Становление и развитие кредитной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Содержание

Введение………………………………………………………….............………..3
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ………………………………………...………………………………..……….4
2. Историческое развитие кредитной системы России…………………………4
2.1. Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г………………………………………………………………………………..……5
2.2. Структура кредитной системы СССР в 1925 г………………………6
2.3. Структура кредитной системы СССР 30-х годов…………………...7
2.4. Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов………9
2.5. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г……………………………………………………………………………12
2.6. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г……………………………………………………………………………14
3. Современная кредитная система РФ…………………………………..…….15
3.1. Центральный Банк РФ (Банк России)………………………………16
3.2. Банковская система РФ………………………………………………18
3.3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы…25
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Приложение 1……………………………………..………………………30
Приложение 2 …………………………………………………………….32
Приложение 3……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 18 файлов

кол-во банков.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Сравнение кредита Р и Л.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Становление и развитие кредитной системы России.doc

— 194.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Денежная система08.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Денежное ображение.doc

— 479.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

денежное обращение.doc

— 452.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Деньги, кредит, банки.doc

— 332.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

курсов.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный  орган исполнительной власти и его  органы на местах, обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая  исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительстве РФ.

 

 

3. ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить:

  • Спад общественного производства
  • Рост предельных издержек общественного производства
  • Массовый выпуск "пустых" денег
  • Излишне, неоправданно раздутые социальные программы
  • Большие  затраты на финансирование ВПК
  • Оборот "теневого" капитала в огромных масштабах
  • Непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции.

Ко всем этим причинам следует также отнести такие чрезвычайные обстоятельства, как войны, стихийные бедствия, катаклизмы.

Проследим развитие дефицита бюджета в России. В СССР многие годы государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Но во второй половине 80-х годов в связи с резким падением цен на нефть на мировом рынке, и в особенности, ввиду перестроечного популизма и подрыва финансовой дисциплины возник дефицит государственного бюджета. Существенными факторами, повлиявшими на образование дефицита, были также чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении. За годы перестроечных реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства; низким внутренним спросом, массовыми уклонениями от уплаты налогов. За 1985-1989гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в этом принятый в 1987 году закон «О государственном предприятии», который дал полную свободу повышения зарплаты. Рост зарплаты финансировался за счет дотаций из госбюджета и льготных банковских кредитов. До 1990 года правительство могло сдерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита за счет иностранных кредитов и займов на международных рынках, что привело к увеличению государственного долга. Нереалистичное бюджетное планирование, т.е. завышенная оценка возможного уровня реального ВВП,  проводит к тому, что мнимые (завышенные) доходы распределяются по статьям расходов. На практике приходится урезать расходы по ходу выполнения бюджета, при этом происходит рост неплатежей, падение налоговой и финансовой дисциплины, а также подрыв авторитета государственных институтов. В свое время завышенную оценку бюджетных расходов при разработке и утверждении бюджета можно было считать технической ошибкой прогнозирования, вызванной высокими  и не до конца определимыми темпами инфляции, неизвестными темпами падения ВВП. Но вскоре парламент осознанно стал принимать нереальный бюджет, избегая брать на себя ответственность за политически непопулярное снижение расходов. При этом помимо всего прочего, Госдума принимает законы о повышении пенсий или минимальной оплаты труда, не обеспеченные реальными возможностями и не входящие в расходы уже принятого бюджета.

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Современная экономическая теория рассматривает его с разных точек зрения. Например, представители кейнсианской школы склонны утверждать, что недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки. Поэтому умеренный дефицит бюджета, по мнению кейнсианцев - это благо, поскольку он дает возможность увеличить совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. С другой стороны, дефицит бюджета - это неудовлетворение потребностей общества, что порождает различные негативные экономические явления. Рассматривая причины возникновения дефицита, очевидно можно ответить на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита.

Дефицит, возникающий  в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической конъюнктуры  можно назвать структурным.  Он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).

    Другой вид  дефицита возникает в результате кризисных явлений в экономике страны, циклического спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в экономике.

    Ситуация с дефицитом бюджета в России показывает, что на протяжении последних десятилетий в стране существовал циклический дефицит бюджета. В ниже приведенной таблице мы можем увидеть динамику развития дефицита в России с 1992 по 2001 год в процентном отношении к ВВП государства.

 

Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

2000

2001

 

Доходы

 

17,7

 

14,7

 

12,7

 

14,3

 

12,7

 

12,4

 

11,3

 

14,9

 

15,4

 

Расходы

 

47,2

 

24,5

 

24,5

 

19,2

 

20,1

 

18,4

 

14,1

 

16,5

 

15,4

 

Дефицит

 

-29,5

 

-9,8

 

-11,8

 

-4,9

 

-7,4

 

-6,0

 

-2,8

 

-1,6

 

0


 

 Из таблицы видно,  что 1992,1994,1996 года - были годами  наиболее кризисными в экономике  страны. Ключом к решению проблемы  дефицита бюджета является проводимая  государством фискальная и денежная  политика.

Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

 

Следует отметить, что  бездефицитность бюджета еще  не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 

  1. СПОСОБЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

Большинство бюджетов бюджетной  системы РФ сводится с дефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита.

 Источниками  государственного (центрального) бюджета  являются:

  • Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, носят  название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут  перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

  • Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от10 до 20%;
  • Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

В экономических системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает традиционными способами  покрытия дефицита бюджета – это  государственные займы и ужесточение  налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньоранж» (печатанье денег).

Однако «сеньоранж»  сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком  явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоранжа» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.

 

 Статьей 167 проекта  Бюджетного Кодекса в качестве  источников финансирования дефицита  федерального бюджета называются внутренние и внешние заимствования.

Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешними заимствованиями федерального бюджета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ могут  быть внутренние заимствования в  форме средств от продажи ценных бумаг субъектов РФ; кредитов, полученных органами исполнительной власти субъектов РФ; ссуд, полученных от федерального и других бюджетов.

Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета субъектов РФ могут иметь форму облигаций субъектов РФ, размещаемых на зарубежных рынках и номинированных в иностранной валюте; кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций. В целом проект Бюджетного Кодекса обобщает уже имеющуюся практику.

Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.

Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:

  • Развитие экономики;
  • Реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
  • Совершенствование налоговой системы и системы межбюджетных отношений;
  • Усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;
  • Глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;
  • Четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.

 

 

 

5. ТРИ  КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. 

     От того насколько  реальными будут статьи доходов  и расходов, формирующие бюджет, зависит исполнение бюджетной политики (с профицитом или дефицитом бюджета будет платежный баланс государства.).

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.

Для примера предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей и падением доходов. Как показывает рис.1, в подобных обстоятельствах, налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое.

 

Рис. 1


 

 

 

 


                   ВВП1                                 ВВП2                                             ВВП3  


            

 

Т- налоговые поступления, G-государственные расходы


 

Все эти меры носят  ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствует усилению инфляции. Вновь вернувшись к рис.1, можно увидеть, что по мере роста в процессе инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются. Для того чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер только усилит инфляционное давление в экономике.

Курсовая.doc

— 194.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Курсовик.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Реферат Деньги.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Становление и развитие кредитной системы России