Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Украины и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве.
На основании поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины;
2) Проанализированы системы налогообложения в России и на Украине и были выявлены недостатки данных систем.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины 5
1.1 Налоговая система России 5
1.2 Налоговая система Украины 10
2 Сравнительный анализ налогообложения в России и Украине 14
2.1 Социально – экономические характеристики России и Украины 14
2.2 Социально-экономическая характеристика Украины 16
2.3 Сравнительный анализ налоговых систем России и Украины 18
3 Мероприятия по совершенствованию налоговых систем России и Украины 22
3.1 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы РФ 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Украины 24
Выводы и предложения 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Сравнивая налоговые  системы России и Украины можно  сказать, что данные системы несовершенны и имеют ряд недостатков, но при  этом налоговая система России более  цивилизованна и целесообразна.

  Характерной особенность налоговой системы Украины является чрезмерная централизация налоговых полномочий. Хотя местные налоги и сборы многочисленны и разнообразны, но они составляют малую часть общей суммы доходов органов местного самоуправления.

Сегодня Украина находится  на стадии формирования налоговой системы, главное задание которой – создать условия для развития 
предпринимательства и на этой основе обеспечить полное удовлетворение 
государственных и социальных потребностей.

 На мой взгляд, построение такой налоговой системы, которая бы обеспечила создание благоприятного налогового климата на Украине, невозможна без внедрения целого комплекса мер, которые в корне изменили бы сам подход к выплате налогов, как необходимого атрибута государства.

Для облегчения ситуации необходимо достигнуть стабильности налогового законодательства, которое обеспечило бы: введение в действие 
законодательных актов по вопросам налогообложения не раньше чем через год с момента их принятия; неизменность ставок льгот и правил 
налогообложения в течение минимум 3 лет с момента введения в действие 
актов налогового законодательства.

С развитием  в России рыночных отношений и  появлением разнообразных объектов частной собственности вопросы  налогов стали крайне актуальными. С одной стороны государство всячески старается ужесточить систему налогов и обеспечить полную и своевременную их уплату, с другой стороны, граждане всеми силами пытаются найти пути обхода законов (и, надо сказать, успешно).

К основным недостаткам  действующей в России налоговой  системы относятся: отсутствие обоснованной программы развития и системного подхода в налогообложении; неувязка с другими экономическими инструментами регулирования экономики, а также организационная сложность: множественность налогов, налоговых ставок и льгот, а нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. Часто у граждан, даже не стремящихся уйти от уплаты налогов, просто отсутствует информация о своих обязанностях в налоговой сфере, тем более о возможностях уменьшить уплачиваемые налоги, не вставая на путь нарушения закона.

Необходимо также учитывать  фактор сезонности работы плательщика и особенности отдельных областей промышленности и сельского хозяйства. Правительства разных государств могут быть в каких угодно отношениях, однако предприниматели стремятся и будут стремиться к сотрудничеству, если оно взаимно выгодно. В случае, если в налоговом законодательстве не будет учтён этот фактор, то не только государство, а и предприниматели потеряют большие доходы.

Например, после введения Украиной налога на добавленную стоимость на продукцию, которая импортируется, Россия ввела аналогичный налог на товары, которые поступают с Украины. Вследствие этого Украина потеряла российский рынок сбыта сахара, так как его экспорт стал невыгодным. В настоящее время обеими сторонами этот налог отменён. Поэтому достижение согласованности внутренней налоговой системы с налоговыми системами смежных государств, которые являются основными экономическими партнёрами Украины – важный вопрос сегодняшнего дня. Создание совершенной налоговой системы внутри одной отдельно взятой страны не решает полностью решение всех проблем.

Налоговая система в  отрыве от экономики существовать не может. С выздоровлением экономики  будет совершенствоваться и налоговая система. Но при этом налоги должны не сдерживать развитие экономики, а напротив – стимулировать ее.

 3 Мероприятия по совершенствованию налоговых систем России и Украины

3.1 Мероприятия по совершенствованию  налоговой системы РФ

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

К основным направлениям совершенствование налогового регулирования  можно отнести:

- снижение общей налоговой  нагрузки;

- упорядочение и упрощение  налогового законодательства;

- увеличение доходов  бюджета за счет выведения  бизнеса «из тени».

Данные задачи можно  осуществить, проведя ряд мероприятий:

  1. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога;
  2. Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011г. повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.
  3. Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.
  4. Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.
  5. Следует отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья. Эта мера позволит сохранить в бюджете сотни миллиардов рублей.
  6. Необходимо снизить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией. Тогда не сырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.
  7. Необходимо упростить налоговую отчетность.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию  налоговой системы Украины

Достижение главной  цели государства – стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости – возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.

Для решения проблем в налогообложении необходимо провести следующие мероприятия:

    1. уменьшение размеров ставок отдельных видов налогов;
    2. смещение налоговой нагрузки в сторону косвенных налогов и ресурсных платежей;
    3. изменения в структуре косвенных налогов и, в частности, в направлении роста универсальных акцизов в сравнении со специфическими;
    4. повышение роли экологических и ресурсных платежей и обеспечение дифференциации этих платежей в зависимости от характеристик базы их вычисления;
    5. ввод налога на недвижимое имущество;
    6.   рост роли местных налогов в структуре доходов местных бюджетов

Выводы и предложения

 

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы Украины на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Но, несмотря на постоянную нехватку средств политика налогообложения в России в области социальной защиты малоимущих граждан действует и развивается.

Государство пытается усовершенствовать  налоговый кодекс, или хотя бы приблизить к тому идеалу налоговой системы, при которой возможно было бы нормальное процветание малого бизнеса и уплата налогов, удовлетворявшая как предпринимателя, так и государство. 
Естественно, отслеженная система контроля за налогоплательщиками в лице налоговой полиции, которая существует в России сравнительно недавно, но уже ставшая действенным инструментом в борьбе с экономическими преступлениями, должна постоянно совершенствоваться. 
И пока не будет достигнут максимальный уровень идеальной модели налогообложения, налоговый вопрос останется актуальным.

 

Список использованных источников

 

  1. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс Украины;
  4. Закон Украины «О системе налогообложения»;
  5. Климова М.А. Налоги и налогообложение.: Учеб. пособие.- 5-е изд.- М.: РИОР, 2010.- 200 с.
  6. Колчин, С.П. Налоги в Российской Федерации/С.П. Колчин. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 254с.
  7. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2010. - 299 с.
  8. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России - М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
  9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.- М., 2009;
  10. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2010. - 331 с.
  11. Химичева Н.И. Финансовое право: учебник. М.: Норма. 2010 – 206с.
  12. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению/ Починок А.П.// Проблемы теории и практики управления.- 2010.- №2.- С. 8-15
  13. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 3. - с. 23-31
  14. Журавская И., Шинкоренко Д. - Украинская система налогообложения: настоящее и будущее // Бизнес - 2011. - № 37 (400) / Бухгалтерия - С. 6

 

  1. http://www.gks.ru.

     

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и Украины