Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
ПРИМЕЧАНИЕ: в 2003 году с этим столкнулись миллионы клиентов российских банков из числа юридических и физических лиц, имеющих валютные счета в долларах США. Падение курса доллара в отношении сначала евро, а позднее рубля, резко снизило реальную доходность их срочных депозитов, особенно на период 6 – 12 месяцев.
Рекомендации по применению: рассматриваемый вариант целесообразно использовать в отношении:
Вариант 2: приоритетная ориентация на «плавающие» процентные ставки.
Принцип реализации: Вариант предполагает сохранение фиксированных ставок лишь в отношении депозитов до востребования и срочных депозитов на срок 1 – 3 месяца (в зависимости от темпов инфляции). По более продолжительным вкладам базовая ставка подлежит автоматической коррекции при изменении внешних экономических условий, четко определенных в договоре. Подлежит практической реализации только в случае стратегической ориентации банка на использование механизма «плавающих процентных ставок» на всех обслуживаемых им рынках.
Преимуществом данного варианта является возможность эффективно противодействовать процентным рискам для банка и рискам доходности для его вкладчиков. В каждый конкретный момент времени, вне зависимости от изменений курса национальной валюты, темпов инфляции и других внешних факторов, процентная ставка банка соответствует ранее запланированному им уровню затрат на привлечение средств.
Для банков с большой клиентской базой основным недостатком варианта выступают дополнительные затраты на обслуживание соответствующих счетов (внесение изменений в управляющие компьютерные программы, информирование вкладчиков о пересмотре процентных ставок и т.п.).
ПРИМЕЧАНИЕ: в современных отечественных условиях основным препятствием для использования механизма «плавающих процентных ставок» является отсутствие четких и объективных критериев для их пересчета (Центральный Банк при изменении ставки рефинансирования ориентируется на официально декларированные Правительством темпы инфляции, которые не всегда адекватны реальной ситуации на рынке).
Рекомендации по применению: вариант целесообразен для любых банков, действующих в условиях нестабильной макросреды, при наличии объективных критериев для изменения процентных ставок.
КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.
Место и роль кредитной политики в финансовой стратегии банка определяется его профильной специализацией именно как «кредитного учреждения». Большинство первых европейских банков в XII – XIII в банках «выросли» из ростовщических домов и сохранили их приоритетную ориентацию на выдачу денег «в рост», т.е. в ссуду. В процессе формирования научного подхода к организации работы банка одним из первых бъектов стратегического менеджмента стала его кредитная деятельность. При этом была определена общая цель управления – обеспечение рационального соотношения доходности и надежности ссудного портфеля, под которым понимается совокупность ссуд, выданных банком на расчетный момент времени. Как и по другим направлениям финансового менеджмента, данное соотношение всегда имеет индивидуальный характер, т.е. определяется специалистами кредитной организации с учетом конкретных внешних и внутренних условий ее функционирования. Непосредственное формирование и контроль над практической реализацией кредитной политики является одной из двух базовых функций Кредитного комитета банка.
При формировании кредитной политики современных российских банков необходимо учитывать специфику отечественного рынка ссудных капиталов:
ПРИМЕЧАНИЕ: особенно наглядно это проявляется в отношении пропорций по срокам выдаваемых ссуд (преобладание краткосрочных кредитов) и категориям заемщиков (преобладание предприятий сферы обращения).
Как и другие направления финансовой стратегии банка, кредитная политика должна отражать определенный набор стратегических приоритетов.
ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением степени приоритетности ссудного портфеля, т.е. доли работающих активов, которую банк намерен использовать на рынке ссудных капиталов. Естественно, что при серьезных и долгосрочных изменениях конъюнктуры соответствующих сегментов банковского рынка ранее определенные пропорции должны быть немедленно пересмотрены. Однако, в отличие от сложившихся в некоторых российских банках традиций, этот вопрос не должен решаться «в рабочем порядке» волевым решением первого руководителя. Подобная практика провоцирует заинтересованных в пересмотре лимитов руководителей бизнес-отделов к постоянным попыткам «подтолкнуть» вышестоящие инстанции к принятию подобных решений. В результате управление активными операциями банка осуществляется уже не на основе директивной для всех стратегии, а путем разовых, тактических решений, часто основанных на субъективных факторах (например, личных отношениях президента и руководителей соответствующих подразделений). Поэтому пересмотр заложенных в финансовую политику лимитов может происходить только в формализованном порядке, на заседании Правления банка по результатам коллегиального обсуждения информации, полученной от маркетологов.
ПРИМЕЧАНИЕ: основной задачей службы маркетинга является не констатация факта уже состоявшихся изменений конъюнктуры на соответствующих рынках, а прогноз ожидаемых изменений с указанием их вероятного характера (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
После принятия решения о пересмотре лимитов во внутренние регламенты банка вносятся необходимые изменения. Соответствующая информация передается в централизованную финансовую службу и всем заинтересованным бизнес-отделам. При этом основным критерием рассмотренных выше изменений общего лимита ссудного портфеля выступает его плановая и фактическая доходность в сопоставлении с доходностью других элементов активов.
ВТОРОЙ ПОДХОД связан с определением средней доходности кредитного портфеля и основных его элементов. Основным требованием ко всем элементам активов банка является их доходность, т.е. размещение под больший процент, нежели процентные расходы на привлечение соответствующих ресурсов. Средняя доходность активов в целом определяется в рамках уже рассмотренной ранее процентной политики.
Следующим «шагом» является определение доходности основных видов вложений, в первую очередь, кредитных операций. Непосредственные решения стратегического характера принимает высшее руководство банка на основании прогнозов маркетинговой службы и с учетом позиции заинтересованных бизнес-отделов. Одной из задач кредитной политики выступает практическая реализация этих решений, что требует предварительной дифференциации ссудного портфеля по признаку доходности отдельных видов кредитных операций (т.е. по базовым элементам портфеля).
Теория финансового менеджмента в банковском деле определяет общие подходы к классификации кредитных операций по данному признаку. В соответствии с ней все операции делятся на три основные группы:
Критерий доходности той или иной операции является «полярным» в отношении ее надежности. Поэтому, определяя стратегические приоритеты в области доходности отдельных элементов ссудного портфеля, необходимо учитывать и аналогичные приоритеты в области его надежности.
ПРИМЕЧАНИЕ: использование зарубежных подходов к классификации операций в практике отечественного банковского бизнеса часто чревато кредитными рисками. Так, в первой половине 90-годов крупные потери понесли банки, кредитовавшие реальный сектор экономики на долгосрочной основе (Инкомбанк, Промстройбанк, Агропромбанк и др.). В 1998 году еще более масштабные потери понесли организации, кредитовавшие игроков на фондовом рынке и другие банки под залог государственных ценных бумаг. Поэтому до полного завершения перехода к рыночной экономике следует учитывать, прежде всего, реалии отечественных банковских рынков.
ТРЕТИЙ ПОДХОД связан с определением приоритетных категорий заемщиков. Проблема структуры клиентской базы кредитной организации решается на «стыке полномочий» двух направлений деятельности – коммерческого и финансового. Маркетологи выявляют приоритетные для банка сегменты обслуживаемого рынка в процессе формирования стратегического плана, финансисты просчитывают конкретные экономические параметры. При этом неизбежно возникают противоречия между перспективными коммерческими и текущими финансовыми интересами организации. Первая группа интересов требует постоянного увеличения удельного веса постоянных клиентов (в данном случае – заемщиков). Для решения этой задачи приходится приносить в жертву финансовые интересы, в частности, использовать систему скидок, бесплатные сервисные услуги и т.п. Вторая группа интересов
предполагает ориентацию исключительно на финансовые результаты кредитной работы. Это, в частности, делает более привлекательным обслуживание случайных клиентов, не претендующих на получение указанных выше привилегий.
При выборе приоритетных категорий заемщиков банк ориентируется, прежде всего, на собственную специализацию. Отраслевая специализация является основным конкурентным преимуществом небольших и средних банков, составляющих абсолютное большинство в любой стране мира, перед банковскими корпорациями. Она позволяет в полной мере учитывать отраслевые особенности бизнеса своих клиентов и предлагать им адаптированные к ним услуги, а чаще – «пакеты услуг». При формировании кредитной политики не достаточно просто декларировать приоритетную категорию клиентуры. С финансовой точки зрения, необходимо решить несколько конкретных вопросов. Во-первых, следует определить процентный диапазон ссудного портфеля, который
предназначен для обслуживания избранной категории.
ПРИМЕР: так, в соответствии с «Концепцией развития Сбербанка России до 2005 года», удельный вес кредитов физическим лицам должен быть доведен до 35 % от общей величины кредитного портфеля банка.
Во-вторых, необходимо принять решение по выбору стратегического приоритета в части используемых методов привлечения такой клиентуры. Первым и наиболее простым вариантом является установление льготных процентных ставок. За рубежом подобные ставки, как правило, на 0,2 – 0,3 % ниже базовых, в России эта разница должна быть существенного выше (0,5 – 1,5 %). Преимуществом такого варианта является его очевидная привлекательность для потенциальных заемщиков, недостатком – снижение общей доходности кредитного портфеля. Поэтому второй вариант предполагает использование широкой номенклатуры специальных кредитов и дополнительных сервисных услуг при сохранении процентных ставок на «среднерыночном» уровне. Такие услуги чаще всего носят информационный и консультационный характер.
ПРИМЕР: так, зарубежные банки предлагают сегодня обслуживаемым пред-
приятиям малого бизнеса широкий спектр услуг, повышающих эффективность использования получаемых ими кредитов, – подбор поставщиков и иных деловых партнеров, налоговый консалтинг и т.п.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДХОД связан с определением критериев качества структуры кредитного портфеля. Она может быть систематизирована по нескольким базовым признакам:
Исходя из определенных в рамках кредитной политики критериев качества, по каждому из классификационных признаков определяются планируемые диапазоны удельного веса той или иной части портфеля.
ПРИМЕР: кредитной политикой банка «Х» установлены следующие критерии качества структуры ссудного портфеля:
удельный вес неликвидной и убыточной частей портфеля не превышает
3,5 %; низколиквидная часть портфеля – не более 15 – 20 %;
низкодоходная часть портфеля – не более 25 – 30 %;
малонадежная часть портфеля – не более 10 – 15 %.
В режиме оперативного управления структурой портфеля задействованные подразделения кредитной организации обязаны придерживаться этих диапазонов. Универсальным требованием является постоянная ориентация на минимизацию неликвидной и убыточной частей портфеля.
ФОНДОВАЯ ПОЛИТИКА.
Данная политика выступает вторым направлением финансовой стратегии кредитной организации, определяющим приоритеты ее работы на рынке ценных бумаг. Банки не только выступили их первыми массовыми эмитентами, но и первыми ввели в оборот само понятие фондового портфеля как совокупности вложений в ценные бумаги на расчетный момент времени, одновременно сформулировав важнейший принцип управления им – необходимость диверсификации соответствующих вложений.
ПРИМЕР: так, фондовый портфель первых итальянских банков (Милан, Генуя, Венеция и др.) состоял из векселей других банков, торговых домов, судоходных компаний, а также государственных долговых обязательств (причем не только своего герцогства или республики, но и сопредельных государств – Франции, Англии, Испании и др.).
Это произошло задолго до появления первых брокерских и диллинговых фирм, инвестиционных компаний и других финансовых институтов, специализирующихся именно на операциях с ценными бумагами. Статус наиболее представительной по своему инвестиционному потенциалу категории профессиональных участников фондового рынка банки сохранили до настоящего времени.