Специфика муниципальных займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование муниципальных заимствований, их форм, содержания и методов.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные понятия, касающиеся муниципальных займов;
2) Описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов;
3) Выяснить нюансы присущие использованию муниципальных облигаций в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Например, строительство  аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования, строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проектов в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.

Облигации могут выпускаться: а) на строительство, модернизацию, ремонт объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение; б). на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются).

Обычно в  условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая – на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае их валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике, нет.

В условиях выпуска  облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.

  • Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета.

Многие бюджеты  страдают от кассовых разрывов в течение  года: расходы осуществляются неравномерно при сезонности поступления налоговых  и иных доходов (например, с сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:

1. за счет  будущих налогов;

2. за счет  зачета налогоплательщика сумм, вложенных в облигации, при  определении размеров налоговых  платежей;

3. под ожидаемые  в будущем дотации от вышестоящий  бюджетов;

4. под поступления  доходов от объектов, находящихся  в муниципальной собственности;

5. под сочетание  на долевых началах указанных  источников платежей.

Другие условия  выпуска муниципальных облигаций.

Так же, как и  облигации предприятий, муниципальные  облигации могут выпускаться:

  • именными и на предъявителя;
  • на любые сроки;
  • без ограничений и ли с ограничениями по возможности обращения;
  • под залог имущества или без совершения залога;
  • купонные и бескупонные;
  • серийные (погашение сериями внутри срока з0айма) и срочные (с единым срокам погашения; с фондом погашения или без него;
  • с фиксированным и колеблющимся процентом; беспроцентные
  • отзывные и без права отзыва эмитентом;
  • с правом обратной продажи и без таковой;
  • в качестве зеро-купонов;
  • с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых;
  • с субординацией «по старшинству» и «меньшинству» различных выпусков муниципальных облигаций.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Таблица 1.1 «Характеристика муниципальной облигации»

Вид муниципальной  
облигации

Характеристика  муниципальной облигации

Облигации общего покрытия. 
Обычно выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита бюджета

Облигации без  обеспечения под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Обычно уточняется определение общей налоговой способности (виды налогов, ограничения со стороны центрального правительства)

Облигации с ограниченным покрытием

Облигации без  обеспечения под общее обязательство  погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается  не общей способностью властей к  взысканию налогов, а конкретным налоговым источником

Облигации с  целевым покрытием. 
Облигации данного вида называют подоходными.

Облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта. Облигации  могут выпускаться как на строительство, модернизацию или ремонт объекта (например, аэропорта, морского порта, дорог, мостов), доходы от которого будут направлены на ее погашение, так и на другие цели, но под доходы от объектов муниципальной собственности.

Краткосрочные (3–12 месяцев) облигации под ожидаемые  поступления

Облигации могут  иметь следующие варианты погашения: 
– за счет будущих налогов; 
– за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации; 
– под ожидаемые поступления доходов от объектов муниципальной собственности; 
– под сочетание источников




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По способу покрытия муниципальные облигации можно классифицировать следующим образом:

Рисунок 1.1 Классификация муниципальных займов  
по характеру решаемых задач

Инвестиционные  займы выпускаются для финансирования социально-экономических проектов, жилищного строительства, развития местной инфраструктуры.

Социальные  займы имеют своей целью защиту сбережений населения от инфляции, финансирования социальных программ, создания новых рабочих мест, решения экологических проблем.

Бюджетные займы выпускаются для финансирования текущих расходов (покрытие дефицита) бюджета, сглаживания и равномерности поступления платежей, погашения задолженности перед предприятиями, решения проблем взаиморасчетов.

 

 

Муниципальные заимствования могут быть только внутренними. Внутренние заимствования  проводятся на национальном рынке и  в национальной валюте.

Внутренние заимствования могут проводить органы местного самоуправления.

Одной из основных форм муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.

Коммерческие  банки и другие кредитные организации  кредиту органы местного самоуправления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствований.

В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами.

1.3Общие положения  о порядке осуществления муниципальных  займов

1.1. Настоящее положение разработано  на основании Бюджетного кодекса  РФ, Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяет основные принципы муниципальных заимствований, порядок управления, контроля и обслуживания муниципального долга на территории.  
1.2. Термины и понятия, применяемые в целях настоящего положения:  
муниципальные заимствования - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;  
муниципальный долг - обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленных Бюджетным кодексом РФ, принятые на себя муниципальным образованием;  
муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование _(гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств местного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;  
реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.  
1.3. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по видам долговых обязательств муниципального образования.  
1.4. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств:

1) по ценным  бумагам муниципального образования  (муниципальным ценным бумагам);  
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;  
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;  
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).  
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим подпунктом.  
Учет и регистрация муниципальных долговых обязательств осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ПРИНЦИПЫ ТОРГОВЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБЛИГАЦИЯМИ, МОДЕЛИ ЗАЙМОВ;

                                      2.1 Модели займов

 Муниципальные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов местного самоуправления дополнительных средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного муниципальные заимствования можно определить как отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа местного самоуправления (заемщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Наиболее популярными  моделями займов местных органов  власти являются:

  • жилищные (телефонные);
  • арбитражные;
  • ГКО-подобные;
  • промышленные (социальные) инвестиционные займы.

Жилищные займы служат яркими примерами целевых инвестиционных займов, также они являются доходными (смешанного покрытия); среднесрочными

(долгосрочными); погашаемыми в денежной и натуральной  (жильем) формах.

С точки зрения форм выплаты дохода и погашения  облигаций различают две модели займов.

Первая, получившая более широкое распространение, предусматривает в качестве основной формы погашения облигаций жильем, а денежными средствами лишь в  качестве вспомогательной формы. Облигации  в этом случае имеют как бы двойственное выражение номинала – в рублях и квадратных метрах жилья – и по сути представляют собой обязательство предоставить инвестору определенной количество квадратных метров жилья при условии накопления необходимого количества бумаг, соответствующего площади квартиры.

К жилищным близко примыкают пока немногочисленные телефонные займы, средство от размещения которых идут на строительство АТС и закупку оборудования для них, а обязательства погашаются установкой телефонных номеров или деньгами.

Арбитражные займы  характеризуются как нецелевые; общего (смешанного покрытия); среднесрочные; погашаемые в денежной форме (розыгрыши призов).

В данной форме  наиболее четко проявляется во многом спекулятивный характер рынка региональных и местных займов. Арбитражные  займы могут заметно различаться по декларируемым целям. Это может быть финансирование социальных программ, промышленно-инвестиционных проектов и т.п. Однако общим и весьма характерным для всех является то, что их жизненный цикл распадается как бы н а две фазы. Привлеченные в процессе первичного размещения средства (все или большая часть) на первой фазе направляются в сфер у чисто финансовых операций, например н а депозиты банков, на операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, на рынок коммерческого кредитования, с целью получения прибыли (арбитража).

Впоследствии  полученная прибыль расходуется  на обслуживании займа и финансировании программ (проектов в соответствии с провозглашенными эмитентом целями.

ГКО-подобые  займы характеризуются как нецелевые; общего покрытия (смешанного покрытия); краткосрочные; размещаемые сериями через- аукционы; погашаемые в денежной форме. Эмитируются для финансирования дефицита и расходов бюджета.

Обеспечиваются  они бюджетом и имуществом эмитента. Особенностью этих займов является то, что они размещаются отдельными сериями сроком от 2 до 12 месяцев через аукционную форму продажи. Источником дохода по ним, как правило, служат депозитно-арбитражные операции. Довольно часто инструмент займа типа ГКО рассматривается эмитентами в качества средства развития инфраструктуры регионального рынка ценных бумаг.

Успех таких  займов у местных властей, объясняется  обработанностью схемы ГКО, простой  и эффективностью заложенных в ней  технологических решений.

Рисунок 2.1. Структура объемов выпуска облигаций по группам займов

 

Промышленные (социальные) инвестиционные займы характеризуются  как целевые; смешанного покрытия; среднесрочные (до 5 лет); погашаемые в денежной форме, либо в натуральной форме.

В условиях общей  нестабильности финансового и фондового рынков займы этого типа имеют черты арбитражных. Условиями выпуска таких займов предусматривается (почти всегда) создание различных резервных (страховых) фондов.

Информация о работе Специфика муниципальных займов