Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Посредством таких экономических форм, как доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспледеление общественного продукта происходит функционирование государственного бюджета.

Содержание

Введение
I. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
II. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
2. Инновационные фонды
III. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 71.16 Кб (Скачать файл)

По принадлежности инновационные  фонды делятся на государственные, местные, частные и общественные. Первые находятся в распоряжении центрального правительства, это наиболее важные фонды. У местных органов  власти имеется большое количество местных фондов, среди которых  наиболее крупными являются заемные  фонды. В Великобритании такой фонд действует с конца XIX в. и используется для финансирования капиталовложений, а в отдельных случаях - на покрытие кассовых разрывов в местных бюджетах. Частные фонды получили распространение  в сфере финансирования малого инновационного предпринимательства, а общественные некоммерческие (бесприбыльные) фонды - в сфере финансирования фундаментальных  научных исследований, которые не имеют коммерческого использования.

В зависимости от целей  использования инновационные фонды  подразделяются на научно-исследовательские, производственно-внедренческие, инвестиционно-кредитные, военные, межгосударственные.

Производственно-внедренческие  фонды предназначены для финансирования производственных нововведений на стадии опытно-конструкторских разработок и их внедрения в производственный процесс. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные и др. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме  безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

Развитие научно-технической  революции порождает создание научно-исследовательских  фондов, используемых для финансовой поддержки научных исследований в высших учебных заведениях, а  также содержания государственных  научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.

Инвестиционно-кредитные  фонды - это ресурсы, находящиеся  в распоряжении государственных  и частных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами  обладают юридические лица, выполняющие  государственные заказы или работающие в соответствии с государственными инновационными программами страны. 17

Инвестиционные фонды  являются одной из организационных  форм реализации нововведений, непосредственно  связанной с малым исследовательским  бизнесом. Эти фонды отличаются от появившихся у нас инновационных  банков тем, что чаще всего их деятельность носит не коммерческий, а филантропический характер, имеющий своей целью  финансовую поддержку как мелких фирм - новаторов, так и отдельных изобретателей-одиночек. Важную роль в инвестировании малых фирм играет Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов - безвозмездных целевых субсидий. Таким же примером может служить Инвестиционный фонд Министерства энергетики США, основанный в 1977 г. и занимающийся финансированием как отдельных исследовательских проектов, осуществляемых малыми фирмами, так и субсидированием индивидуальных изобретателей. Свою некоммерческую ориентацию фонд подчеркивает предпочтением к разработкам, имеющим "высокий риск провала".

В Швеции широко распространены акционерно-инвестиционные фонды, которым  правительство предоставило разнообразные  налоговые субсидии. До 1984 г. вкладчики  получай 30%-ую скидку с налогов на годовые сбережения в дополнение к не облагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. Затем  ее отменили, но остальные стимулы  остались. В 1985 г. на инвестиционные фонды  приходилось 6% всех акций, и их доля продолжает расти. Компании могут помещать в инвестиционные фонды до 50% чистого  дохода (эта сумма вычитается из налоговой базы).

Такой же иллюстрацией является правительственная организация "Японская корпорация по исследованиям и разработкам", занимающаяся финансированием малых  фирм, внедряющих перспективные технологии. Выданные корпорацией субсидии подлежат возврату лишь в том случае, если профинансированные инновации оказываются  прибыльными. Не следует думать, что  инвестиционные центры являются лишь правительственными учреждениями. Существует множество аналогичных филантропических центров, созданных общественными организациями и частными фирмами.

Военные фонды - резервы, находящиеся  главным образом в распоряжении главы государства, за счет которых  финансируются дополнительные целевые  инновационные мероприятия, имеющие  особую важность. К ним относятся  конфиденциальные (секретные) фонды  федерального бюджета, которые хотя и включаются в его расходную  часть, но отражаются по статьям, название и назначение которых неконкретно, например "Программа военного перевооружения". В настоящее время эти фонды  находятся в распоряжении либо непосредственно  президента, либо министерства обороны. Из них финансируются секретные  крупномасштабные научно-технические  проекты.

Межгосударственные фонды  являются проявлением интернационализации  финансирования инноваций и предназначены  для защиты интересов инновационного предпринимательства разных стран.

Государство стремится увеличить  число инновационных фондов для  получения в свое распоряжение больших  средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждает  правительство время от времени  объединять фонды или ликвидировать  некоторые из них.

Источником инновационных  фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть инновационных  фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода, остальные-при  его распределении. Так, производственно-внедренческие  фонды сферы материального производства формируются непосредственно за счет прибыли в процессе распределения  национального дохода, а научные  фонды нематериальной сферы формируются  в процессе перераспределения национального  дохода. Главными методами мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании инновационных фондов выступают: средства из бюджета, займы, добровольные взносы и очень редко специальные  налоги и сборы. Основной метод-это  займы.

Значительное количество государственных инновационных  фондов формируется за счет средств  государственного и местных бюджетов в зависимости от принадлежности. Средства из этих бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

Научно-исследовательские  фонды чаще всего получают доходы в виде субсидий из государственного бюджета. Доходами большинства частных  инновационных фондов выступают  займы. Инвестиционно-кредитные фонды  создаются только с помощью заемных  средств.

Общественные инновационные  фонды, которые являются некоммерческими  и бесприбыльными, образуются из добровольных взносов и пожертвований. К ним  относятся фонды, финансирующие  фундаментальные научные исследования.

При углублении циклических  и структурных кризисов государство  широко привлекает инновационные фонды  для обеспечения воспроизводства  на новой научно-технической базе. Они расширяют возможности для  финансовой поддержки частного инновационного сектора, а также малорентабельных государственных инновационных  предприятий.

Частично роль инновационных  фондов играют экономические фонды, которые стали возникать в  годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для оказания финансовой помощи предпринимательским объединениям, когда они при резком падении  темпов производства испытывали потребность  в дополнительном капитале. Одним  из первых государств, которое прибегло к такому методу, были США, создавшие  фонд реконструктивной финансовой корпорации. После второй мировой войны подобные фонды образуются во всех промышленно  развитых странах: в США - фонд перестройки  и развития экономики, а каждый штат имеет фонд агентства экономического развития; во Франции - фонд модернизации, фонд экономического и социального  развития, фонд промышленной адаптации  и конъюнктурный фонд; в Швеции - резервный инвестиционный фонд; в  Японии - инвестиционный бюджет, или  программа государственных инвестиций и займов, специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства  и местных властей), внебюджетные счета или балансы общественных корпораций. Главная их цель - поддержать и укрепить экономические позиции  частного бизнеса за счет нововведений.

В США, например, при относительно низком уровне налогов на прибыль  получили значительное распространение  фонды реконструкции и развития. Наряду с банками финансово-кредитными учреждениями являются фонды, занимающиеся инвестиционными и венчурными проектами  нововведений. Создаются они частными лицами, компаниями, корпорациями, крупными ТНК за счет отчисления от прибыли  и амортизационных отчислений.

Так во Франции действует  фонд экономического и социального  развития. В него поступают главным  образом займы, размещаемые на рынке  ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы нововведений, а также  планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров  в другие районы. Средства предоставляются  в форме безвозвратных ссуд и  долгосрочных льготных займов национализированным  и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в нововведения в соответствии с общегосударственной программный развития. Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации. На него также возложены задачи, связанные с региональным развитием. Капитальные вложения в промышленные нововведения осуществляются преимущественно через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется. 18

К доходам инновационных  внебюджетных фондов относятся:

    • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
    • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
    • средства бюджета;
    • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
    • займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

 

 

 

  1. Специальные фонды России: особенности и отличие от зарубежных фондов

В России специальные фонды  появились в середине 90-х гг. В  основном это экономические фонды  межотраслевого и отраслевого (ведомственного) характера, а также территориальные (региональные и местные) внебюджетные фонды.

Экономические фонды создавались, главным образом, для финансирования научных исследований, для стабилизации и развития отраслей, материально-технического обеспечения отдельных ведомств (правоохранительных, фискальных и  др.). В 1994 г. их насчитывалось более 30. Наиболее крупные из них - Российский фонд технологического развития и почти 20 отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.

Они формируются в федеральных  министерствах, а также корпорациях, ассоциациях, концернах, осуществляющих деятельность по разработке, финансированию и реализации комплексных программ и целевых научно-технических  программ и НИОКР. Они не являются самостоятельными юридическими лицами, а действуют от имени федеральных  министерств и иных органов, в  которых они образованы. Средства этих фондов формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий  и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости  реализуемой продукции. Осуществляет регистрацию этих фондов и ведет  их реестр Министерство науки и технической  политики РФ.

Одним из крупных внебюджетных фондов России на протяжении многих лет  был Дорожный фонд (федеральный и  территориальные дорожные фонды). Средства этого фонда формировались за счет так называемых дорожных налогов: налога с владельцев транспортных средств; налога на реализацию горюче-смазочных  материалов; налога на пользователей  автодорог; налога на приобретение автомобилей; акцизов с продажи легковых автомобилей. Средства расходуются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, дорог, относящихся к собственности субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

До 1997 г. этот фонд функционировал самостоятельно. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» средства Федерального дорожного фонда РФ в 1997 г. были консолидированы с федеральным бюджетом. В настоящее время Дорожный фонд полностью включен в состав федерального и не существует даже в виде отдельного целевого фонда.19

К  фондам, которые существовали как бюджетные фонды можно отнести:

  • Экологический фонд
  • Фонд развития таможенной системы РФ
  • Государственный фонд борьбы с преступностью
  • Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
  • Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водно-биологических ресурсов, Фонд Министерства РФ по атомной энергии
  • Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ

Все эти фонды до 2001 г. существовали как целевые бюджетные  фонды в составе федерального бюджета. После 2001 г. из всех перечисленных  фондов в составе федерального бюджета  остался только один - Фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления