Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование муниципальных заимствований, их форм, содержания и методов.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные понятия, касающиеся муниципальных займов;
2) Описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов;
3) Выяснить нюансы присущие использованию муниципальных облигаций в РФ;
В США весь долг правительства часто называют валовым. Валовой долг представляет собой сумму долга перед публикой (публичный долг) и ГЦБ на счетах правительственных организации (внебюджетных фондов, штатов, местных администраций и т.п). публичный долг состоит из ГЦБ, находящихся в собственности центрального банка и неправительственных инвесторов. Он показывает, какую часть общественного богатства правительство абсорбировало, чтобы финансировать свои обязательства.
Поскольку публичный долг возникает в ходе операций правительства на финансовом рынке, он считается рыночным долгом и состоит в основном из торгуемых и неторгуемые ГЦБ. Торгуемые ГЦБ можно перепродать после продажи их правительством, поэтому что они переводимы с одного лица на другое. Сберегательные облигации и другие неторгуемые ГЦБ включаются в рыночный долг, т.к. предназначены для розничных инвесторов и размещаются через рыночных и финансовых посредников. Рыночный долг дает примерное представление о конкуренции между государством и другими секторами на рынке капиталов. Эта конкуренция влияет на рыночные процентные ставки и частное накопление. Кроме того, проценты по долгу перед публикой есть вычет из дохода налогоплательщиков.
Нередко правительство США занимает у самого себя (внутри правительственный долг). Долг выполняет учетную, бухгалтерскую функцию и не означает, что правительство имеет обязательства по финансированию программ внебюджетных фондов, являющихся внутренними кредиторами правительства. Долг «учитывает» их суммарный профицит и причитающиеся на него проценты Общий государственный секьюритизированный долг США с учетом ценных бумаг, выпущенных Казначейством и принадлежащих государственным фондам, составляет 7,379 трлн. Долл., что превышает суммарный государственный долг стран США имеет тенденцию к росту. За последние 10 лет он увеличился на 57%. Конгресс США периодически (но не ежегодно) вынужден принимать решение о повышении максимального уровня государственного долга. Говоря о методах управления государственных долгом в США, стоит особо отметить погашение долга, начатое в 1999 г. Путем выкупа долговых обязательств. Историческое решение погасить 30 млрд. долл. Долга приняла администрация президента Клинтона. Последний раз подобную экономическую акцию осуществил президент США Эндрю Джексоном в 1935 г.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ
3.1 Недостатки и пути совершенствования управления муниципальными заимствованиями и инвестициями
Сегодня города
и регионы вынуждены
За рубежом ежегодные
заимствования муниципалитетов достигают
15-20% доходов бюджета. Учитывая большой
объем инвестиционных потребностей в
России, логично предположить, что российский
рынок заимствований муниципальных и
региональных органов власти переживает
бум. Однако это не так. Развитие института
государственных и муниципальных заимствований
тормозится по следующим причинам:
низкая предпринимательская активность
кредитных организаций, уже работающих
на финансовом рынке. Именно активное
предложение со стороны банков в конечном
счете будет стимулировать спрос со стороны
администраций; в администрациях городов
и регионов почти не отслеживают тенденции
финансового рынка. Управление заимствованиями
и инвестициями не рассматривается в качестве
единой системы;
в большинстве администраций качество
управления финансами не всегда соответствует
требованиям лучшей практики. В первую
очередь это касается управления долгом,
среднесрочного финансового планирования,
управления инфраструктурными инвестиционными
проектами;
государство проводит бюджетную политику,
которая в недостаточной степени отвечает
потребностям муниципальных образований.
В связи с этим их финансовое положение
нестабильно и значительно различается
в разных регионах.
Для привлечения муниципального
займа необходимы три основных условия:
- Наличие и качество среднесрочного финансового
плана. Для того чтобы разработать график
погашения средне- и долгосрочных заимствований,
нужно спрогнозировать доходы и расходы
местного бюджета на среднесрочный период.
Качественно выполнить этот прогноз возможно,
имея перспективный финансовый план. Как
показывает практика, такой план, отражающий
возможность муниципалитета составить
обоснованный график погашения принятых
долговых обязательств, в муниципальных
образованиях либо отсутствует, либо составляется
по упрощенной схеме (использованием только
одного показателя прогноза социально-экономического
развития - индекса потребительских цен).
Отсутствие перспективного финансового
плана можно считать противопоказанием
для выпуска муниципального займа;
- Наличие и качество адресной инвестиционной
программы (адресной программы капитальных
вложений). Отсутствие перечня проектов
для финансирования означает, что либо
цели использования заемных средств не
определены, либо за счет заемных средств
будут финансироваться текущие расходы.
И то и другое крайне нежелательно;
- Соблюдение ограничений, установленных
БК РФ для привлечения муниципального
займа. Данные ограничения по степени
важности можно распределить в следующем
порядке:
- расходы муниципального бюджета на обслуживание
долга не должны превышать 15% суммы доходов
без учета финансовой помощи;
- дефицит муниципального бюджета должен
составлять не более 10% суммы доходов без учета финансовой
- объем муниципального долга не должен
превышать объема доходов муниципального бюджета;
- текущие расходы муниципального бюджета
не могут быть больше объема доходов бюджета.
Исходя
из этих ограничений, сегодня не следует
рекомендовать большинству муниципальных
образований привлекать займы (за исключением
краткосрочных заимствований на покрытие
кассовых разрывов).
В то же время для развития института
заимствований муниципалитетам следует
внедрить или повысить качество среднесрочного
финансового планирования, а также разработать
муниципальные инвестиционные программы.
Выбирая форму заимствований, необходимо
учесть, что ведущие генеральные агенты
вряд ли захотят работать с облигационными
выпусками объемом менее 50 млн руб. Следовательно,
многим муниципальным образованиям целесообразнее
ориентироваться на привлечение банковских
кредитов.
3.2 Зарубежный опыт использования
муниципальных заимствований
В Финляндии каждый муниципалитет
самостоятельно определяет уровень заимствований
и выбирает их источник путем конкурентного
отбора среди финансовых институтов. За
всю историю независимой Финляндии не
было ни одного случая дефолта муниципалитетов
по своим долгам. Финское агентство муниципальных
заимствований существует в форме бесприбыльной
кредитной организации, целью которой
является обеспечение дешевого стабильного
финансирования своих членов через размещение
облигационных займов на внутреннем и
внешних финансовых рынках, а также предоставление
им банковских услуг. Оно активно управляет
свободными денежными средствами муниципалитетов
на финансовых рынках и взимает за это
соответствующие комиссии.
Формирование отношений заимствований
на уровне субъектов РФ и муниципальных
образований, их правовое регулирование
и организационное обеспечение находятся
в начальной стадии.
Все это свидетельствует о том,
что в отличие от зарубежных стран в настоящее
время в России муниципальные заимствования
распространены недостаточно. Формирование
отношений заимствований на уровне субъектов
РФ и муниципальных образований, их правовое
регулирование и организационное обеспечение
находятся в начальной стадии. Это связано
с тем, что на финансовое состояние российских
муниципальных образований значительное
влияние оказали реформа местного самоуправления
и мировой экономический кризис. Поэтому
по-прежнему ведущую роль в структуре
доходов бюджетов муниципальных образований
играют безвозмездные перечисления из
вышестоящих бюджетов.
В то же время для повышения уровня фискальной
автономии муниципальных образований,
а значит, увеличения возможностей для
их заимствований органам государственной
власти субъектов РФ более целесообразно
увеличить объем нецелевой финансовой
помощи местным бюджетам, сократив межбюджетные
трансферты, имеющие целевой характер.
В России необходимо создать муниципальное
долговое агентство, которое станет институтом
национального развития, преодоления
неравномерности экономического и социального
положения российских муниципальных образований,
инструментом финансирования приоритетных
национальных проектов на муниципальном
уровне. Это единственный эффективный
способ централизованного рыночного кредитования
муниципалитетов России для целей их социально-экономического
развития, тем более в кризисной ситуации.
Агентство по управлению долгом муниципалитетов
в России может быть федеральным эмиссионно-кредитным
государственным агентством с особым
статусом, специальными задачами и правом
эмиссии облигаций для привлечения средств
в целях кредитования бюджетных инвестиционных
программ, ориентированных на социально-экономическое
развитие российских муниципалитетов
и реализацию приоритетных национальных
проектов. Такое агентство превратило
бы мелкие муниципальные займы и отдельные
короткие банковские кредиты в крупные
высоколиквидные выпуски облигаций, обращающихся
на всероссийском рынке капиталов.
С. Пахомов,
глава Москомзайма
3.3 Группы муниципальных займов, эмитированные на реализацию инвестиционных проектов
По уровню экономического эффекта муниципальные займы, эмитированные на реализацию инвестиционных проектов, можно разделить на следующие группы :
1 Рентабельные проекты, доходы по которым способны не только покрыть все затраты эмитента по подготовке и проведению займа, но и обеспечить бюджету определенную прибыль.
2. Окупаемые
проекты, не приносящие
3. Некоммерческие проекты, не восполняющие в полном объеме затраты по займу (в том числе, не приносящие дохода вообще) и полностью погашаемые за счет средств бюджета эмитента (наилучший вариант - за счет доходов от реализации рентабельных проектов).
Работа по привлечению инвестиций в регион является действенной в том случае, когда она является постоянной и предполагает наличие определенной стратегии и тактики, а не представляет собой бессистемный набор удачных разовых мероприятий. Поэтому наиболее целесообразным является создание единого механизма, с одной стороны, обеспечивающего постоянное привлечение средств и постоянное присутствие эмитента на рынке, а с другой - постоянный отбор, подготовку и реализацию все новых и новых инвестиционных проектов .
Важнейшим условием успешной реализации идеи муниципального заимствования является проведение эффективной инвестиционной политики, предполагающей продуманную систему вложения средств в инвестиционные проекты, поэтому говорить об успешности выбранной стратегии рано.
Уже сейчас можно отметить, что займы не носят четко инвестиционного характера. Инвесторам предлагается просто покупать облигации без четкой целевой направленности, поскольку средства от размещения всех займов попадают в резервно-операционный фонд, где обезличиваются и инвестируются по усмотрению городского правительства. Кроме того, некоторые проекты нельзя признать: первоочередными и социально значимыми (скорее, это проекты благоустройства города); проектами с быстрыми сроками окупаемости. Погашаться такие займы будут за счет средств городского бюджета, поскольку неизвестно, окупятся ли проекты в установленный срок, а возвращать заемные средства эмитенту придется .
Представляется
обоснованным использовать в качестве
главных целевых установок в
социально-экономическом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальный займ представляет собой привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти, в случае дефицита регионального(местного) бюджета или на небюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Успешное проведение муниципального займа и, как следствие - реализация поставленных задач, зависит от проработанности всех стадий его осуществления. Необходимо четко поставить цели и определить стратегию заимствования, продумать способы размещения и погашения обязательств, оценить реальность проекта, и, конечно, учесть опыт регионов и городов уже применивших на практике данный инструмент.
Цели займа могут быть самыми разнообразными, но перед разработчиками в любом случае стоит задача сделать заем, с одной стороны, привлекательным, а с другой -- обеспеченным. Только тогда можно избежать провала размещения или погашения.
В России весьма часто
встречается неэкономический
Показателен и поучителен опыт муниципальных заимствований в развитых странах. Муниципальные займы за рубежом - традиционный и широко распространенный способ реализации органами власти регионов и городов своих финансовых потребностей как краткосрочного так и долгосрочного характера. Принципиально различаются банковские кредиты и выпуск муниципальных облигаций.