Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование муниципальных заимствований, их форм, содержания и методов.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные понятия, касающиеся муниципальных займов;
2) Описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов;
3) Выяснить нюансы присущие использованию муниципальных облигаций в РФ;
Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования, строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проектов в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.
Облигации могут выпускаться: а) на строительство, модернизацию, ремонт объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение; б). на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются).
Обычно в
условиях выпуска тщательно
В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.
Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются неравномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, с сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
1. за счет будущих налогов;
2. за счет
зачета налогоплательщика сумм,
вложенных в облигации, при
определении размеров
3. под ожидаемые
в будущем дотации от
4. под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;
5. под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.
Другие условия
выпуска муниципальных облигаци
Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:
Таблица 1.1 «Характеристика муниципальной облигации»
Вид муниципальной |
Характеристика муниципальной облигации |
Облигации общего
покрытия. |
Облигации без
обеспечения под общее обязател |
Облигации с ограниченным покрытием |
Облигации без
обеспечения под общее |
Облигации с
целевым покрытием. |
Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта. Облигации могут выпускаться как на строительство, модернизацию или ремонт объекта (например, аэропорта, морского порта, дорог, мостов), доходы от которого будут направлены на ее погашение, так и на другие цели, но под доходы от объектов муниципальной собственности. |
Краткосрочные (3–12 месяцев) облигации под ожидаемые поступления |
Облигации могут
иметь следующие варианты погашения: |
По способу покрытия муниципальные облигации можно классифицировать следующим образом:
Рисунок 1.1 Классификация муниципальных
займов
по характеру решаемых задач
Инвестиционные займы выпускаются для финансирования социально-экономических проектов, жилищного строительства, развития местной инфраструктуры.
Социальные займы имеют своей целью защиту сбережений населения от инфляции, финансирования социальных программ, создания новых рабочих мест, решения экологических проблем.
Бюджетные займы выпускаются для финансирования текущих расходов (покрытие дефицита) бюджета, сглаживания и равномерности поступления платежей, погашения задолженности перед предприятиями, решения проблем взаиморасчетов.
Муниципальные заимствования могут быть только внутренними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте.
Внутренние заимствования
Одной из основных форм муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.
Коммерческие банки и другие кредитные организации кредиту органы местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.
В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами.
1.3Общие положения
о порядке осуществления
1) по ценным
бумагам муниципального
2) бюджетным кредитам, привлеченным в
местный бюджет от других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных
организаций;
4) гарантиям муниципального образования
(муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального
образования не могут существовать в иных
видах, за исключением предусмотренных
настоящим подпунктом.
Учет и регистрация муниципальных долговых
обязательств осуществляются в муниципальной
долговой книге муниципального образования.
2 ПРИНЦИПЫ ТОРГОВЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБЛИГАЦИЯМИ, МОДЕЛИ ЗАЙМОВ;
Муниципальные заимствования,
осуществляемые в виде займов и кредитов,
приводят к формированию в распоряжении
органов местного самоуправления дополнительных
средств, направляемых на удовлетворение
общественных потребностей. Исходя из
вышеизложенного муниципальные заимствования можно
Наиболее популярными моделями займов местных органов власти являются:
Жилищные займы служат яркими примерами целевых инвестиционных займов, также они являются доходными (смешанного покрытия); среднесрочными
(долгосрочными);
погашаемыми в денежной и
С точки зрения форм выплаты дохода и погашения облигаций различают две модели займов.
Первая, получившая
более широкое распространение,
предусматривает в качестве основной
формы погашения облигаций
К жилищным близко примыкают пока немногочисленные телефонные займы, средство от размещения которых идут на строительство АТС и закупку оборудования для них, а обязательства погашаются установкой телефонных номеров или деньгами.
Арбитражные займы характеризуются как нецелевые; общего (смешанного покрытия); среднесрочные; погашаемые в денежной форме (розыгрыши призов).
В данной форме
наиболее четко проявляется во многом
спекулятивный характер рынка региональных
и местных займов. Арбитражные
займы могут заметно различатьс
Впоследствии полученная прибыль расходуется на обслуживании займа и финансировании программ (проектов в соответствии с провозглашенными эмитентом целями.
ГКО-подобые
займы характеризуются как
Обеспечиваются они бюджетом и имуществом эмитента. Особенностью этих займов является то, что они размещаются отдельными сериями сроком от 2 до 12 месяцев через аукционную форму продажи. Источником дохода по ним, как правило, служат депозитно-арбитражные операции. Довольно часто инструмент займа типа ГКО рассматривается эмитентами в качества средства развития инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг.
Успех таких займов у местных властей, объясняется обработанностью схемы ГКО, простой и эффективностью заложенных в ней технологических решений.
Рисунок 2.1. Структура объемов выпуска облигаций по группам займов
Промышленные (социальные) инвестиционные займы характеризуются как целевые; смешанного покрытия; среднесрочные (до 5 лет); погашаемые в денежной форме, либо в натуральной форме.
В условиях общей нестабильности финансового и фондового рынков займы этого типа имеют черты арбитражных. Условиями выпуска таких займов предусматривается (почти всегда) создание различных резервных (страховых) фондов.