Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Посредством таких экономических форм, как доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспледеление общественного продукта происходит функционирование государственного бюджета.

Содержание

Введение
I. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
II. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
2. Инновационные фонды
III. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 71.16 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

 

 

Кафедра «Финансы»

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему:

«Специальные  фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы

ЗБ2-ЭФ 414

Сундукова Наталья Вячеславовна

 

Преподаватель:

Гузь Наталия Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013 г.

План  работы:

 

 

Введение

  1. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
  2. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
    1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
    1. Инновационные фонды
  1. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы.

Посредством таких экономических  форм, как доходы и расходы, которые  выражают последовательные этапы распределения  и перераспледеление общественного  продукта происходит функционирование государственного бюджета. Доходы и  расходы бюджета – это абсолютно  взаимовляющие категории, и каждая из них имеет свое специфическое  общественное значение. Доходы – это  финансовая база деятельности государства, расходы – это средства, кдослетворяющие  общественные потребности.

Благодаря бюджету государство  может сосредотачивать свои финансовые ресурсы на социальном и экономическом  развитии. Перераспределение национального  дохода между территориями, отраслями, сферами общественной деятельности происходит с помощью бюджета.

Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, при чем отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов  государственной власти и местного самоуправления имеются целевые  средства, которые используютя как дополнительный  источник финансирования различных мероприятий и программ.

Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней. Анализ направлений и результатов деятельности специальных (внебюджетных) фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Объект моего исследования – внебюджетные фонды развитых зарубежных государств.

 

  1. Общее понятие специальных (внебюджетных фондов)

    Внебюджетные  фонды – это форма распределения  и перераспределения, а также  использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством  для финансирования некоторых  общественных потребностей. Внебюджетные  фонды представляют собой совокупность  средств, которые находятся в  распоряжении государства и используются  для защиты интересов отдельных  групп населения, также они  могут быть направлены на решение  конкретных экономических задач. 

    В процессе  перераспределения национального  дохода создается преобладающая  часть внебюджетных фондов, национальный  доход является источником формирования  внебюджетных фондов. Специальные  налоги и сборы, средства из  бюджетов и займы – это основные  методы, которые используются при  мобилизации национального дохода  при формировании фондов.

     Первоначально  внебюджетные фонды были в  виде специальных фондов или  особых счетов задолго до возникновения  бюджета - единого центрального  денежного фонда государства.  В связи с увеличением своей  деятельности государственная власть  нуждалась в больших расходах, которые необходимо было покрывать  за счет собственных средств.  Эти средства сосредотачивались  в особых фондах, которые были  предназначены для специальных  целей. Такого рода фонды носили  временный характер, так как с  осуществлением намеченных мероприятий  государством прекращали свое  существование. Следовательно, количество  фондов постоянно варьировалось:  тони возникали, то аннулировались.

Таким образом, можно дать определение категории «государственный внебюджетный фонд» - это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.1

Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь и имеют строго целевое  назначение. Они создаются на основе законодательных актов высших органов власти. В них указываются источники формирования, регламентируется их деятельность, определяется направление и порядок использования денежных фондов.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении  государственного бюджета. Государственные  внебюджетные фонды формируются  за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной  собственности.2

Внебюджетные  фонды формируются 2-мя способами:

  • Выделяются из бюджета определенные расходы, которые имеют особо важное значение
  • Формируется внебюджетный фонд с собственными источниками доходов для определенных целей (к последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения)

Возникновение этих двух фондов обусловлено появлением ранее неизвестных, новых расходов. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Цель расходования средств  обычно указывается в названии фонда.

Внебюджетные фонды делятся  на экономические и социальные, в зависимости от целевого назначения, в соответствии с уровнем управления на общегосударственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов можно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды,
  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.3

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в  ведении государственных органов  власти — центральных, республиканских  и местных.

Направление расходования средств, поступающих во, внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями  и содержанием разработанных  и реализуемых программ. Часть  средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды  могут выступать инвесторами  и участниками финансового рынка  в связи с тем, что, во-первых, нередко  использование денежных средств  не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: практически  отсутствует закрепленность доходов (в рамках бюджета) за конкретными  видами расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным, существует возможность  перелива средств по статьям расходов. Формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование  их для финансирования отдельных  общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности  является выходом из такой ситуации.

Источниками внебюджетных (специальных) фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых  создаются фонды. 4

По  принадлежности фонды делятся на:

- федеральные

- региональные

-муниципальные (в соответствии  с уровнями государственного  управления)

В российской практике с  началом реформ в бюджетной системе  право создавать внебюджетные фонды было предоставлено органам государственной власти всех уровней управления. Только на федеральном уровне было сформировано более 20 целевых внебюджетных фондов, в которых сосредотачивалось до 20% ВВП, при этом на долю централизованных фондов приходилось 60% всех внебюджетных ресурсов. Каждый внебюджетный фонд имел самостоятельную структуру управления, что ограничивало возможность контроля со стороны правительства за движением денежных средств.

Региональные и местные  органы государственной власти обладают полной самостоятельностью в решении  вопросов формирования внебюджетных фондов за счет местных источников. В частности, это могут быть:

    • фонды развития территорий;
    • фонды природоохранных мероприятий;
    • фонды социальной поддержки населения;
    • валютные фонды и др.

Общими направлениями  использования средств внебюджетных фондов являются следующие:

    • расходы, обусловленные назначением фондов;
    • расходы на учредительскую деятельность;
    • инвестиции.

По основным направлениям своей деятельности фонды освобождаются  от уплаты налогов, государственных  и таможенных пошлин.5

С переходом к рыночной экономике появлялась необходимость  в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

• социальной защиты населения  в условиях спада производства, роста  безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

• целевого использования  средств этих фондов;

• оперативного решения  социальных проблем, что в силах  сделать внебюджетные фонды, находящиеся  в распоряжении исполнительных органов  власти;

• новых методов перераспределения  средств в условиях перехода к  рыночной экономике;

• финансирования территориальных  нужд.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируются принципы функционирования. В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной  власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную  жизнь и финансовой поддержки  предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти  фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения  новых важных задач, которые требуют  особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут  при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через  механизм кредита. 6

Доходы  внебюджетных фондов включают:

- специальные целевые  налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда; 

- отчисления от прибыли  предприятий, учреждений, организаций; 

- средства бюджета; 

- прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом; 

- займы, полученные фондом  у банка страны или коммерческих  банков.

- другие доходы, предусмотренные  соответствующими законодательными  актами.

Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления