Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 20:37, курс лекций
В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Необходимым условием возникновения финансов является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.
1. Финансовые отношения организаций. Функции финансов.
2. Денежные фонды, резервы и финансовые ресурсы организации.
3. Принципы организации финансов, финансовый механизм предприятия.
Заинтересованность в результатах деятельности определяется основной целью предпринимательской деятельности. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда за счет фонда оплаты труда и части прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплаты работникам акционерного общества процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия этот принцип может быть реализован проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятия, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налоговым платежам.
Обеспечение финансовых резервов связано с необходимостью их формирования для обеспечения предпринимательской деятельности, которая всегда сопряжена с риском вследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств. Финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции. Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли. Денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли быть быстро превращены в наличный капитал.
В основе осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия лежит контрольная функция финансов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия прежде всего осуществляется финансовой службой предприятия, которая проверяет финансовую деятельность, плановое и целевое использование финансовых ресурсов, выполнение основных финансовых показателей. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий осуществляют кредитные организации в процессе выдачи и погашения кредитов. Налоговые органы проверяют своевременность и полноту уплаты налогов и других обязательных платежей. Ведомственный контроль по проверке финансово-хозяйственной деятельности осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств в подведомственных им организациях (на предприятиях). Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Основная цель аудиторского контроля — проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Результаты такой проверки важны для потенциальных инвесторов. В целом контроль способствует снижению затрат предприятия.
Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма, представляющего собой совокупность форм и методов управления финансами предприятия в целях достижения главной цели. Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Система управления финансами предприятия включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.
К финансовым методам, используемым в управлении финансами, относятся: метод технико-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-статистические методы, экономико-математические методы. С помощью применения тех или иных финансовых методов осуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы, управление движением финансовых ресурсов и оценка эффективности их использования.
В соответствии с
Управление финансами, разработка
финансовой политики предприяти
Управление финансами
предприятия невозможно и без и
Доходы и расходы предприятия
1 вопрос
Под доходами организации подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Доходы подразделяются на:
• доходы от обычных видов деятельности;
• прочие доходы.
Доходы от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К прочим доходам относятся:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
• поступления от продажи основных средств и иных активов, кроме денежных средств.
• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
• штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;
• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
• прочие доходы.
Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) служит основным источником денежных потоков на предприятии.
Понятие «выручка от реализации» и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:
• по отгрузке — метод начислений;
• по оплате — кассовый метод.
Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты.
Если организация признает
выручку от реализации по
Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния организации (предприятия). При выборе метода начислений организация (предприятие) должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам. На сумму выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.
2 вопрос
Под расходами организации (предприятия) признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
В целях управления затратами используются различные классификаторы затрат. Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:
1) расходы, связанные с извлечением прибыли;
2) расходы, не связанные с извлечением прибыли;
3) принудительные расходы.
Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и инвестиции. Расходы, не связанные с извлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе.
Принудительные расходы — это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.
При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются следующим образом:
• расходы по обычным видам деятельности;
• прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности признаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы. К прочим расходам относятся:
• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
• расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
• расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств;
• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
• расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
• курсовые разницы;
• сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
• прочие расходы.
В соответствии с признаком однородности затраты по основной деятельности группируются по элементам на:
• материальные;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизацию;
• прочие.
Материальные затраты — это затраты:
• на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров (при выполнении работ, оказании услуг) и на хозяйственные нужды;
• на тару и тарные материалы;
• на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;
• на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов сторонних производителей;
• на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;
• на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками, в том числе транспортных;
Затраты на оплату труда представляют собой любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием и страхованием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и коллективными договорами.
Стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов) переносится на затраты через механизм амортизации — постепенный, по частям, в течение длительного времени перенос стоимости используемых в производственном процессе основных средств и нематериальных активов на стоимость вновь создаваемого продукта.