Становление и развитие кредитной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Содержание

Введение………………………………………………………….............………..3
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ………………………………………...………………………………..……….4
2. Историческое развитие кредитной системы России…………………………4
2.1. Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г………………………………………………………………………………..……5
2.2. Структура кредитной системы СССР в 1925 г………………………6
2.3. Структура кредитной системы СССР 30-х годов…………………...7
2.4. Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов………9
2.5. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г……………………………………………………………………………12
2.6. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г……………………………………………………………………………14
3. Современная кредитная система РФ…………………………………..…….15
3.1. Центральный Банк РФ (Банк России)………………………………16
3.2. Банковская система РФ………………………………………………18
3.3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы…25
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Приложение 1……………………………………..………………………30
Приложение 2 …………………………………………………………….32
Приложение 3……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 18 файлов

кол-во банков.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Сравнение кредита Р и Л.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Становление и развитие кредитной системы России.doc

— 194.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Денежная система08.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Денежное ображение.doc

— 479.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

денежное обращение.doc

— 452.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Деньги, кредит, банки.doc

— 332.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

курсов.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПРИЧИНЫ И  МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

 

 

 

                                         

Специальность 060400 «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

  1. Введение                                                        3 стр.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ (СТРУКТУРА,  ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ  СРЕДСТВ) ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО 

ДЕФИЦИТА                                                                       3 стр.

 

3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА_______7 стр.

 

4. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА______________________________________9 стр.

 

  1. СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА____________________________________11 стр.
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ
  • НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ
  • «СЕНЬОРАНЖ»

 

  1. ТРИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ___14 стр.

 

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________20 стр.

 

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Целью курсовой работы является рассмотрение понятия дефицита бюджета: причины и методы  финансирования.

Современная экономическая  теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромными объемами госдолга и дефицитом бюджета. Так случилось, что на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не  знакомого  с  этими явлениями. Поэтому экономическая теория кроме того, что исследует эти проблемы, она формирует методы и способы решения проблем на разных стадиях развития экономики страны. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.    Поэтому одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблеме дефицита бюджета. Сущность этой проблемы позволяет  сказать, что анализируя определенную страну можно сделать выводы общие для всех стран.  В качестве примера мной была выбрана Россия, где ситуация с дефицитом бюджета является особо сложной.

Корни многих сегодняшних  проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса  неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и техническую отсталость.

Любая рыночная экономика  предполагает наличие развитой финансовой  системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает одно из важнейших мест в структуре любого государства. Через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, которые необходимы для их деятельности.

Бюджетный дефицит на сегодняшний день является актуальнейшей  проблемой российской экономики, потому что корни всех экономических проблем ведут именно к нему. На сегодняшний день дефицит государственного бюджета в России выходит далеко за рамки полезного и тем более допустимого.

В литературе эта проблема освещается недостаточно подробно, но это и неудивительно, потому что экономисты в большинстве своем пытаются проанализировать не саму проблему бюджетного дефицита, а ее причины. Высказывается множество различных точек зрения и рекомендаций по поводу путей ее решения.

Основная трудность  при работе над темой заключается в том, чтобы систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более точные данные, выявить действительное состояние российского государственного бюджета и поднять проблемы его дефицита. В этом и заключается основная идея данной работы.

 

Глава I.Государственный бюджет.

 

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализация экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления  властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству  финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства.

В данной работе будет  рассматриваться бюджет Российской Федерации, поэтому основным законом  регламентирующим бюджет является Федеральный  Закон РФ "О федеральном бюджете". В соответствии с принципом разделения властей проект бюджета разрабатывает правительство, а принимает его Государственная Дума. Поэтому на ней лежит основная ответственность за проводимую бюджетную политику государства.      Важнейшая характеристика проекта бюджета его социальная направленность. Федеральный бюджет на 2002 год объявлен Правительством РФ годом реформ, и его основные параметры вобрали в себя основные черты этих реформ. К ним в первую очередь относятся судебная и военная реформы, второй этап реформы бюджетного федерализма, реформа денежного довольствия, пенсионная реформа, кардинальное изменение подходов к уровню оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке,  а также завершение работы по урегулированию кредиторской задолженности главных распорядителей средств федерального бюджета. Все эти направления носят затратный характер.

      На данный  момент в России действует  Федеральный Закон № 238 "О  федеральном бюджете на 2007 г", принят Государственной  Думай  24.11.2006 г.,  Одобрен Советом Федерации 08.12.2006 года. Этот закон представляет собой свод статей четко распределяющих будущие доходы и расходы государства. В первой статье утверждается общий объем расходов на 2007 г. в сумме 5 463 479 900,0 тыс. руб. и доходов в сумме 6 965 317 200,00 тыс. руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 31 220 млрд. руб. и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5- 8,0  процента1.  Всего закон содержит 138 статей, которые определяют:

1) источники дохода 

2) виды расходов 

3) нормы взимания налоговых сборов

4) формирование финансового  резерва 

5) распределение субсидий  и дотаций

Бюджет России в целом  представляет собой консолидацию бюджетов и внебюджетных фондов.




 

 

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Местные бюджет – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере  финансируется и развитие отраслей и производственной  сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Внебюджетные  фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета.

     Важнейшее  значение для развития теории  и совершенствования практики  бюджетного процесса имеет обоснование  принципов построения и функционирования  бюджетной системы. 

 

 

 

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  следующие:

• единство бюджетной  системы;

• разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы;

• самостоятельность  бюджетов;

• полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и  экономность использования бюджетных  средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

• гласность;

• достоверность бюджетов;

• адресность и целевой  характер бюджетных средств.

  Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

 

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. На всех стадиях бюджетного процесса проводится экономический анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменения структуры доходов и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджетных ассигнований.

Бюджеты всех уровней  формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов и включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

        

2. ФОРМЫ  (ВИДЫ) ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

Полностью сбалансированный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже  упомянула, не всегда бюджетный дефицит  является негативным явлением. Еще  Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центрального банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2-3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиции же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

Курсовая.doc

— 194.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Курсовик.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Реферат Деньги.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Становление и развитие кредитной системы России