно-курортное  лечение с учетом страхового стажа  реципиентов и их реального вклада в систему социальных трансфертов.

 

На первом этапе актуарного моделирования  необходимо определить исходные параметры  будущего прогноза — основные макроэкономические и демографические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система  должна обеспечивать участникам.

 

На следующем этапе устанавливаются  основные показатели расходной части  бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения  выплаты пенсий в соответствии с  действующим законодательством. При  этом расчеты осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.

 

Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регулирование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда [1, с. 46].

 

В связи с необходимостью пенсионного  и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдельной  когорты застрахованных в силовых  ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застрахованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при макроэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.

 

При актуарных расчетах объема поступлений  в ФСЗН Алешкевич И. Н. предлагает использовать коэффициент бонификации , учитывающий уровень необлагаемых выплат, который позволит оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных и отражающий реальное соотношение всех доходов застрахованных и доходов, подлежащих обложению. Также необходимо учитывать и коэффициент собираемости страховых взносов , поскольку несмотря на достаточно высокий уровень собираемости взносов, он ниже 1 (данный показатель принимает среднее значение 0,986 с 1997 по 2004 гг.) и существенно влияет на отклонение прогнозных показателей. Таким образом, формула общего объема поступлений страховых взносов в ФСЗН будет иметь четыре составляющих: страховые взносы работающих  самозанятого населения (SV2), граждан в «нестраховых» периодах  и страховые взносы, занятых в силовых ведомствах  и примет следующий вид [2, с. 65]:

 

;                                             (2)                         

 

                                   (3)

 

                             (4)

 

                                            (5)

 

где  NR — численность работающих в году t;

 

Zm — среднемесячная заработная  плата; 

 

Кь — коэффициент бонификации (уровень необлагаемых выплат);

 

Т — тариф страховых взносов, установленный по законодательству;

 

Ks — коэффициент собираемости  страховых взносов; 

 

NSN — численность самозанятого населения;

 

MZP — минимальная заработная  плата; 

 

ВРМ — бюджет прожиточного минимума; NNP — численность населения в  нестраховых периодах;

 

NSV — численность занятых в  силовых ведомствах;

 

Zmsv — среднемесячные доходы  в силовых ведомствах.

 

Применение дополнительных коэффициентов позволит реально оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных, более точно определить коэффициент замещения пенсий, спрогнозировать численность будущих получателей социальных пенсий и предусмотреть в случае необходимости дополнительные источники финансирования страховых выплат.

 

В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирования, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учитывают главных  принципов пенсионного страхования  и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по реформированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].

 

Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и социальное страхование позволит размежевать распределительную и накопительную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и полностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника — зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элементами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.

 

Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимателей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей деятельности страхователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен предусматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому страховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за средствами социального страхования со стороны страхователей.

 

Необходимо также исключить  произвольную, не учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное лечение и оздоровление [13]. Для расчета обоснованного возмещения стоимости санаторных путевок предлагается рассчитывать суммы дотаций с учетом страхового стажа реципиентов, суммы уплаченных ими страховых взносов и дотационного периода по формулам:

 

                                               (6)

 

,                                                         (7)

 

где D — сумма дотации (страхового возмещения) на санаторно-курортное лечение или оздоровление;

 

Zp — среднемесячные доходы получателя  дотации за 12 предшествующих месяцев,  принимаемые для исчисления страховых  взносов;

 

Zr — среднемесячная заработная  плата рабочих и служащих в  республике за аналогичный период;

 

Pd - дотационный период в месяцах (период страхового стажа с момента предоставления получателю предыдущей дотации на санаторно-курортное лечение или оздоровление);

 

Ptn — типовой нормативный дотационный  период в месяцах; 

 

Ntsv — типовой норматив страхового  возмещения;

 

Z — среднемесячная заработная  плата рабочих и служащих в  республике за п лет (для  более точных расчетов мы предлагаем  использовать данные за несколько  лет);

 

Tos — действующий тариф страховых  взносов на оздоровительное страхование.

 

ФСЗН может ежегодно устанавливать дифференцированный по типам оздоровительных учреждений норматив страхового возмещения с учетом минимальной стоимости путевки и сроков санаторно-курортного лечения.

 

Эта методика дает возможность более  справедливо использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых возмещений, а также расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных оздоровительных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и социального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Социальное страхование как  финансовая категория представляет собою часть денежных отношений  по распределению и перераспределению  национального дохода с целью  формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

 

В данной курсовой работе был определен  исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и принципы, виды социального страхования.

 

В нашей стране — один из самых  высоких страховых тарифов в  системах социального страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 36%). Только проанализировав, от чего за­висит размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика в этой области, можно определить что можно сделать для реформирования системы социального страхования и снижения страховых тарифов.

 

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь  является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных  целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

 

Наиболее важной задачей, которую  необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы  социальной защиты, является перестройка  сознания на понимание того факта, что  устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

 

Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной  пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

 

Между тем, есть богатый мировой  опыт реформирования пенсионных систем. Интересный материал по этой проблеме помещен в глубоком исследовании МАСО (международная ассоциация социального  обеспечения) "Тенденции развития социального обеспечения в 2001-2004 годах". В частности, заслуживает особого внимания (для нас это очень важно) проводимая в жизнь многим развитыми странами стратегия увеличения продолжительности работы людей пожилого возраста, система, в которой работник заинтересован отложить свой выход на пенсию. Много поучительного можно найти в системах назначения и выплаты других видов пособий по социальному страхованию. Немало полезного в этой части можно увидеть в системах стран бывшего социалистического лагеря: Чехии, Словакии, Болгарии, Польше.

Информация о работе Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ