Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:56, курсовая работа
Современная бюджетная система Российской Федерации складывалась под воздействием исторических условий формирования российской государственности. До 1991 г. бюджетная система СССР (одной из союзных республик которой была РСФСР) объединяла союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик (включавшие республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты) и бюджет государственного социального страхования. Единый Государственный бюджет СССР, который консолидировал все вышеперечисленные бюджеты (по принципу «собранной матрешки», когда каждый нижестоящий бюджет включался в качестве составной части в вышестоящий бюджет), утверждался высшим законодательным органом власти страны — Верховным Советом СССР. Тем самым при утверждении Государственного бюджета СССР утверждался объем доходов и расходов всех нижестоящих бюджетов. Вместе с тем после принятия единого бюджета страны каждый представительный орган власти (республиканский, краевой, областной и т.д.) принимал своими законами или решениями соответствующий консо-лидированный бюджет (бюджет республики, бюджет края, бюджет области).
Введение
Глава I. Экономическое содержание доходов бюджета.
1.1. Бюджетная система государства, принципы ее построения.
1.2. Структура доходов бюджета разных уровней.
1.3. Законодательно-нормативная база регулирования доходов бюджета.
Глава II. Динамика налоговых поступлений в бюджет ЧР.
2.1. Анализ доходов бюджета ЧР за 2011-2012 г.
2.2. Механизм формирования доходов бюджета ЧР.
Глава III. Основные направления бюджетной реформы в сфере доходов на современном этапе.
Заключение
Список использованной литературы.
Конституция РФ определила государственное устройство страны как федерацию, заложив тем самым и основы бюджетного устройства.
Важным шагом в совершенствовании правовых основ бюджетного устройства и бюджетного процесса явилось принятие и введение в действие с 1 января 2001 г. Бюджетного кодекса РФ. Это позволило в значительной мере упорядочить ряд позиций в межбюджетных отношений, а также вопросы формирования, исполнения и контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Следует отметить, что отдельные нормы Бюджетного кодекса, прежде всего связанные с государственными минимальными социальными стандартами, до 2003 года так и не были введены в действие, поскольку не был принят соответствующий федеральный закон.
Федеральный закон «О бюджетной классификации» регламентирует распределение доходов и расходов бюджета по соответствующим группам, устанавливая соответствующие коды доходов и расходов.
Отдельные нормы по вопросам бюджета содержатся в Налоговом кодексе, законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы». Эти нормы связаны главным образом с зачислением отдельных налогов в бюджеты разных уровней.
Два федеральных закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органах в государственной власти в субъектах Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат нормы, определяющие ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.
Конкретизация вопросов бюджетного устройства и организации бюджетного процесса регулируется соответствующими законами субъектов. В различных субъектах РФ могут приниматься законы о бюджетном процессе, которые включают и вопросы межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципальных образований, но могут приниматься и отдельные законы, регулирующий межбюджетные отношения в субъектах.
Ряд республик, краев и областей приняли законодательные акты, устанавливающие нормы и нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований по отраслям бюджетной сферы.
На уровне местного самоуправления принимаются представительными органами нормативно-правовые акты организации бюджетного процесса в конкретном муниципальном образовании.[3]
Глава II. Динамика налоговых поступлений в бюджет ЧР.
2.1. Анализ доходов бюджета за 2011-2012 г.
Исполнение доходной части составило 74 267 714,3 тыс. рублей (в 2011 г. – 75 591 239,4 тыс. рублей), или 98,83% от уточненных в Законе о бюджете на 2012 год (с последующими изменениями) показателей, в том числе:
– доходы республиканского бюджета – 7 612 269,4 (в 2011 г. – 7 025 248,7 тыс. рублей), или 91,43 % от уточненных показателей;
– финансовая помощь из федерального бюджета – 66 655 444,9 тыс. рублей (в 2011 г. – 68 565 990,6 тыс. рублей), или 99,76 % от уточненных показателей.
В отчетном году фактические безвозмездные перечисления в бюджет Чеченской Республики, сравнительно с 2011 годом, меньше на 1 910 545,7 тыс. рублей, или на 2,79 % (в 2011г. – 68 565 990,6 тыс. рублей).
Поступления собственных доходов в 2012 году составили 7 612 269,4 тыс. рублей (в 2011 г. – 7 025 248,7 тыс. рублей), по сравнению с поступлениями в 2011 году, рост доходов составил 587 020,7 тыс. рублей, или 8,36 %.
В объеме доходов республиканского бюджета ЧР доля собственных доходов составила 10,25 % (в 2011г. – 9,29 %), финансовой помощи из федерального бюджета 89,75 % (в 2011 г. – 90,7%).
Исполнение республиканского бюджета за 2012 год по доходам характеризуется данными, приведенными в таблице:
Наименование доходов |
2011г. |
2012г. |
Отклонения в % | |
Налоговые доходы |
7 025248,7 |
7396 304,9 |
105,28 | |
Налог на прибыль организаций |
1546 013,0 |
665 568,1 |
43,05 | |
Налог на доходы физических лиц |
2599 383,1 |
3482 307,4 |
133,97 | |
Налог на товары, реализуемые на территории РФ (акцизы) |
2347 322,2 |
2639 137,8 |
112,43 | |
Налоги на совокупный доход |
0 |
0 |
0 | |
Налоги на имущество |
401 223,3 |
603 792,6 |
150,49 | |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
259,5 |
514,1 |
198,11 | |
Государственная пошлина |
3 555,4 |
4 693,4 |
132,01 | |
Задолженность по отмененным налогам и Сборам |
1 136,9 |
291,4 |
25,63 | |
Неналоговые доходы |
126 355,4 |
215 964,4 |
170,92 | |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
35 708,1 |
46 438,6 |
130,05 | |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
5 343,6 |
6 753,7 |
126,39 | |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
63 378,0 |
127 980,3 |
201,93 | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
13 549,4 |
7 708,0 |
56,89 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
8 433,4 |
26 751,0 |
317,20 | |
Прочие неналоговые доходы |
- 57,1 |
332,8 |
117,16 | |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевого назначение, прошлых лет |
0 |
0 |
0 | |
Возврат остатка субсидии и субвенции прошлых лет |
0 |
0 |
0 | |
Всего доходов |
7 025 248,7 |
7 612 269,4 |
Налоговые доходы за 2012 год по сравнению с 2011 годом увеличились 5,28 %, или 371 056,2 тыс. рублей, в т.ч.:
– налог на доходы физических лиц – на 33,97 %, или 882 924,3 тыс.
рублей;
– налог на товары, реализуемые на территории РФ (акцизы), на 12,43 % или 291 815,6 тыс. рублей;
– налог на имущество – на 50,49 %, или на 202 569,3 тыс. рублей;
– государственная пошлина на 32,01 %, или на 1 138,0 тыс. рублей;
– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – на 98,11 %, или на 254,6 тыс. рублей.
Вместе с тем, в 2012 году уменьшились доходы по сравнению с
2011 годом по:
– налогу на прибыль организаций – на 56,96 %, или на 880 444,9 тыс. рублей;
– задолженности по отменённым налогам и сборам – на 74,34 %, или на 845,5 тыс. рублей.
В составе собственных доходов, как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес занимают:
– налог на доходы физических лиц 45,75% (в 2010 г. – 40,36 %, 2011 г. - 37,00%), или 3 482 307,4 тыс. рублей (в 2011 г. – 2 599 383,1 тыс. рублей);
– налог на товары, реализуемые на территории РФ (акцизы) 34,70 % (в 2010 г. – 40,44 %, 2011 г. – 33,41%), или 2639 137,8 тыс. рублей (в 2011 г. – 2 347 322,2 тыс. рублей);
– налог на прибыль организаций 8,74 % (в 2010 г. – 14,48 %, 2011г. – 22,01%), или 665 568,1 тыс. рублей (в 2011 г. – 1 546 013,0 тыс. рублей);
– налог на имущество 7,93 % (в 2010 г. – 6,07 %, 2011 г. – 5,71%), или 603792,6 тыс. рублей (в 2011 г. – 401 223,3 тыс. рублей).
Доля остальных видов налогов, сборов и платежей незначительна.
Безвозмездные поступления в республиканский бюджет за 2012 год.
По уточненным бюджетным назначениям на 2012 год безвозмездные поступления в республиканский бюджет предусмотрены по плану 66 819 108,5 тыс. рублей, фактически поступило 66 655 444,9 тыс. рублей, т.е. меньше на 163 663,6 тыс. рублей, или 99,76 %.
Неналоговые доходы за 2012 год по сравнению с 2011 годом в целом
увеличились на 70,92 %, или 89 609,0 тыс. рублей, в т.ч.:
– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 101,93% или на 10 730,5 тыс. рублей. На данный вид доходов
приходится 59,26 % от общей суммы поступлений неналоговых доходов бюджета Чеченской Республики на 2012 год. По коду в основном
учитывалось погашение задолженности прошлых лет получателей
средств бюджета по больничным листам;
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 30,05 %,
– платежи при пользовании природными ресурсами – на 26,39 %, или 1 410,1 тыс. рублей;
– штрафы, санкции, возмещение ущерба – на 217,20 %, или 18 317,6 тыс. рублей;
– прочие неналоговые доходы – на 17,16 %.
В 2012 год по сравнению с 2011 годом уменьшились неналоговые доходы от продажи материальных и нематериальных активов на 43,11 %, или 5 841,4 тыс. рублей.
Безвозмездные поступления в бюджет Чеченской Республики в 2012 году составили 66 655 444,9 тыс. рублей, в т.ч.:
– дотации – 41 627 931,8 тыс. рублей;
– субвенции – 2 692 321,8 тыс. рублей;
– субсидии – 17 266 011,7 тыс. рублей;
– иные межбюджетные трансферты – 5 091 640,9 тыс. рублей;
– прочие безвозмездные поступления – 4 137,9 тыс. рублей;
– возврат остатков прошлых лет – (26 599,2) тыс. рублей. [3]
2.2. Механизм формирования доходов бюджета ЧР.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
- налог на имущество предприятий;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
- обеспечение функционирования
органов законодательной (представительной)
и исполнительной власти
- обслуживание и погашение
государственного долга
- проведение выборов и
референдумов субъектов
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной
собственности субъектов
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
- содержание и развитее
предприятий, учреждений и организаций,
находящихся введении органов
государственной власти
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления
отдельных государственных
- компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
Законом Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 года № 42-РЗ доходы республиканского бюджета Чеченской Республики первоначально установлены в сумме 56 412 016,7 тыс. рублей, в том числе поступления от налоговых и неналоговых доходов (собственные доходы) – 8 263 986,0 тыс. рублей.
Последней редакцией этого Закона от 18.12.2012 г. № 35-РЗ объем доходов республиканского бюджета ЧР уточнен в сумме 74 338 587,0 тыс. рублей, в том числе:
– поступления из федерального бюджета – в размере 65 959 977,6 тыс. рублей (88,7%);
– собственные доходы – 8 378 609,4 тыс. рублей (11,3%);
Исполнение доходной части составило 74 267 714,3 тыс. рублей (в 2011 г. – 75 591 239,4 тыс. рублей), или 98,83% от уточненных в Законе о бюджете на 2012 год (с последующими изменениями) показателей, в том числе:
– доходы республиканского бюджета – 7 612 269,4 (в 2011 г. – 7 025 248,7 тыс. рублей), или 91,43 % от уточненных показателей;
– финансовая помощь из федерального бюджета – 66 655 444,9 тыс. рублей (в 2011 г. – 68 565 990,6 тыс. рублей), или 99,76 % от уточненных показателей.
В составе собственных доходов, как и в предыдущие годы, наибольший удельный вес занимают:
– налог на доходы физических лиц 45,75%;
– налог на товары, реализуемые на территории РФ (акцизы) 34,70 %;
– налог на прибыль организаций 8,74 %;
– налог на имущество 7,93 %.
Доля остальных видов налогов, сборов и платежей незначительна.
Краткий анализ наиболее значимых статей налоговых доходов.
Налог на доходы физических лиц.
В структуре собственных доходов (налоговых и неналоговых) одним из основных источников является налог на доходы физических лиц (45,75 % общей суммы собственных доходов).
Сумма поступлений в республиканский бюджет налога на доходы физических лиц за 2011 год составила 3 482 307,4 тыс. руб., что на 33,97 % выше уровня 2010 года. Сверх утвержденных бюджетных назначений (3 037 483,0 тыс. рублей) поступило 444 824,4 тыс. рублей. Причиной в основном послужило увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Информация о работе Структура доходов бюджетов органов власти