Структура, экономическое содержание и анализ налогов с физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Пытаясь перейти к рыночной экономике наша страна столкнулась с множеством проблем, которые необходимо срочно решать, так как без их решения не может существовать ни одна экономика. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретические аспекты налогообложения в РФ……………………………6
1.1 Сущность и функции налогов взимаемых с физических лиц…………….6
1.2 Мировой опыт взимания налогов с населения и использование его в РФ ………………………………………………………………………………..7
2.Анализ формирования доходов бюджетной системы от налоговых
платежей с физических лиц……………………………………………………10
2.1 Основные виды налогов взимаемых с физических лиц…………………..10
2.1.1 Налог на доходы физических лиц………………………………………..10
2. 1. 2 Налог на имущество физических лиц……………………………………………....14
2. 1. 3 Транспортный налог………………………………………………………………..16
2. 1. 4 Земельный налог…………………………………………………………………....18
2.2 Анализ формирования доходов бюджетной системы от налоговых платежей с физ. лиц……………………………………………………………...20
3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их
оптимизации ……………………………………………………………………………...21
3.1 Недостатки налоговой системы России…………………………………...21
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России…………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………………...27
Приложение А Налоговые ставки по транспортному налогу………………. 29
Приложение Б Динамика поступления налогов и сборов в разрезе
бюджетов……………………………………………………………………….. 31
Приложение В Структура поступления налогов и сборов с физ. лиц в бюджетную систему на территории Оренбургской области……………….. 32
Приложение Г Структура поступления налогов и сборов в бюджет
г. Бузулук……………………………………………………………………… 33
Приложение Д Динамика поступления налогов и сборов в бюджетную систему на территории Оренбургской области…………………………….. 34
Приложение Е Динамика поступления по видам налогов в бюджет
г. Бузулук 2008-2009г…………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 112.25 Кб (Скачать файл)

Если в течение н. периода изменялась мощность транспортного средства (например, замена двигателя), то налог исчисляется с учетом изменений и месяца такого изменения.

По транспортным средствам, которые находятся в розыске, при наличии подтверждающих документов налог не исчисляется. При их возвращении владельцу исчисление налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплатильщика.

Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. Налогоплатильщику, являющемуся физ. лицом, налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня года налогового периода. Если физическое лицо отнесено законом субъекта РФ о транспортном налоге к льготной категории, то необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготу по данному налогу.

2.1.4 Земельный налог

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения  в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве  постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения  признаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования  на территории которого введен налог.                                                    

 Налоговая база определяется  как кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом  налогообложения в соответствии  со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в  праве общей собственности на земельный участок, в отношении  которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные  налоговые ставки.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении  земельных участков, находящихся  в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного  земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой собственности

Налоговая база в отношении  земельных участков, находящихся  в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного  земельного участка, в равных долях.

 Налоговым периодом  признается календарный год.

 Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются  нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных  образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении  земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения ;

занятых жилищным фондом и  объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса  или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении  прочих земельных участков.

2. Допускается установление  дифференцированных налоговых ставок  в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного  использования земельного участка.

Налоговые льготы.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы 

2) земельные участки, занятых  государственными автомобильными  дорогами общего пользования;

3)земельные участки религиозных  организаций 

4) земельные участки общероссийских  общественных организаций инвалидов 

5)земельные участки находящиеся  в местах народных художественных  промыслов 

6) физические лица, относящиеся  к коренным малочисленным народам  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации

7) организации - резиденты  особой экономической зоны - в  отношении земельных участков, расположенных  на территории особой экономической  зоны, сроком на пять лет с  момента возникновения права  собственности на каждый земельный  участок.

Порядок исчисления, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог  и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Сумма авансового платежа  по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог  на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей  налоговой базы и установленной  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой  ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в  случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой  ставки в случае установления двух авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение  налогового (отчетного) периода права  собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его  долю) исчисление суммы налога (суммы  авансового платежа по налогу) в  отношении данного земельного участка  производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с  месяца открытия наследства.

Органы, осуществляющие кадастровый  учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля  года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые  органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию  на 1 января года, являющегося налоговым  периодом.

 Налог и авансовые  платежи по налогу уплачиваются  в бюджет по месту нахождения  земельных участков, признаваемых  объектом налогообложения 

 Налоговая декларация.

Организации и предприниматели  по истечении года (до 1 февраля) представляют в налоговый орган по месту  нахождения участка декларацию, форма  которой утверждается Минфином РФ. Те из них,которые уплачивают авансовые  платежи, по истечении отчетного  периода (не позднее последнего числа  месяца, следующего за истекшим отчетным периодом) представляют также расчет по авансовым платежам по утвержденной Минфином РФ форме.

2.2 Анализ формирования доходов бюджетной системы от налоговых платежей с физ. лиц

За январь - декабрь 2009 г на территории Оренбургской области поступило в консолидированный  бюджет 64,4 млрд. рублей, в т.ч налоговых  и неналоговых доходов 45,7 млрд. рублей. Доходы областного бюджета составили 49,7 млрд. рублей, из них налоговые  и неналоговые 33 млрд. рублей. В доходы г Бузулука  поступило 0,9 млрд. рублей, в т.ч налоговых и неналоговых 0,7 млрд.рублей. (  см.Приложение Б.,таблицу3) 

Основная  доля доходов консолидированного бюджета  формируется за счет поступлений  следующих налогов (см Приложение В., диаграмму№1). Налог на доходы физических лиц 31 %, земельный налог 2,9 5, транспортный 1,8 % налог на имущество 0,2%.

Основная  доля доходов бюджета г. Бузулука формируется за счет следующих поступлений  налогов с физических лиц: (см.Приложение Г диаграмму №2). Налог на доходы физических лиц 37,5%, налог на имущество 0,7%, транспортный налог 2,4%, земельный налог 4%.   

На 01.12.09 г  по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г поступления в консолидированный  бюджет области снизился на 3% или  на 1,7 млрд. рублей, в областной бюджет поступления снизились на 4% или  на 1,9 млрд. рублей. В бюджет г. Бузулука поступления снизились на 31% или  на 0,4 млрд. рублей (см.Приложение Д, диаграмму №3).

В январе – декабре 2009 г рост поступлений  в бюджет г Бузулука по сравнению  с аналогичным периодом 2008 г сохраняется  по «зарплатным налогам», налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу

поступления возросли в 2 раза.(см Приложение Е диаграмму №4). Поступления по НДФЛ возросли на 16 % или 38456 тыс. рублей, налог на имущество на 37% или 1438 тыс. рублей, Поступления от земельного налога составило – 121% или 16315 тыс. рублей.

 Снижение  поступлений наблюдается по транспортному  налогу, что составляет-12% в абсолютном  выражении – 2348 тыс. рублей.

 

 

3. Основные недостатки  действующей системы налогообложения  и пути их оптимизации.

3.1. Недостатки  налоговой  системы России.

 

Оптимально построенная  налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения  показывает, что изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного  валового внутреннего продукта.

В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП  создается в теневом секторе  экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина  России из-за сокрытия доходов и  объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных  к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным  центром и регионами. Однако самые  собираемые налоги (НДС, акцизы, налог  на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются.

Еще одна проблема заключается  в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию  налоговых систем западных стран. В  некоторых случаях налоговые  ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков в зависимости  от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен  на тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и средних  предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как  на законном, так и на незаконном основании.

Вместо посильной поддержки  развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое  препятствование такому развитию.

Несмотря на очевидную  необходимость реформирования налоговой  системы ее кардинальная ломка привела  бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы  будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и  методов контроля не должна принципиально  измениться. Уже сейчас наблюдается  тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и  снижению налогового бремени.

 

3.2. Пути оптимизации  налоговой системы России.

 

Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных  финансовых ресурсов.

Информация о работе Структура, экономическое содержание и анализ налогов с физических лиц