Сущность корпоративных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 20:37, курс лекций

Краткое описание

В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Необходимым условием возникновения финансов является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.

Содержание

1. Финансовые отношения организаций. Функции финансов.

2. Денежные фонды, резервы и финансовые ресурсы организации.

3. Принципы организации финансов, финансовый механизм предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по Финансам предприятий.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

    Длительность нахождения  капитала в обороте зависит  от влияния внешних и внутренних  факторов. К внешним следует отнести факторы, не зависящие от деятельности предприятия: экономическую ситуацию в стране и связанные с этим условия хозяйствования, отраслевую принадлежность и масштабы деятельности организации. К внутренним относятся факторы, определяемые деятельностью самой организации: ценовая политика, структура активов, методика оценки запасов, условия и сроки расчетов, система материально-технического обеспечения, кредитная политика.

    Экономическая эффективность  использования оборотных средств  характеризуется их оборачиваемостью. Оборачиваемость  оборотных активов определяется  исходя  из времени, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная с приобретения производственных запасов, нахождения их в процессе производства, до выпуска и реализации готовой продукции и поступления денег на счета организации. Оборачиваемость выражается с помощью системы коэффициентов:

•   коэффициента оборачиваемости;

•   коэффициента загрузки оборотных активов на 1 руб. реализованной продукции;

•   длительности одного оборота;

•   рентабельности оборотного капитала.

Скорость оборота характеризуется прямым коэффициентом оборачиваемости (числом оборотов) за определенный период — год, квартал. Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами организации, например, за год, и характеризует объем реализованной продукции на 1 руб., вложенный в оборотные средства. Он рассчитывается как частное от деления выручки от продаж (объема реализованной или товарной) продукции на оборотный капитал, который берется как средняя сумма оборотных средств за определенный период (как правило, год). Таким образом, коэффициент оборачиваемости характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Рост коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что рационально и эффективно используются оборотные средства.

    Коэффициент загрузки (капиталоемкость) — показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости, используется для планирования и показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной (товарной) продукции. Этот показатель называют также коэффициентом капиталоемкости или обеспеченности оборотными средствами.

    Продолжительность одного  оборота складывается из времени  пребывания оборотного капитала  в сфере производства и сфере обращения, начиная с момента приобретения производственных запасов и кончая поступлением выручки от реализации продукции, выпущенной организацией. Иными словами, длительность одного оборота охватывает продолжительность производственного цикла и количество времени, затраченного на продажу готовой продукции. При прочих равных условиях чем короче период обращения или один оборот оборотного капитала, тем организации требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале и его сокращение становится важнейшим направлением повышения эффективности использования оборотных средств.

    Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации продукции к средней величине оборотного капитала. Этот показатель характеризует прибыль, получаемую на каждый рубль оборотного капитала, и отражает эффективность работы организации, так как именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов.

    Управление оборотными  средствами важно в решении  ключевой проблемы финансового  состояния: достижения оптимального соотношения между ростом рентабельности производства (максимизацией прибыли на вложенный капитал) и обеспечения устойчивой платежеспособности, служащей внешним проявлением финансовой устойчивости организации. Исключительно важны также обеспеченность запасов и затрат организации (предприятия) источниками их формирования и поддержание рационального соотношения между собственным оборотным капиталом и заемными ресурсами, направляемыми на пополнение оборотных средств.

 

Денежные расчеты в организациях.

 

     Каждое предприятие  обязано хранить свои денежные  средства в банках на счетах. Это обеспечивает им, с одной  стороны, сохранность денежных средств, с другой — проведение безналичных  расчетов, операций с наличными  деньгами. Предприятиями могут быть открыты следующие виды счетов расчетный, депозитный, валютный и др. При кредитовании могут открываться ссудный счет.

      Расчетный счет  является основным счетом самостоятельного  юридического лица, зарегистрированного  в установленном порядке. На нем хранятся денежные средства, через него осуществляются безналичные расчеты, т.е. поступления денег и платежи, выдаются и зачисляются наличные деньги.

      Валютный счет  открывается предприятиям, осуществляющим  внешнеэкономическую деятельность  и операции с иностранной валютой.

     Депозитный счет открывается  предприятиям, осуществляющим в  банк вклад свободных денег  под договорной процент на  определенный срок. Депозитный счет открывается на основе договора банковского вклада между предприятием и банком. Количество таких счетов не ограничено. Договор банковского счета. Договор заключается между банком: и предприятием с целью открытия расчетного и других счетов.  В  нем определяются условия расчетного обслуживания предприятия банком. В обязанности банка входит хранение денежных средств на счете, проведение безналичных расчетов, прием и выдача наличных денег. 

   Банки устанавливают тарифы за совершение операций по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц. Обычно предприятия оплачивают получение наличных денег (часто кроме денег на заработную плату), выплаты с аккредитива, выдачи дубликатов и копий документов и справок и некоторые другие услуги банка. Открытие и закрытие счета, как правило, осуществляется бесплатно. Одной из обязанностей банка является сохранение коммерческой тайны клиента: расчетного счета и проводимых по нему операций. 

     Гражданский кодекс  РФ определил следующую очерёдность  платежей со счета:

1-я очередь— по исполнительным  документам о возмещений вреда, причиненного жизни и здоровью и о взыскании алиментов;

2-я очередь— по исполнительным  документам по выплате выходных  пособий и оплате труда с  лицами, работающими по трудовому  договору (контракту)

3-я очередь— на выплату заработной  платы лицам, работающим по трудовому  договору (контракту), а также, платежи в бюджет и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

4-я очередь— по другим исполнительным документам;

5-я очередь — другие платежи в порядке календарной очередности.

    Платежи, относящиеся к  одной очереди, производятся в  порядке календарной очередности  поступления документов.

     Каждое предприятие  должно знать состояние счета. В этих целях банк посылает предприятию выписки из его счета, где отражаются ежедневные операции по приходу и расходу средств. 

  В настоящее время безналичные  расчеты осуществляются следующими  документами:

 •  платежными поручениями

 • платежными требованиями (прямое дебетование счета)

 •  по аккредитиву

 • чеками

 • инкассовыми поручениями.

      Выбор формы расчетов  определяется в договоре между  поставщиком и покупателем. В  российской и мировой практике  расчеты являются в основном  документарными. Это означает, что  все расчетные операции производятся на основе следующих документов: платежных (поручения, требования, реестры); финансовых (векселя, чеки); коммерческих (счета-фактуры); транспортных (коносаменты, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховых на страхование перевозимых грузов и др. (сертификаты качества, таможенные и др.).     Расчетные документы, сдаваемые в банк, должны иметь две подписи и оттиск печати.

    Расчеты платежными поручениями. Платежным поручением является  распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему   его    банку,  оформленное  расчетным  документом,  перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться следующие платежи:

•  за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги

• предварительная оплата товаров, работ, услуг;

• в бюджеты всех уровней;

• возврат кредитов, займов

Платежные  поручения  принимаются  банком  независимо  от наличия  денежных средств  на  счете плательщика. При отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления денег. При это допускается частичная оплата поручений.

Обозначения:

1   - выписка и передача  в банк платежного поручения;

2  - списание денег со счета  плательщика;

3  - перечисление денег в банк  поставщика;

4  - зачисление денег на счет  поставщика;

5  - сообщение поставщику о  поступлении денег;

6  - отгрузка (отправка) поставщиком продукции или получение ее у поставщика покупателем;

▼ - зачисление средств на счет поставщика;

 х - оплата платежных документов.

     Платежные  требования  представляют собой требование поставщика к покупателю  оплатить  на основании приложенных документов (счета-фактуры, накладных, товарно-транспортных накладных и др.) стоимость товаров и услуг. Непременным условием этой формы платежа является согласие плательщика на списание денежных средств с его счета. Такое согласие называется акцептом. Акцепт оформляется подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляется печатью. Отказ от акцепта платежного требования-поручения заявляется в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления его в банк плательщика. Отказ должен быть обоснован и подтвержден ссылками на условия договора. Безакцептно могут списываться лишь требования, разрешенные в законодательном порядке. Схема расчетов платежными требованиями-поручениями представлена на рис.

    1 — отгрузка продукции поставщиком в адрес покупателя; 2 — передача поставщиком платежного требования-поручения банку покупателя вместе с отгрузочными документами; 3 — банк передает покупателю полученные документы для принятия решения по поводу оплаты (акцепта) или отказа от акцепта; 4 — возврат акцептованных платежных документов покупателем в свой банк для оплаты; 5— передача банком покупателя отгрузочных документов плательщику; 6— банк покупателя списывает средства с расчетного счета покупателя; 7— банк покупателя направляет платежные документы в банк поставщика; 8 — банк поставщика зачисляет средства на расчетный счет поставщика; 9 — банки выдают выписки с расчетных счетов своим клиентам.

     Аккредитив представляет  собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по  поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести платежи.

     Аккредитив открывается  банком покупателя на основе заявления последнего, в которой должна быть ссылка на договор между поставщиком и покупателем, указаны вид, сумма аккредитива, срок его действия. После отгрузки продукции поставщик предъявляет в свой банк реестр счетов в трех экземплярах отгрузочные, транспортные документы, предусмотренные условиями.

    В этот же день банк  перечисляет ему с аккредитива  сумму, указанную в реестре счетов. Таким образом, платеж происходит  в банке поставщика. Схема расчетов  аккредитивами.

Обозначения:

1 - направление покупателем в банк заявления на выставление аккредитива;

2  - списание денег со счета покупателя;

3  - пересылка аккредитива в  банк поставщика;

4  - бронирование суммы аккредитива;

5  - сообщение поставщику о  прибытии аккредитива;

6  - отгрузка поставщиком продукции;

7  - выписка поставщиком товарно-транспортных  документов и сдача их в  банк;

8  - оплата документов с аккредитива;

9  - пересылка документов в  банк покупателя;

х - оплата платежных документов поставщика;

□ - списание средств со счета покупателя в его банке;

■   - бронирование аккредитива покупателем в банке поставщика.

    Одним аккредитивом можно  рассчитаться только с одним  поставщиком. Наличные деньги с  аккредитива не выдаются.

    Важным моментом является  определение срока действия аккредитива, который не должен быть более 15 дней (время его нахождения в банке поставщика). Необходимость этого объясняется тем, что на выставление аккредитива покупателю приходится отвлекать свои оборотные средства. Покупатель должен извещать поставщика, о выставлении аккредитива, а банк поставщика — о его прибытии. Банки, как правило, ограничивают срок представления поставщиком документов после отгрузки продукции. Аккредитивы могут быть покрытые или депонированные, и непокрытые или гарантированные. При выставлении покрытого аккредитива банк списывает со счета предприятия сумму аккредитива или предоставляет ему кредит. Эти средства он перечисляет в банк на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». В результате такой аккредитив является покрытым денежными средствами, депонированным на специальном счете в банке поставщика. Покрытый аккредитив применяется, когда между банками поставщика и покупателя не установлены корреспондентские отношения. Если такие отношения существуют, то применяется непокрытый, гарантированный аккредитив. В этом случае деньги, списанные со счета покупателя после направления им в банк аккредитива, не перечисляются в банк поставщика, а бронируются в банке покупателя. Оплата по аккредитиву осуществляется за счет средств корреспондентского счета банка покупателя, находящегося в банке поставщика. Здесь также возможно предоставление кредита покупателю его банком. В мировой практике большей частью применяются непокрытые аккредитивы.

Информация о работе Сущность корпоративных финансов