Специальные фонды, их роль. Внебюджетные федеральные фонды, доходы внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Именно рассмотрению вопросов, связанных с сущностью внебюджетных фондов РФ и процессом их формирования, посвящен первый раздел курсовой работы. Во втором разделе будут приведены результаты формирования бюджета города на запланированный год, анализ структуры доходов и расходов, а также оценка его сбалансированности.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА ИБМП

КУРСОВАЯ РАБОТА  
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ

Доцент       Г.С. Беликова
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Специальные фонды, их роль. Внебюджетные федеральные  фонды, доходы внебюджетных фондов.

по  дисциплине: Финансы и управленческий учет
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР. М753Кс       Кораблёв Д.В.
      подпись, дата   инициалы, фамилия
 

Санкт –  Петербург 
2010
 
Содержание

 

Введение

 

       Переход к рыночной экономике сопровождался  формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

       Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств, чтобы покрыть их. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

       С укреплением централизованного  государства  начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Именно рассмотрению вопросов, связанных с сущностью внебюджетных фондов РФ и процессом их формирования, посвящен первый раздел курсовой работы. Во втором разделе будут приведены результаты формирования бюджета города на запланированный год, анализ структуры доходов и расходов, а также оценка его сбалансированности.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Внебюджетные  федеральные фонды
    1. Социально – экономическая  сущность внебюджетных фондов
 

       Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: Государственные и муниципальные финансы; финансы предприятий; страхование; кредитно-банковская система РФ; система государственных финансовых органов и финансы населения.

       Государственные и муниципальные финансы в  свою очередь делятся на: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

       Внебюджетные  фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

       На  основе Закона РСФСР "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года  органы власти в рамках законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

       Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

       Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

       - запланированы органами власти  и управления и имеют  строгую  целевую направленность;

       - денежные средства фондов используются  для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

       - формируются в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

       - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

       - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

       - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

       - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на то органа (Правление фонда).

       Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации  и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

       Начиная с 1992 года в РФ, создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные фонды; по целевому назначению – на экономические и социальные.

    1. Источники формирования внебюджетных фондов
 

       Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо большое значение, другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для использования в определенных целях.

       Внебюджетные  фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда  указана цель расходования средств.

       Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

       Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центральных и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов).

    1. Связи между внебюджетными фондами
 

       Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

       При односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

       При двусторонних связях денежный поток  движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

       При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение  с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

  1. Социальные  внебюджетные фонды РФ
    1. Пенсионный  фонд (ПФР)

   Пенсионный  фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации  Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

     Изначально  основной функцией Пенсионного фонда  России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

     В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 

     В дальнейшем система страховых взносов  была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

     Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

Информация о работе Специальные фонды, их роль. Внебюджетные федеральные фонды, доходы внебюджетных фондов