Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Украины и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве.
На основании поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины;
2) Проанализированы системы налогообложения в России и на Украине и были выявлены недостатки данных систем.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины 5
1.1 Налоговая система России 5
1.2 Налоговая система Украины 10
2 Сравнительный анализ налогообложения в России и Украине 14
2.1 Социально – экономические характеристики России и Украины 14
2.2 Социально-экономическая характеристика Украины 16
2.3 Сравнительный анализ налоговых систем России и Украины 18
3 Мероприятия по совершенствованию налоговых систем России и Украины 22
3.1 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы РФ 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Украины 24
Выводы и предложения 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

Имени академика Д.Н.Прянишникова»

 

 

Кафедра финансов, кредита и

экономического анализа

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине «Финансы»

 

 

   

 

 

 

  Выполнила: студентка  3 курса

 Факультета заочного обучения

                                                     Специальности

                                                                               «Финансы и кредит»

                                                                               Аликина Екатерина Сергеевна

                                                                Шифр Фку-2010-2444

                                                          Проверил: доцент

                                                             Кузнецова Эльвира

                                                   Рудольфовна

 

 

 

Пермь 2012

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях  рыночных отношений налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, насколько продумана  налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Все важнейшие направления  развития государства невозможны без  соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для    более полного выполнения  государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти,  грамотной и продуманной налоговой политике.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий  с государством, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 
            Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежавшей дисциплины налогоплательщиков.

              Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Украины и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве.

           На основании поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины;
  2. Проанализированы системы налогообложения в России и на Украине и были выявлены недостатки данных систем.
  3. Сформулированы основные пути совершенствования данных налоговых систем.

В данной курсовой работе объектом исследования выступают Российская Федерация и Украина. Предметом исследования является система налогообложения в России и на Украине.

Теоретической базой  данной работы выступили учебники и  учебные пособия таких авторов как Климова М.А., Парыгина В.А. и другие литературные источники и публикации в научных журналах по тематике работы. Также в работе использовались такие методы исследования, как сравнение, теоретический анализ и синтез, классификация.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой  системы РФ и Украины. Во второй главе работы проводится анализ современной налоговой системы России и Украины. В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ.

1 Теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины

1.1 Налоговая система России

 

Основу налоговой системы  России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему  РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  1. виды налогов и сборов;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  4. права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и  таможенных органов);
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  7. порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их  должностных лиц.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере.

 К принципам налоговой  системы относятся:

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. Заключается в том, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В налоговой системе  России предусмотрены следующие  виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены  и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их  использования  налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России.

К региональным налогам  относятся (ст. 14 НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12  НК РФ).

К местным налогам  относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Также Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Специальный налоговый режим –  особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение  определенного периода времени.

К специальным налоговым  режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения (УСН) – предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – уплата данного вида налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Налоговая система Украины

 

Основным документом налогового законодательства Украины  является Налоговый кодек. Он регулирует отношения, возникающие в процессе установления, изменения и отмены налогов и сборов на Украине.

Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики  налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения  налогов, порядок их исчисления и  сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины "О системе налогообложения". 

Контроль  за соблюдение налогового законодательства в Украине  осуществляется Государственной налоговой  администрацией Украины (ГНАУ).

Принципами построения системы налогообложения являются:

1) стимулирования научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции;

2) стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленной на развитие производства;

3) обязательности - внедрение норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;

4) равнозначности и пропорциональности - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины