Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 20:37, курс лекций
В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Необходимым условием возникновения финансов является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.
1. Финансовые отношения организаций. Функции финансов.
2. Денежные фонды, резервы и финансовые ресурсы организации.
3. Принципы организации финансов, финансовый механизм предприятия.
Длительность нахождения
капитала в обороте зависит
от влияния внешних и
Экономическая эффективность
использования оборотных
• коэффициента оборачиваемости;
• коэффициента загрузки оборотных активов на 1 руб. реализованной продукции;
• длительности одного оборота;
• рентабельности оборотного капитала.
Скорость оборота характеризуется прямым коэффициентом оборачиваемости (числом оборотов) за определенный период — год, квартал. Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами организации, например, за год, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства. Он рассчитывается как частное от деления выручки от продаж (объема реализованной или товарной) продукции на оборотный капитал, который берется как средняя сумма оборотных средств за определенный период (как правило, год). Таким образом, коэффициент оборачиваемости характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Рост коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что рационально и эффективно используются оборотные средства.
Коэффициент загрузки (капиталоемкость) — показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости, используется для планирования и показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной (товарной) продукции. Этот показатель называют также коэффициентом капиталоемкости или обеспеченности оборотными средствами.
Продолжительность одного
оборота складывается из
Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации продукции к средней величине оборотного капитала. Этот показатель характеризует прибыль, получаемую на каждый рубль оборотного капитала, и отражает эффективность работы организации, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов.
Управление оборотными средствами важно в решении ключевой проблемы финансового состояния: достижения оптимального соотношения между ростом рентабельности производства (максимизацией прибыли на вложенный капитал) и обеспечения устойчивой платежеспособности, служащей внешним проявлением финансовой устойчивости организации. Исключительно важны также обеспеченность запасов и затрат организации (предприятия) источниками их формирования и поддержание рационального соотношения между собственным оборотным капиталом и заемными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств.
Денежные расчеты в организациях.
Каждое предприятие
обязано хранить свои денежные
средства в банках на счетах.
Это обеспечивает им, с одной
стороны, сохранность денежных средств,
с другой — проведение
Расчетный счет
является основным счетом
Валютный счет
открывается предприятиям, осуществляющим
внешнеэкономическую
Депозитный счет открывается предприятиям, осуществляющим в банк вклад свободных денег под договорной процент на определенный срок. Депозитный счет открывается на основе договора банковского вклада между предприятием и банком. Количество таких счетов не ограничено. Договор банковского счета. Договор заключается между банком: и предприятием с целью открытия расчетного и других счетов. В нем определяются условия расчетного обслуживания предприятия банком. В обязанности банка входит хранение денежных средств на счете, проведение безналичных расчетов, прием и выдача наличных денег.
Банки устанавливают тарифы за совершение операций по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц. Обычно предприятия оплачивают получение наличных денег (часто кроме денег на заработную плату), выплаты с аккредитива, выдачи дубликатов и копий документов и справок и некоторые другие услуги банка. Открытие и закрытие счета, как правило, осуществляется бесплатно. Одной из обязанностей банка является сохранение коммерческой тайны клиента: расчетного счета и проводимых по нему операций.
Гражданский кодекс
РФ определил следующую
1-я очередь— по
2-я очередь— по
3-я очередь— на выплату
4-я очередь— по другим исполнительным документам;
5-я очередь — другие платежи в порядке календарной очередности.
Платежи, относящиеся к
одной очереди, производятся в
порядке календарной
Каждое предприятие должно знать состояние счета. В этих целях банк посылает предприятию выписки из его счета, где отражаются ежедневные операции по приходу и расходу средств.
В настоящее время безналичные
расчеты осуществляются
• платежными поручениями
• платежными требованиями (прямое дебетование счета)
• по аккредитиву
• чеками
• инкассовыми поручениями.
Выбор формы расчетов определяется в договоре между поставщиком и покупателем. В российской и мировой практике расчеты являются в основном документарными. Это означает, что все расчетные операции производятся на основе следующих документов: платежных (поручения, требования, реестры); финансовых (векселя, чеки); коммерческих (счета-фактуры); транспортных (коносаменты, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховых на страхование перевозимых грузов и др. (сертификаты качества, таможенные и др.). Расчетные документы, сдаваемые в банк, должны иметь две подписи и оттиск печати.
Расчеты платежными
Платежными поручениями могут производиться следующие платежи:
• за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги
• предварительная оплата товаров, работ, услуг;
• в бюджеты всех уровней;
• возврат кредитов, займов
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления денег. При это допускается частичная оплата поручений.
Обозначения:
1 - выписка и передача в банк платежного поручения;
2 - списание денег со счета плательщика;
3 - перечисление денег в банк поставщика;
4 - зачисление денег на счет поставщика;
5 - сообщение поставщику о поступлении денег;
6 - отгрузка (отправка) поставщиком продукции или получение ее у поставщика покупателем;
▼ - зачисление средств на счет поставщика;
х - оплата платежных документов.
Платежные требования представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг. Непременным условием этой формы платежа является согласие плательщика на списание денежных средств с его счета. Такое согласие называется акцептом. Акцепт оформляется подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляется печатью. Отказ от акцепта платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке. Схема расчетов платежными требованиями-поручениями представлена на рис.
1 — отгрузка продукции поставщиком в адрес покупателя; 2 — передача поставщиком платежного требования-поручения банку покупателя вместе с отгрузочными документами; 3 — банк передает покупателю полученные документы для принятия решения по поводу оплаты (акцепта) или отказа от акцепта; 4 — возврат акцептованных платежных документов покупателем в свой банк для оплаты; 5— передача банком покупателя отгрузочных документов плательщику; 6— банк покупателя списывает средства с расчетного счета покупателя; 7— банк покупателя направляет платежные документы в банк поставщика; 8 — банк поставщика зачисляет средства на расчетный счет поставщика; 9 — банки выдают выписки с расчетных счетов своим клиентам.
Аккредитив представляет
собой условное денежное
Аккредитив открывается банком покупателя на основе заявления последнего, в которой должна быть ссылка на договор между поставщиком и покупателем, указаны вид, сумма аккредитива, срок его действия. После отгрузки продукции поставщик предъявляет в свой банк реестр счетов в трех экземплярах отгрузочные, транспортные документы, предусмотренные условиями.
В этот же день банк перечисляет ему с аккредитива сумму, указанную в реестре счетов. Таким образом, платеж происходит в банке поставщика. Схема расчетов аккредитивами.
Обозначения:
1 - направление покупателем в банк заявления на выставление аккредитива;
2 - списание денег со счета покупателя;
3 - пересылка аккредитива в банк поставщика;
4 - бронирование суммы
5 - сообщение поставщику о прибытии аккредитива;
6 - отгрузка поставщиком продукции
7 - выписка поставщиком товарно-
8 - оплата документов с
9 - пересылка документов в банк покупателя;
х - оплата платежных документов поставщика;
□ - списание средств со счета покупателя в его банке;
■ - бронирование аккредитива покупателем в банке поставщика.
Одним аккредитивом можно рассчитаться только с одним поставщиком. Наличные деньги с аккредитива не выдаются.
Важным моментом является
определение срока действия