Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Посредством таких экономических форм, как доходы и расходы, которые выражают последовательные этапы распределения и перераспледеление общественного продукта происходит функционирование государственного бюджета.
Введение
I. Общее понятие специальных (внебюджетных) фондов
II. Специальные фонды зарубежных стран Специальные фонды зарубежных стран
1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика
2. Инновационные фонды
III. Специальные фонды России: особенности и отличия от зарубежных фондов
Заключение
Список использованной литературы
По принадлежности инновационные
фонды делятся на государственные,
местные, частные и общественные.
Первые находятся в распоряжении
центрального правительства, это наиболее
важные фонды. У местных органов
власти имеется большое количество
местных фондов, среди которых
наиболее крупными являются заемные
фонды. В Великобритании такой фонд
действует с конца XIX в. и используется
для финансирования капиталовложений,
а в отдельных случаях - на покрытие
кассовых разрывов в местных бюджетах.
Частные фонды получили распространение
в сфере финансирования малого инновационного
предпринимательства, а общественные
некоммерческие (бесприбыльные) фонды
- в сфере финансирования фундаментальных
научных исследований, которые не
имеют коммерческого
В зависимости от целей
использования инновационные
Производственно-внедренческие
фонды предназначены для
Развитие научно-технической революции порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансовой поддержки научных исследований в высших учебных заведениях, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.
Инвестиционно-кредитные фонды - это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и частных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными инновационными программами страны. 17
Инвестиционные фонды
являются одной из организационных
форм реализации нововведений, непосредственно
связанной с малым
В Швеции широко распространены акционерно-инвестиционные фонды, которым правительство предоставило разнообразные налоговые субсидии. До 1984 г. вкладчики получай 30%-ую скидку с налогов на годовые сбережения в дополнение к не облагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. Затем ее отменили, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и их доля продолжает расти. Компании могут помещать в инвестиционные фонды до 50% чистого дохода (эта сумма вычитается из налоговой базы).
Такой же иллюстрацией является правительственная организация "Японская корпорация по исследованиям и разработкам", занимающаяся финансированием малых фирм, внедряющих перспективные технологии. Выданные корпорацией субсидии подлежат возврату лишь в том случае, если профинансированные инновации оказываются прибыльными. Не следует думать, что инвестиционные центры являются лишь правительственными учреждениями. Существует множество аналогичных филантропических центров, созданных общественными организациями и частными фирмами.
Военные фонды - резервы, находящиеся главным образом в распоряжении главы государства, за счет которых финансируются дополнительные целевые инновационные мероприятия, имеющие особую важность. К ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета, которые хотя и включаются в его расходную часть, но отражаются по статьям, название и назначение которых неконкретно, например "Программа военного перевооружения". В настоящее время эти фонды находятся в распоряжении либо непосредственно президента, либо министерства обороны. Из них финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.
Межгосударственные фонды
являются проявлением
Государство стремится увеличить число инновационных фондов для получения в свое распоряжение больших средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждает правительство время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые из них.
Источником инновационных
фондов, как и других звеньев финансовой
системы, является национальный доход.
Преобладающая часть
Значительное количество государственных инновационных фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов в зависимости от принадлежности. Средства из этих бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.
Научно-исследовательские фонды чаще всего получают доходы в виде субсидий из государственного бюджета. Доходами большинства частных инновационных фондов выступают займы. Инвестиционно-кредитные фонды создаются только с помощью заемных средств.
Общественные инновационные
фонды, которые являются некоммерческими
и бесприбыльными, образуются из добровольных
взносов и пожертвований. К ним
относятся фонды, финансирующие
фундаментальные научные
При углублении циклических
и структурных кризисов государство
широко привлекает инновационные фонды
для обеспечения
Частично роль инновационных
фондов играют экономические фонды,
которые стали возникать в
годы мирового экономического кризиса
(1929-1933 гг.) для оказания финансовой
помощи предпринимательским
В США, например, при относительно
низком уровне налогов на прибыль
получили значительное распространение
фонды реконструкции и
Так во Франции действует
фонд экономического и социального
развития. В него поступают главным
образом займы, размещаемые на рынке
ссудных капиталов, а также отчисления
из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные
программы нововведений, а также
планы регионального развития, размещения
производительных сил в стране, переквалификации
рабочей силы и перевода промышленных
предприятий из индустриальных центров
в другие районы. Средства предоставляются
в форме безвозвратных ссуд и
долгосрочных льготных займов национализированным
и частным предприятиям, осуществляющим
инвестиции в нововведения в соответствии
с общегосударственной
К доходам инновационных внебюджетных фондов относятся:
В России специальные фонды появились в середине 90-х гг. В основном это экономические фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) характера, а также территориальные (региональные и местные) внебюджетные фонды.
Экономические фонды создавались, главным образом, для финансирования научных исследований, для стабилизации и развития отраслей, материально-технического обеспечения отдельных ведомств (правоохранительных, фискальных и др.). В 1994 г. их насчитывалось более 30. Наиболее крупные из них - Российский фонд технологического развития и почти 20 отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.
Они формируются в федеральных министерствах, а также корпорациях, ассоциациях, концернах, осуществляющих деятельность по разработке, финансированию и реализации комплексных программ и целевых научно-технических программ и НИОКР. Они не являются самостоятельными юридическими лицами, а действуют от имени федеральных министерств и иных органов, в которых они образованы. Средства этих фондов формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции. Осуществляет регистрацию этих фондов и ведет их реестр Министерство науки и технической политики РФ.
Одним из крупных внебюджетных фондов России на протяжении многих лет был Дорожный фонд (федеральный и территориальные дорожные фонды). Средства этого фонда формировались за счет так называемых дорожных налогов: налога с владельцев транспортных средств; налога на реализацию горюче-смазочных материалов; налога на пользователей автодорог; налога на приобретение автомобилей; акцизов с продажи легковых автомобилей. Средства расходуются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, дорог, относящихся к собственности субъектов РФ, а также затрат на управление дорожным хозяйством.
До 1997 г. этот фонд функционировал самостоятельно. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год» средства Федерального дорожного фонда РФ в 1997 г. были консолидированы с федеральным бюджетом. В настоящее время Дорожный фонд полностью включен в состав федерального и не существует даже в виде отдельного целевого фонда.19
К фондам, которые существовали как бюджетные фонды можно отнести:
Все эти фонды до 2001 г. существовали как целевые бюджетные фонды в составе федерального бюджета. После 2001 г. из всех перечисленных фондов в составе федерального бюджета остался только один - Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
Информация о работе Специальные фонды в зарубежных странах: значение, состав, особенности управления