Специфика формирования рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачами исследования вышеуказанной темы я ставлю:
1. Выяснение понятия ценной бумаги, выделение на основе классификаций видов и разновидностей ценных бумаг.
2. Рассмотрение рынка ценных бумаг, его структуры и инструментов регулирования.
3. Изучение механизма действия рынка и направления его развития.
Целью данной курсовой работы является изучение общих закономерностей происхождения и сущности ценных бумаг в России, организации и функционирования ценной бумаги на рынке ценных бумаг, а также изучение проблем, связанных с развитием современного рынка ценных бумаг в России.

Содержание

Введение - стр. 3 - 4
Глава I Термины и характеристика ценных бумаг
1. Основные понятия ценной бумаги. – стр. 5- 6

1. Виды ценных бумаг фондового рынка. – стр. 6 - 9

Глава II Рынок ценных бумаг
1. Экономическое содержание, специфика рынка ценных
бумаг в России и его место в системе рыночных отношений - стр. 9-14
2. . История возникновения и развития рынка ценных бумаг
в России. – стр. 14-17
2. Регулирование рынка ценных бумаг, задачи, цели, подходы. - стр. 17-23

Глава III Современное состояния рынка ценных бумаг в России.
3.1. Состояние и проблемы развития рынка ценных бумаг
в России. – стр. 23 - 27
3.2. Тенденции развития современного рынка ценных
бумаг в России. – стр. 27-29
Заключение. - стр. 30 - 32
Список литературы. – стр. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Крусовая экономика ценные бумаги.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)
 

     На  всем протяжении развития российского  фондового рынка государство  при издании каждого правового  акта пыталось выработать защитные механизмы, позволяющие инвестором чувствовать себя в безопасности за судьбу своих вкладов. Эта проблема приобрела большое социально-политическое значение в условиях незащищенности, как отечественных, так и иностранных инвесторов, отсутствия законодательной базы, на финансовом и фондовом рынках и устанавливающих ответственность за правонарушения на этих рынках, несовершенство системы государственного регулирования деятельности на финансовом и фондовом рынках и контроля за ней.

     Это связано с тем, что рынок ценных бумаг до сих пор находится в стадии своего становления, и еще не выработались какие-то критерии к определению, что такое профессиональная санкция; слабы сами охранительные нормы, регулирующие рынок ценных бумаг.

     Пути  решения проблемы защиты прав вкладчиков и акционеров состоит в следующем - подготовка законодательств и проектов, регулирующих рынок ценных бумаг и их принятие, с целью урегулирования возможно большего числа вопросов, устранение пробелов и противоречий в правовых актах Российской федерации.

     До  сих пор не решена проблема законодательного регулирования рынка ценных бумаг сразу несколькими организациями при отсутствии норм высшей юридической силы по сравнению с нормами этих органов зачастую влечет за собой противоречивость в вопросах регулирования рынка ценных бумаг. Кроме того, в действующих нормативных документов существует большое количество пробелов правового регулирования, восполнить которые при отсутствии законодательных актов весьма проблематично.  
 

     3.2. Тенденции развития  современного рынка 

     ценных  бумаг в России. 

     Год 2006-й стал годом стремительного роста  российского фондового рынка. За этот период индекс РТС повысился  более чем на 70%, индекс ММВБ - на 67,5%. Такие впечатляющие результаты обеспечили российскому рынку 3-е место среди  самых быстро растущих мировых фондовых площадок.

     Одной из главных особенностей фондового  рынка на данном этапе является активное развитие рынка коллективных инвестиций. Возросло число управляющих компаний и паевых фондов, количество пайщиков с начала года увеличилось вдвое, доходность многих паевых фондов составила более 40% годовых, совокупная стоимость чистых активов ПИФов за год выросла более чем в 2 раза. Был установлен максимальный результат по привлечению средств в ПИФы. Прирост ненулевых счетов клиентов паевых фондов достиг рекордной величины в 200 тыс. единиц. Основную долю зарегистрированных в 2006 г. ПИФов составили закрытые фонды недвижимости, число которых ежегодно удваивается. На конец прошлого года в России было зарегистрировано уже 155 таких фондов. Растет количество ПИФов акций, венчурных и индексных фондов.

     Однако  правила игры, установленные в  рамках российского правового пространства, уже не отвечают потребностям рынка  коллективных инвестиций. В связи  с этим возникла необходимость реформирования действующего законодательства с целью расширения возможностей рынка как для инвесторов различных категорий, так и для профессиональных участников.

     В настоящее время в Государственной  думе рассматривается законопроект, предусматривающий внесение изменений  в федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об инвестиционных фондах", а также в другие нормативно-правовые акты. Основной идеей законопроекта является совершенствование государственного регулирования деятельности инвестиционных фондов, управляющих компаний, спецдепозитариев, НПФ и государственного контроля за осуществлением этой деятельности.

     Законопроект  предполагает введение понятия "квалифицированный  инвестор" и установление условий  и порядка отнесения физических и юридических лиц к данной категории инвесторов, а также разделение фондов на две группы: высокорисковые, предназначенные для инвестирования средств только квалифицированных инвесторов, и фонды с низкой степенью риска, ориентированные на розничных инвесторов. Для последних существенно смягчаются требования к опубликованию информации, связанной с управлением инвестиционным фондом, акции (инвестиционные паи) которого предназначены для квалифицированных инвесторов.

       Все это позволит управляющим  компаниям отделить часть пайщиков, предоставив им возможность инвестировать в более рискованные финансовые инструменты.

     Введение  в законодательство института квалифицированного инвестора будет способствовать созданию новых видов инвестиционных фондов для квалифицированных инвесторов, характеризующихся высокой потенциальной доходностью и в то же время высокими рисками, а также подготовит базу для создания и функционирования в России хедж-фондов, широко распространенных за рубежом.

     Законопроект  содержит нормы, направленные на повышение  эффективности функционирования рынков капитала, усиление защиты прав и законных интересов лиц, инвестирующих свои сбережения в инвестиционные фонды, а также на развитие фондов, финансирующих строительство жилья и венчурные проекты. При этом, расширяя возможности опытных инвесторов, законодательство одновременно стремится защитить неискушенных инвесторов.

     В последнее время рынок ценных бумаг стал предметом интереса людей, род деятельности которых никак  не связан с фондовыми биржами  или валютными рынками. Люди покупают и держат акции, потому что это лучший способ обеспечить долгосрочный прирост капитала, дивиденды и хорошую защиту от инфляции. И если доступ на первичный рынок ценных бумаг открыт единицам, то вторичный рынок доступен всем желающим.

     Компьютерные  системы торгов практически стерли границы между биржевыми и внебиржевыми рынками. Внебиржевой рынок ценных бумаг автоматизирован, что позволяет его пользователям-покупателям и продавцам в условиях конкуренции следить за объявленными текущими ценами. На экране дисплея отражаются все цены покупки и продажи с именами участников торговли. Заявки выполняются по мере получения информации – рынок отличается высокой мобильностью.

     Однако  остались проблемы, с которые необходимо решать и в дальнейшем: для развития и укрепления российской экономики необходимо проведение целого ряда мер по повышению эффективности, ликвидности, прозрачности и привлекательности банковского сектора и рынка ценных бумаг.

     За  последние несколько лет объем  выпусков облигаций российскими  компаниями увеличился во много раз. Одни выпускают облигации для увеличения оборотного капитала, покупки активов и т. д., другие - для того, чтобы создать кредитную историю, т. е. соблюсти правила хорошего тона. Стоимость корпоративных облигаций в обращении увеличилась с 2000 по 2006 г. в 80 раз и превысила на конец 2006 г. 900 млрд руб. (Приложение №3).

     В то же время на фоне погашения внешнего государственного долга растет внешний  долг компаний и банков. В 2006 г. корпоративные  заемщики привлекли с помощью  еврооблигаций и кредитных нот 25 млрд долл., банки - 21,6 млрд долл. В результате к середине 2006 г. Россия вышла на 2-е место по объему корпоративного долга среди развивающихся стран (лидером является Южная Корея) и на 4-е место по объему долгов банков.

     В перспективе, по мнению большинства  аналитиков, тенденция наращивания долгов продолжится, так как компаниям придется погашать уже накопленные кредиты. Пока же большинство экспертов отмечают, что по показателю внешнего долга Россия находится еще далеко от опасной черты. Главное, чтобы у предприятий были эффективные механизмы управления долгом, позволяющие использовать все возможные инструменты финансового рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Анализируя данные, официально предоставленные Банком России (приложение №4) я пришла к выводу, что, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский рынок ценных бумаг этот рынок в современной России - очень перспективная площадка для успешного долгосрочного и краткосрочного инвестирования. На протяжении нескольких лет он служит источником стабильных доходов для множества отечественных и зарубежных игроков.

      Ценные  бумаги российских компаний набирают силу и дают своим владельцам неограниченные возможности для манипулирования  с целью получения весомой  прибыли.

      Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.

      Чтобы быстрее изжить сложившиеся негативные черты рынка ценных бумаг, законодательная  работа должна вестись, как представляется, по двум направлениям. Во-первых, следует  заменять ранее принятые акты на более  совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны. Во-вторых, пора законодательно урегулировать новые области экономических отношений.

      Позволю себе предположить примерный список задач, которые предстоит решить в процессе совершенствования нормативной базы:

  • преимущественная и всесторонняя защита законных прав и интересов инвесторов. В основе функционирования рынка лежит добровольное вложение денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг, следовательно, от обеспечения доверия инвесторов к рынку зависит само существование рынка;
  • пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за результаты своей деятельности;
  • создание разнообразных форм компенсаций, систем взаимных гарантий страхования на рынке ценных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в ценные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг. Страхование ответственности участников фондового рынка должно войти в практику делового оборота и стать неотъемлемой частью прав инвесторов. Хотя ни на одном развитом рынке нет обязательного страхования подобных рисков, в США и Южной Америке 100%, а в Европе 75-80% финансовых институтов, тем не менее, имеют страховое покрытие. Одним из наиболее типичных рисков на рынке ценных бумаг является риск регистратора, связанный с определением подлинности подписи инвестора на передаточном распоряжении. На американском фондовом рынке уже более 30 лет действует система защиты от таких мошеннических действий. Суть ее в том, что рыночные торговцы (брокеры и дилеры) заинтересованы в быстрой и эффективной перерегистрации прав собственности в большей степени, чем регистраторы. Брокеры и дилеры лучше приспособлены контролировать риск, поскольку знают своих клиентов и имеют возможность удостовериться в том, что подпись на передаточном распоряжении подлинная и принадлежит индоссанту. Инвестору же получение компенсации от брокера представляется более надежным, чем от регистратора, так как инвестиционные институты являются более состоятельными, чем регистраторы. Таким образом, брокер (дилер), заинтересованный в быстрой перерегистрации, представляя передаточное распоряжение регистратору, гарантирует ему собственными активами, что подпись на документе принадлежит его клиенту и является подлинной. Эта система начинает применяться и в России;
  • постепенное увеличение степени открытости рынка для иностранных инвесторов;
  • обеспечение инвесторов полной и достоверной информацией о ценных бумагах и их эмитентах, ужесточение требований к достоверности информации. Это необходимо для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга и принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки и слухи. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели должны быть потрачены его деньги, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, вероятно, вложит их туда, где информацию не скрывают. Раскрытие таких сведений имеет еще один положительный результат: оно стимулирует конкуренцию между предприятиями и тем самым способствует укреплению рынка. Но при введении соответствующих норм регулирования необходимо соблюдать разумный баланс - закрепляя обязательный для раскрытия необходимый объем информации, не вторгаться в область коммерческой тайны, иначе "прозрачность" может обернуться потерями, ведь пользоваться данными смогут не только инвесторы, но и конкуренты;
  • создание равных условий и обеспечение конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг;
  • стимулирование концентрации торговли ценными бумагами на организованных рынках;
  • развитие и закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах принципа функционального регулирования при распределении обязанностей между органами государственного регулирования;
  • усиление государственного контроля за соблюдением условий лицензирования при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, повышение требований к лицензированию профессиональных участников рынка, обеспечивающих высокий уровень их квалификации, достаточность собственных средств, поддержание высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • ужесточение требований к профессиональной компетентности лиц, занимающих ведущие должности в организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг; ужесточение системы квалификационных экзаменов для этих лиц;
  • совершенствование системы ответственности юридических и физических  
    лиц за правонарушения на рынке ценных бумаг путем принятия соответствующих федеральных норм.
 

      Какой путь выберет российский рынок, покажет  время. Но уже сегодня очевидно, что  он нуждается в реформировании системы, но также необходимо сохранить положительные наработки и не подорвать доверие к рынку со стороны участников, инвесторов и населения в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 
 

    1. «Гражданский кодекс РФ» ч.1 и 2 (1995-1996 гг.).
    2. Закон «О Центральном банке РФ» (1995г.) ред. (от 29.12.2006).
    3. Закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года (ред.04.07.2006).
    4. «Рынок ценных бумаг» Учебное пособие под ред. Колесникова В.И., Торкановского В.С., Бакланова С.А., СПб, (1997г.)
    5. «Рынок ценных бумаг» под редакцией Галанова В.А., Басова А.И. Москва,   (1999г.)
    6. «Современная экономика» под редакцией  Ф.Н. Стерликова,                      В.Н. Овчинникова, О.Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону (2006 г.)
    7. «Макроэкономика» под редакцией И.Р. Бугаяна. Ростов-на-Дону (2000 г.)
    8. «Операции  с  ценными  бумагами:  российская  практика: Учебник» под редакцией  Семенковой  Е.В.  М. Перспектива: ИНФРА-М, (1997г.)
    9. «Финансовый менеджмент» теория и практика под редакцией Е.С. Стояновой   М.: Перспектива (2004 г.)
    10. «Основы функционирования рынка ценных бумаг: и статистика» С.А. Анесянц, (2004 г.)
    11. «Оценка ценных бумаг»  Т.Б. Бердникова :ИНФРА-М, (2004 г.)
    12. «Базовый курс по рынку ценных бумаг». Научные редакторы: д.э.н - Радыгин А. Д.; проф. Хабарова Л. П., Шапиро Л. Б. Финансовый издательский дом  Деловой экспресс-, (1998 г.)
    13. «О роли Банка России в развитии рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг», Козлов А. – (1996 г.)
    14. «Муниципальные ценные бумаги в России».  Каратуев А. Г (1997г.),
    15. Хакамада И. Противоречия между законодательными актами, регулирующими рынок ценных бумаг. Пути их устранения. Финансовый  Бизнес.
    16. Материалы журнала «Рынок Ценных Бумаг» за 2005 ,2006,2007 г.г.

Информация о работе Специфика формирования рынка ценных бумаг в России