Стратегия банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.

Вложенные файлы: 1 файл

речь.docx

— 127.08 Кб (Скачать файл)

Преимущество: Подход позволяет обеспечить соответствие изменившимся условиям внешней среды процентных ставок не только по вновь заключаемым, но и по уже действующим договорам. Таким образом, объектом оптимизации становятся ценовые характеристики основной части ресурсов банка.

Недостаток: Политика центральных банков в области регулирования денежно-кредитной системы не всегда соответствует текущей конъюнктуре финансовых рынков. В результате ориентация процентной политики исключительно на динамику ставки рефинансирования не обеспечивает банку автоматического соответствия ценовых характеристик его услуг имеющемуся на рынке спросу.

Рекомендации  по применению:

  • подход целесообразен для любых банков, действующих в условиях нестабильной среды;
  • для отечественных банков его рекомендуется использовать в сочетании со вторым подходом.

ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА.

Целью эмиссионной политики является определение стратегических приоритетов при организации работы банка как эмитента или заемщика на рынке ценных бумаг. Успешная реализация данной политики призвана обеспечить решение следующих прикладных задач:

  • последовательное увеличение собственного капитала как фактора, определяющего рыночные возможности, а также общий имидж;
  • увеличение объемов средств, привлеченных на условиях, обеспечивающих возможность их последующего рентабельного размещения.

ПРИМЕЧАНИЕ: своим появлением фондовый рынок в значительной степени обязан коммерческим банкам. Сегодня они по-прежнему являются одной из наиболее представительных категорий участников данного рынка, выступая на нем сразу в трех качествах: как эмитенты, как инвесторы и как посредники (операторы). Поэтому их деятельность на рассматриваемом рынке определяется сразу двумя направлениями финансовой стратегии – эмиссионной и фондовой политиками Эмиссионная политика банка должна включать несколько стратегических подходов, определяемых на вариантной основе.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного вида выпускаемых банком ценных бумаг.

Вариант 1: приоритетная ориентация на акции.

Преимущества:

  • обеспечивает увеличение не просто ресурсной базы, но и собственного капитала;

ПРИМЕЧАНИЕ: что особенно актуально для большинства  отечественных банков, основной проблемой которых выступает недостаточный уровень капитализации.

  • позволяет в дальнейшем оперативно регулировать затраты на удовлетворение соответствующих финансовых обязательств (дивидендов).

ПРИМЕЧАНИЕ: это выгодно отличает акции от долговых ценных бумаг, по которым банк принимает на себя фиксированные финансовые обязательства в части размеров и сроков выплаты дохода. Специфика банковского сектора экономики обеспечивает дополнительные возможности для использования нераспределенной прибыли в качестве временного источника увеличения собственного капитала.

Недостатки:

- более жесткие централизованные условия со стороны Банка России в отношении организации эмиссии акций коммерческих банков, нежели по выпуску других их ценных бумаг;

ПРИМЕР: безубыточность в течение трех лет, предшествующих эмиссии, отсутствие реализованных в отношении банка санкций со стороны государства за тот же период и т.п.

- потенциальная угроза смены владельца контрольного пакета акций (как основная угроза для небольших отечественных акционерных банков); ПРИМЕР: для «перехвата» контрольного пакета акций большинства отечественных кредитных организаций достаточно суммы, не превышающей миллиона ЕВРО.

- ограниченный платежеспособный спрос на акции большинства эмитентов на российском фондовом рынке.

Рекомендации  по применению – вариант целесообразен:

- для давно работающих крупных банков, акции которых пользуются достаточным спросом на фондовом рынке;

- для небольших кредитных организаций, способных разместить вновь выпускаемые акции среди старых, а также и новых акционеров, не заинтересованных в захвате контроля над ее деятельностью.

Вариант 2: приоритетная ориентация на векселя.

Преимущества:

- универсальность условий выпуска и погашения;

- большой спрос на банковские векселя на фондовом рынке;

- возможность использовать данный инструмент в процессе активных операций (вексельный кредит).

Недостаток: невозможность оперативного регулирования затрат по выплате дохода по ранее выпущенным векселям.

Рекомендации  по применению – вариант рекомендуется:

- для крупных банков – как постоянно используемый инструмент

привлечения средств;

- для небольших и средних банков – как инструмент срочного восстановления текущей ликвидности или привлечения средств для финансирования неотложных целевых затрат.

ПРИМЕЧАНИЕ: в отдельных регионах России, до настоящего времени не оправившихся от последствий перехода к рыночной экономике, векселя крупного регионального банка могут выступать в качестве «денежного суррогата», выполняя некоторые функции по обслуживанию региональной системы платежей и расчетов.

Для выпускающего их банка это обеспечивает уникальные рыночные возможности, превращая его в неформальный «эмиссионный центр» регионального уровня. Естественно, что такой банк должен пользоваться полным доверием и прямой поддержкой местной администрации.

Вариант 3: приоритетная ориентация на облигации.

Преимущества:

- возможность CОМ‚CXb<C_привлечения средств на более длительный срок;

ПРИМЕЧАНИЕ: крупные зарубежные банки выпускают в обращение облигации со сроком погашения до 15 – 20 лет. Это имеет особую ценность с позиции планирования последующего размещения привлеченных на этом рынке средств, при увеличении инвестиционного потенциала кредитной организации.

- возможность при определенных условиях избежать необходимости использовать реальные активы (т.е. денежные средства) для погашения принятых на себя финансовых обязательств.

ПРИМЕР: так, размещение долгосрочных облигационных займов на опционной основе позволяет по истечении установленного срока обеспечить реализацию своих обязательств путем обмена облигаций на акции нового выпуска (естественно, на привлекательных для держателя облигаций условиях).

Недостаток: наибольшая, по сравнению с другими видами ценных бумаг, степень зависимости возможностей банка по размещению облигаций от его имиджа на фондовом рынке Рекомендации по применению:

- в ближайшей перспективе данный вариант реально доступен лишь для нескольких, наиболее авторитетных отечественных банков;

- в дальнейшем вариант может использоваться крупными банками в постоянном режиме, а прочими кредитными организациями – для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для реализации каких-либо капиталоемких целевых программ собственного развития (обычно со сроком окупаемости до 5 лет).

ВТОРОЙ ПОДХОД связан с определением приоритетной для конкретного банка категории покупателей выпущенных ценных бумаг. На первый взгляд, он противоречит сложившимся традициям работы на открытом фондовом рынке. Осуществляя эмиссию акций или проводя облигационный займ, эмитент должен обеспечить равные условия для любых покупателей. Однако в отечественных условиях стратегический подход, предполагающий ориентацию на массовую клиентуру, могут позволить лишь крупные банки. Величина их собственного капитала позволяет не опасаться угроз перехвата контрольного пакета акций или потери финансовой независимости в результате сосредоточения в руках одного кредитора долговых ценных бумаг на слишком большую сумму.

ПРИМЕР: опыт 90-х годов показывает, что  угроза перехвата контрольного пакета распространяется даже на очень крупные банки, если они имеют серьезные финансовые проблемы. Примером тому является одна из крупнейших кредитных организаций, а именно Агропромбанк, работавший в банковской сфере со времен административно-командной экономики. В 1997 году его контрольный пакет был приобретен московским банком Столичный Банк Сбережений, сразу же изменившим свое наименование на СБС – Агр». Целью подобной операции для руководства СБС стало получение доступа ко второй по величине, после Сбербанка России, филиальной сети. Для небольших и средних кредитных организаций подобные угрозы тем более реальны и должны учитываться уже на стадии разработки эмиссионной политики. Поэтому для средних банков рекомендуется размещение акций и долговых ценных бумаг преимущественно среди корпоративных структур и крупной частной клиентуры. Такой стратегический подход существенно сокращает вероятность нежелательных для кредитной организации последствий «обезличенного» размещения ценных бумаг.

ПРИМЕЧАНИЕ: большинство отечественных корпораций «выросли» из отраслевых органов государственного управления или крупнейших советских предприятий и заблаговременно создали дочерние банки («Газпромбанк», «Автовазбанк» и др.). Однако в некоторых случаях угроза потери финансовой независимости сохраняется, если конкретный банк может послужить плацдармом для проникновения дочерней кредитной организации такой корпорации на соответствующий региональный рынок. Поэтому в процессе подготовки к эмиссии и уточнения перечня потенциальных акционеров или кредиторов необходимо проанализировать их возможные интересы в части данной угрозы.

Для небольших кредитных организаций целесообразно ориентироваться на дружественные финансовые структуры, заведомо не заинтересованные в поглощении или в перехвате контроля. Этот стратегический подход на практике предполагает целесообразность формирования региональных холдинговых образований или неформальных «пулов» с участием представителей различных категорий участников финансовых рынков, в том числе и небанковских институтов (страховых компаний, частных фондов, обществ взаимного кредитования и т.п.).

Побудительным мотивом к подобной интеграции выступает общее стремление к усилению устойчивости в конкурентной борьбе с крупными, агрессивно развивающимися банками.

ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с определением приоритетного для конкретного банка порядка размещения выпускаемых ценных бумаг.

Для отечественных банков эта проблема имеет особую актуальность в связи с общей ограниченностью платежеспособного спроса на ценные бумаги даже наиболее надежных эмитентов.

Вариант 1. Ориентация исключительно на собственные возможности банка. Основным его преимуществом является экономия затрат на услуги посредников. Все поступления от эмиссии акций или размещения облигационного займа остаются в распоряжении банка, увеличивая его собственный капитал или привлеченные средства. В свою очередь, недостатком варианта являются высокие требования к эффективности организации и управления процессом размещения.

Рекомендации  по применению: в полной мере использовать преимущество рассматриваемого варианта могут лишь крупные банки, давно работающие на рынке, что обеспечивает им: достаточное доверие со стороны потенциальных покупателей;

- собственный опыт работы по размещению ценных бумаг;

- обширные деловые связи, упрощающие процесс размещения.

Вариант 2: ориентация на услуги профессиональных посредников на фондовом рынке. В роли таких посредников выступают брокерские конторы и инвестиционные банки. Величина их комиссионного вознаграждения обычно не превышает 1,5 – 2 % от общей суммы средств, привлеченных по результатам размещения ценных бумаг клиента.

Преимуществом данного варианта является возможность увеличить объем финансовых ресурсов, привлеченных по результатам выпуска, за счет профессиональной организации процесса их размещения.

ПРИМЕР: данные зарубежной статистики свидетельствуют о том, что привлечение профессиональных посредников способно увеличить соответствующие поступления от выпуска ценных бумаг на 10 – 15 %. Недостатком рассматриваемого варианта является необходимость выплаты посреднику комиссионного вознаграждения, уменьшающая общую сумму поступлений от выпуска ценных бумаг.

ПРИМЕЧАНИЕ: действие указанного недостатка смягчается подходом к ценообразованию на рассматриваемые услуги, используемым большинством посредников. В частности, применяется процентный подход, предполагающий исчисление причитающегося вознаграждения не с планового масштаба эмиссии, а с фактически привлеченной суммы. Для банка подобный подход всегда является выгодным, поскольку не связан с необходимостью «оплаты кота в мешке» (т.е. не гарантированного посредником результата).

Рекомендации  по применению: вариант целесообразен для небольших и средних банков, не имеющих высококвалифицированных специалистов в рассматриваемой области, а также достаточного опыта работы и связей на фондовом рынке.

ДЕПОЗИТНАЯ  ПОЛИТИКА.

Целью депозитной политики является определение стратегических приоритетов при организации работы на рынке банковских депозитов. Успешная реализация данной политики призвана обеспечить решение следующих прикладных задач:

- по коммерческому направлению деятельности – перманентное расширение постоянной клиентуры банка; по финансовому направлению – увеличение общего объема финансовых ресурсов, привлеченных на выгодных для банка условиях.

Депозитная политика банка должна включать несколько стратегических подходов, определяемых на вариантной основе.

ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением приоритетных для конкретного банка клиентских групп.

Вариант 1: приоритетная ориентация на эксклюзивных клиентов.

Принцип реализации: Вариант предполагает открытие сверхдоходных счетов ограниченной категории вкладчиков для решения задач другого направления финансовой деятельности. В этом случае кредитная организация вообще не заинтересована в рынке депозитных операций. Ее основные интересы сосредоточены на традиционных формах обслуживания юридических лиц – как правило, корпоративных структур со значительным годовым оборотом. Для привлечения клиентов банк открывает эксклюзивные депозитные счета собственникам и топ-менеджерам этих предприятий, а также оказывает им другие услуги (кредитование, налоговый консалтинг и т.п.) на льготной основе.

Информация о работе Стратегия банка