Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:06, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование муниципальных заимствований, их форм, содержания и методов.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные понятия, касающиеся муниципальных займов;
2) Описать процедуру размещения и функционирования муниципальных займов;
3) Выяснить нюансы присущие использованию муниципальных облигаций в РФ;
2.2 Облигации, выпускаемые местными органами власти
Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней проценте от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Муниципальные облигации – облигации, выпускаемые местными органами власти.
В качестве эмитентов
муниципальных облигаций могут
выступать в РФ органы власти национально-государственных
и административно-
При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.
Рисунок 2.2 Принципы торговли облигациями
Наиболее распространенный
тип облигаций в мире - это облигации
компаний.
Привлекательность этих (как и других)
облигаций в том, что они в отличие
от акций могут продаваться по эмиссионной
стоимости, которая ниже их
номинальной стоимости, например, за 98
000 руб. Вместо 100000 руб.
Такая скидка с цены дизажио. Кроме того,
может быть достигнута
договоренность, что и погашение облигации
будет проведено не по
номинальному, а по более высокому курсу,
например, по 103000 руб. Вместо
100000 руб. Таким образом возникает надбавка,
или ажио, которая при
соответствующем сроке погашения облигаций
представляется как
дополнительный доход ( наряду с процентными
платежами ). Суммарный доход
( процент и ажио или дизажио ) облигации
считается важным показателем
при оценке условий облигации. В большинстве
случаев вкладчики
приобретают эти ценные бумаги по курсу,
отличающемуся от номинального.
В соответствии с этим доход и номинальный
процент по облигации могут
существенно отличаться. Доход по ценным
бумагам с фиксированным доходом
рассчитывается по следующей формуле:
N
Y = -------------- * 100, где
P
Y - доход
N - номинальный процент
P - эмиссионный курс по ценной бумаги
Пример: Допустим,
Вы купили по номиналу облигацию достоинством
1000
руб., которая имеет доходность 8 % и срок погашения 5 лет. Доход
будет
равен:
0,08 * 1000 = 80 руб.
Предположим далее, что та же облигация
куплена с дизажио за 950 , а не
за 1000 руб. Доход по облигации тот же - 80
руб. Каким будет прирост или
уменьшение?
80 руб. (процент) + 10 руб. (ежегодный прирост)
равен 90 руб. А
доходность равна 9,47 %. Рассмотренные методы
используются лишь для
выведения приблизительной доходности.
Сейчас для местных властей зачастую единственным источником долгового финансирования являются кредиты местных банков, имеющих ограниченную по объемам и дорогую ресурсную базу. В то же время в России уже сформировался достаточно емкий рынок публичного долгового финансирования, представленный субфедеральными и муниципальными облигациями России, общий объем которого приближается к 380 млрд руб. До сих пор размещение на фондовом рынке облигаций российских муниципальных образований носит единичный характер: это облигации Барнаула, Брянска, Волгограда, Казани, Новосибирска, Красноярска, Перми, Томска, Уфы, а также Клинского, Ногинского и Одинцовского районов Московской области. Общий объем этих долговых обязательств составляет около 10 млрд руб.
2.3 Страхование кредитного риска муниципальных облигаций
Целесообразность страхования
Страхование кредитного риска по долговым ценным бумагам повышает их кредитный рейтинг, что обеспечивает снижение стоимости обслуживания долга для эмитента. Эффективность данной схемы определяется экономией по выплатам процентного дохода по сравнению с величиной страховой премии.
В отличие от имущественного страхования или страхования несчастных случаев, где ожидается определенный процент убытка, исчисляемый на основе актуарных расчетов, страховщики облигаций не предусматривают потерь. Отказ от выплаты своих обязательство по муниципальным облигациям в США практически не регистрировался, а неисполненные в срок обязательства муниципалитетов выполнялись, как правило, со сравнительно небольшой отсрочкой, причем суммы, полученные в виде дополнительного вознаграждения от невыполнивших своевременно свои обязательства муниципалитетов, оказывались достаточно высоки.
Вместе с тем кредитный риск по муниципальным облигациям, вполне приемлемый для крупного портфельного инвестора, максимизирующего доходность управляемого портфеля за счет включения более доходных и рискованных ценных бумаг, зачастую оказывается чрезмерно высоким для частного, не имеющего достаточных активов и желания для проведения диверсификационной портфельной политики. Однако инвестиции в муниципальные облигации, доходы по которым не облагаются федеральными и местными налогами, привлекательны в первую очередь для частного инвестора.
Да и большинство институциональных инвесторов предпочитают надежность, ограничивая долю вложений в ценные бумаги, не имеющие максимально высокого кредитного рейтинга.
В этих условиях
для значительной части эмитентов
целесообразно страхование
Средняя совокупная экономия на выплате процентов для эмитента за период обращения застрахованной облигации существенно превосходит стоимость страхования. Величина страховой премии может варьироваться в пределах от 0,25 до 2% совокупной суммы номинала облигации и причитающегося процентного дохода в зависимости от гаранта, кредитного рейтинга облигации, ее типа, срока обращения и факторов риска. Премии рассчитываются исходя из стоимости облигаций, приведенной к сроку их погашения.
Как правило, вся сумма премии взимается в начале срока действия страхового полиса.
Обычно размер премии составляет от 1/3 до Ѕ совокупной экономии на процентах за весь период обращения облигации. Экономия на выплате процента и величина страховой премии находятся в обратной зависимости от кредитного рейтинга эмитента. Страховая премия (и экономия в процентах) по облигациям с рейтингом ВВВ будет значительно выше, чем по облигациям с более высоким рейтингом АА.
Страхование облигаций
существенно повышает ликвидность
долговых ценных бумаг некрупных, малоизвестных
или низкокотируемых заемщиков,
которые нечасто выпускают обли
Для большинства
инвесторов финансовые гарантии, предоставляемые
по облигациям страховой компанией,
устраняют необходимость
2.4 Механизм страхования
Эмитент сравнивает
стоимость страхования с
Страховые компании начинают анализировать финансовую информацию об эмитенте примерно также, как это делают рейтинговые агентства при выпуске незастрахованных облигаций . После изучения финансовой информации страховая компания выносит решение о страховании займа.
Если компания согласна застраховать выпуск, она объявляет тот процент от суммы займа, который будет являться платой за страхование.
Естественно, что, обратившись к нескольким страховым компаниям, эмитент сравнивает их предложения и выбирает наиболее выгодное для себя.
Услуги по страхованию муниципальных облигаций могут предоставляться как на весь объем эмиссии, так и по отдельным пакетам. Хотя около 2/3 всего объема страхования муниципальных облигаций финансируется их эмитентами, в целях снижения стоимости заимствования существует спрос на страхование облигаций и со стороны инвестора, желающий повысить надежность располагаемых ценных бумаг.
Инвестор может
приобрести пакет муниципальных
облигаций на вторичном рынке
и застраховать его, повышая рейтинг
облигаций до уровня ААА. Премия рассчитывается
в процентах к сумме
Ряд страховщиков
осуществляют страхование открытых
взаимных облигационных фондов, предлагают
страхование портфельных
При страховании на вторичном рынке речь в основном идет о крупных фондах, которые инвестируют средства в муниципальные облигации. Фонд, пожелавший приобрести крупный пакет облигаций, прежде всего застрахованный, обращается в страховую компанию с вопросом: готова ли она застраховать этот пакет облигаций и какова будет стоимость услуги? Подобные механизмы страхования работают только между несколькими крупнейшими фондами и страховыми компаниями.
- Доля платежей
по основной сумме долга в
ежегодных платежах по
- Доля платежей по краткосрочным обязательствам в сумме ежегодных платежей по всем обязательствам муниципалитета, погашаемым за счет налогового потенциала.
- Выплаты процентов по долгам как доля всех доходов бюджета.
2.5 Особенности заемной деятельности и обслуживания государственного и муниципального долга (на примере ряда зарубежных стран)
Огромные расходы, которые несет американская экономика, включая суммы на обслуживание государственного долга, заставляют Министерство финансов США привлекать большие средства с финансовых рынков. Финансирование экономики США за счет привлечения заемных средств является, с одной стороны, наиболее оперативным и дешевым способом нахождения необходимых бюджетных средств, с другой, - позволяет избежать повышения налогов и инфляционной эмиссии наличных денег.
Государственный сектор
США состоит из трех составных
частей – федеральное правительство,
правительство штатов и местные
органы власти. Через данные институты
производятся внутренние взаимодействия,
прежде всего путем выпуска государств
Основным эмитентом долговых обязательств в США выступает Казначейство, выпускающее как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги. К рыночным можно отнести на три категории ценных бумаг:
Эти бумаги существуют в электронной форме в виде записей на счетах, что существенно сокращает затраты на изготовление бланков и учет, позволяет избежать фальсификации и максимально упростить обращение облигаций н6а рынке. Казначейство США эмитируют бумаги, привлекательные для самого широкого круга инвесторов: корпораций, коммерческих банков, страховых компаний, фондов денежных рынков, физических лиц. На долю частных корпоративных инвесторов приходится около 74% бумаг, на долю государственных учреждений, траст-фондов и Федеральных резервных банков – около 26%.
В США эмитируются и несколько видов нерыночных ценных бумаг:
Ценные бумаги для размещения в штатах и местных органов власти.
В США к выпуску облигаций широко прибегают специализированные финансово – кредитные учреждения, находящиеся в структуре федерального правительства или получающие у него финансовую поддержку (гарантии), например: Система фермерского кредита (объединяет банки кооперативов, банки фермерского кредита, Федеральную корпорацию по финансированию банков фермерского кредита, корпорацию по страхованию системы фермерского кредита, коронацию по финансовой поддержке фермерского кредита), Федеральная система банков жилищного кредитования, Федеральная корпорация по ипотеке, экспертно – импортный банк США и др. указанные финансовые институты выпускают облигации для финансирования своей деятельности на различные сроки и с различной степенью гарантии со стороны правительства.