Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:02, контрольная работа
Стратегия банка - это формализовано закрепленная в документах банка совокупность наиболее значимых целей его функционирования на рынке и подходов к их практической реализации.
Примечание: вторая составляющая данного определения столь же важна, как и первая. Формулируя конкретный подход к реализации поставленной цели, разработчик стратегии фактически подтверждает возможность ее практической реализации. Определение же стратегии как «набора целей» превращает ее из рабочего документа в перечень пожеланий (некий «протокол о намерениях»), с соответствующей практической ценностью.
дендной политики. Оно также ориентировано на соблюдение интере-
сов, прежде всего, мелких акционеров, поскольку держатели крупных
пакетов акций имеют возможность получить информацию «из первых
рук».
ПРИМЕР: в странах с развитой рыночной экономикой давно отработана тех-
нология заблаговременного оповещения мелких акционеров о намечаемых «непопу-
лярных» решениях. Минимум за месяц до общего собрания каждый из них получает
письмо от имени президента компании, в котором содержится подробное обоснова-
ние проекта решения о сокращении дивидендов за истекший год. В России мелких акционеров обычно «ставят перед фактом» уже на самом общем собрании.
Дивидендная политика банка определяет два стратегических под-
хода, отражающих как уже сформулированную отраслевую специфику,
так и дополнительные особенности ее в российских условиях:
нежелание не только мелких, но и крупных акционеров миними-
зировать дивиденды в целях увеличения финансовой мощности банка;
невозможность формирования долгосрочной дивидендной по-
литики;
систематическое использование многими банками специальных
схем, позволяющих минимизировать объем официальных, следователь-
но, подлежащих налогообложению дивидендов.
70
ПЕРВЫЙ ПОДХОД связан с определением традиционных для
банка сроков выплаты дивидендов.
Вариант 1: Максимизация сроков выплаты дивидендов.
Принцип реализации: вариант предполагает значительный вре-
менной разрыв между завершившимся финансовым годом и фактиче-
ским сроком перечисления дивидендов.
Преимуществом варианта является увеличение ресурсной базы
банка, следовательно, масштаба его активных операций. Нераспреде- ленная, а в дальнейшем – распределенная, но еще не выплаченная, при-
быль выступает в качестве одного из традиционных источников увели-
чения собственного капитала (причем совершенно бесплатным, по-
скольку процентов по невыплаченным дивидендам акционерам не на-
числяется). Общая доходность данного источника увеличивается про-
порционально возрастанию срока, отделяющего дату фактического пе-
речисления дивидендов от конца расчетного года.
ПРИМЕР: сопоставим доходность от размещения суммы, в первом случае
привлеченной на депозитные счета, а во втором – существующей в форме невыпла-
ченных дивидендов. В конце 2004 года средняя доходность сберегательных депози-
тов в отечественных банках составляла 9 %, средняя стоимость кредитных ресурсов
15 %. Таким
образом, годовой доход от
составит 6 млн., а во втором – 15 млн. рублей. Далее не сложно просчитать разницу в
доходах банка при увеличении сроков выплаты дивидендов:
если выплата дивидендов состоится в апреле, разница в доходе банка со-
ставит всего 2,25 млн. руб. (15,0 – 6,0 : 12 х 3);
если выплата дивидендов состоится в июле, разница в доходе банка соста-
вит целых 4,5 млн. руб. (15,0 – 6,0 : 12 х 6).
Недостатком варианта выступает очевидное нарушение финан-
совых интересов мелких акционеров, рано или поздно осознающих, что
принадлежащие им деньги фактически «прокручиваются» банком. Нега-
тивные последствия такого нарушения для долгосрочных позиций банка
на рынке уже были рассмотрены ранее.
Рекомендации по применению:
вариант
оправдан и безопасен для
акционеров из числа юридических лиц, объективно заинтересованных не
в дивидендах, а в постоянном увеличении его финансовой мощности;
в остальных случаях вариант допускается как исключение, с
обязательным объяснением мелким акционерам причин такого решения.
Вариант 2: Оптимизация сроков выплаты дивидендов.
Принцип реализации: Вариант предполагает необходимость пе-
речисления 6f>Ё©мCдивидендов акционерам в более короткие сроки. При этом надо обеспечивать относительный паритет финансовых интересов ак-
ционеров и потребностей банка в использовании рассматриваемого ис-
точника временного увеличения собственного капитала. Целесообразно
71
также более конкретно определить традиционные для данного банка
сроки фактической выплаты дивидендов, закрепив их в соответствую-
щем программном документе. Он позволит мелким акционерам плани-
ровать поступления доходов от ранее сделанных инвестиций.
Преимуществом варианта является учет интересов, в первую оче-
редь, мелких акционеров, что объективно способствует последующему
увеличению их числа при проведении очередных эмиссий.
Недостатком варианта выступают худшие возможности исполь-
зования банком потенциала нераспределенной прибыли как источника
увеличения собственного капитала, т.е. меньшая степень доходности.
Рекомендации по применению: вариант целесообразен в первую
очередь для крупных банков, ориентированных на увеличение собствен-
ного капитала путем регулярных эмиссий акций, рассчитанных на мас-
совую аудиторию покупателей.
ВТОРОЙ ПОДХОД связан с определением размеров дивидендов.
Вариант 1: Стандартная методика расчета дивидендов.
Принцип реализации: Вариант предполагает обеспечение относи-
тельного соответствия динамики размеров дивидендов и чистой прибы-
ли. В этом случае еще на стадии создания предприятия учредители оп-
ределяют
базовые пропорции
Преимуществом варианта является его методическая простота и
полная «прозрачность» для всех категорий акционеров. Зная общую
сумму чистой прибыли банка, декларированную в его финансовых до-
кументах, и традиционную долю, выделяемую на выплату дивидендов,
можно без труда проверить правильность объявленного общим собрани-
ем дохода на одну обыкновенную акцию.
Недостатком варианта выступает невозможность обеспечения
хотя бы минимальной стабильности дивидендов. Особенно очевидно он
проявляется в деятельности акционерных структур, работающих на из-
начально нестабильном финансовом рынке. Держатели крупных пакетов
акций воспринимают это как объективную реальность и изыскивают
другие пути стабилизации своих доходов. У большинства же мелких ак-
ционеров нет возможности в должной мере обеспечить диверсификацию
своих инвестиций, поэтому они заинтересованы в ценных бумагах с от-
носительно стабильным доходом.
Рекомендации по применению: вариант приемлем для банков с
ограниченным числом акционеров из числа юридических лиц.
Вариант 2: Искусственная стабилизация уровня дивидендов.
Принцип реализации: Вариант предполагает возможность нару-
шения принципа прямой зависимости размеров дивидендов от фактиче-
ской величины чистой прибыли за расчетный период. Он направлен на
обеспечение интересов акционеров, заинтересованных в стабильном до-
72
ходе от принадлежащих им акций. Такой подход призван нейтрализо-
вать регулярные
колебания конъюнктуры
торат кредитной организации ежегодно корректировать пропорции меж-
ду долями чистой прибыли, сохраняемой в распоряжении банка и пере-
числяемой акционерам. В благоприятные для банка годы основная часть
прибыли направляется на увеличение собственного капитала, дивиденды
выплачиваются в размерах чуть выше среднего. Напротив, в годы объ-
ективного ухудшения экономической конъюнктуры (или низкой прибы-
ли по вине самой кредитной организации) капитализация чистой прибы-
ли сокращается до минимума, а дивиденды выплачиваются в привычных
для акционеров размерах.
ПРИМЕЧАНИЕ: такой подход сегодня используют не только банки, но и
другие крупные компании, многие из которых поддерживают стабильный уровень
дивидендов (с учетом фактических темпов инфляции) в течение десятилетий. Ана-
лиз их динамики показывает, что обычно средний уровень дивидендов фактически
«привязан» к динамике средней процентной ставки по сберегательным депозитам,
опережая ее на 0,5 – 1,5 %. Это подтверждает, что рассматриваемая политика в
крупном бизнесе построена не на классических рыночных принципах расчета диви-
дендов, а на их искусственном нивелировании.
Преимуществом варианта является учет финансовых интересов
мелких акционеров, позволяющий в дальнейшем рассчитывать на уве-
личение их числа по результатам последующих эмиссий. Кроме того,
для большинства мелких акционеров зарубежного банка стабильность
дивидендов за длительный период времени является лучшим доказа-
тельством его надежности и компетентности руководства.
Недостаток варианта может проявиться в случае падения дохо-
дов банка на протяжении длительного периода (более трех лет подряд).
В этом случае рассматриваемый подход неизбежно приведет к ухудше-
нию рыночных позиций кредитной организации из-за недостаточности
отчислений чистой прибыли в фонды развития.
Рекомендации по применению: вариант наиболее целесообразен для крупных банков, ориентированных на постоянное увеличение числа
мелких акционеров.
Раздел 4. Маркетинговая стратегия банка
4.1. Методические
основы маркетинговой
деле
Маркетинговая стратегия – одно из направлений стратегии бан-
ка, определяющее ключевые цели по коммерческому направлению его
деятельности и пути их практической реализации.
Главная цель
стратегии – обеспечение
рыночных позиций банка за счет повышения конкурентности предла-
гаемых им услуг.
Прикладные задачи стратегии:
непрерывное
улучшение имиджа банка в
потенциальных клиентов;
повышение
удельного веса постоянных
структуры обслуживаемых клиентских групп;
повышение
эффективности управления
услуг, прежде всего, в бизнес-отделах банка;
повышение
точности маркетинговых
за счет использования новых методов рыночных исследований;
совершенствование технологий продвижения услуг на рынок;
обеспечение
постоянного обновления
разработка новых подходов к освоению рыночных ниш;
совершенствование методов конкурентной борьбы с дифферен-
циацией их по категориям конкурентов;
обеспечение
относительного соответствия
ных затрат
по коммерческому направлению
конечных финансовых результатов.
Основные
направления маркетинговой
конкурентная политика;
ассортиментная политика;
политика освоения рыночных ниш;
ценовая политика;
рекламная политика.
Отраслевая
специфика маркетинговой