Сущность корпоративных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 20:37, курс лекций

Краткое описание

В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Необходимым условием возникновения финансов является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.

Содержание

1. Финансовые отношения организаций. Функции финансов.

2. Денежные фонды, резервы и финансовые ресурсы организации.

3. Принципы организации финансов, финансовый механизм предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по Финансам предприятий.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

     По отношению к  объему производства на постоянные  и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие.

Переменные затраты — это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Эти затраты зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции.

    По порядку отнесения  затрат на период генерирования  прибыли — на затраты на продукт и на период.

Затраты на продукт непосредственно связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг). Это прямые расходы, обусловленные технологией производства.

Затраты на период зависят не от количества выпущенной продукции, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.

Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, они могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли месяцами позже их фактического осуществления. Затраты на период включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль.

     Поскольку управление  затратами — одна из главных  задач внутрифирменного управления, то для этой цели высший критерий классификации — место возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений.

    По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делят на прямые и косвенные.

В системе бухгалтерского учета к прямым относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного периода.

    По степени однородности затраты разделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементные расходы — это совокупность расходов одного вида без учета того где эти расходы возникли — в основном производстве, в сфере снабжения, сбыта или управления. Например, все материальные расходы, все расходы на оплату труда, вся амортизация. Комплексные расходы указывают на место возникновения затрат и причину их возникновения. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают в себя материальные затраты (запасные части, вспомогательные материалы); зарплату ремонтников, наладчиков; начисления на их зарплату. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы также включают в себя материальные затраты, зарплату, амортизацию и прочие затраты.

    При планировании затрат  одним из основных методов  является метод формирования  плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости.

    Совокупность затрат  по элементам формирует валовые  затраты (всего затраты на производство). Из этих затрат исключаются  затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции.

     На себестоимость  оказывают влияние разные факторы. Если в структуре себестоимости  большой удельный вес имеют  материальные затраты, значит производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это — трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство — фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов.

    На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей.

   Незавершенное производство (НП) — это продукция, процесс изготовления которой еще не закончен. Накопившиеся в незавершенном производстве затраты, которые еще не стали готовой продукцией, переходят на следующий год, чтобы в новом периоде превратиться в готовую продукцию. Выпуск готовой продукции по себестоимости рассчитается по формуле:

    Выпуск готовой продукции = Остатки НП на начало периода + Валовые затраты за период — Остатки НП на конец периода.

   Расходы будущих периодов (РБП) — это расходы, которые несет организация в данном периоде, но будет включать в себестоимость в следующих периодах — в тех, к которым они относятся по своему отношению к производственному процессу. Например, арендная плата, уплаченная в декабре за I квартал следующего года, должна включаться в себестоимость в следующем году.

   Создание резервов предстоящих расходов и платежей увеличивает себестоимость, поскольку эти резервы создаются для осуществления расходов, обычно включаемых в себестоимость. Так, резервы создаются под предстоящий крупный ремонт основных средств, под оплату предстоящих отпусков рабочим, под сезонную закупку товаров и сезонные затраты. В планировании затрат в целом на год и на период больше года, создание резервов предстоящих расходов и платежей практически не влияют на величину себестоимости, поскольку эти резервы должны быть использованы в течение одного финансового года. Но при планировании поквартально или помесячно их создание и использование может повлиять на себестоимость готовой продукции внутри каждого из кварталов или месяцев.

    Себестоимость — денежное выражение затрат организации (предприятия) на производство продукции (работ, услуг), включающее в себя прямые затраты труда (заработная плата), сырья, материалов, а также накладные затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию. Различают производственную себестоимость и полную себестоимость. Производственная себестоимость включает в себя валовые затраты с учетом изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, внепроизводственных (коммерческих расходов) и управленческих расходов. В соответствии с выбранным методом учетной политики управленческие расходы могут включаться в производственную себестоимость.

3 вопрос

   Экономическая сущность прибыли — одна из сложных проблем в современной экономической теории.

    С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.    Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль – это превышение доходов над расходами:

Доходы — Расходы = Прибыль.

Прибыль — это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

•   служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия;

•   выполняет стимулирующую функцию;

•   служит источником формирования бюджетов различных уровней;

•   служит источником развития предприятия и прироста акционерного капитала.

    Прибыль организации — основной фактор экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в целом. В состав конечного финансового результата — прибыли организации за финансовый период включаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие доходы за вычетом прочих расходов.

    Важное место в финансовом  планировании занимает этап планирования прибыли. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли.

Планирование прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются методы:

• аналитический;

• на основание  эффекта  производственного  (операционного) рычага;

• на основе бюджетирования (прямого счета).

    Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность затрат (в предшествующем периоде).

    Расчет ведется в  следующей последовательности.

1. С помощью базовой рентабельности  ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года. 

2. Рассчитывается изменение себестоимости  продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения  ассортимента, качества, сортности продукции. 

4.  После обоснования цены  на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех  перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1, и последующих этапов.

6. Далее учитывается изменение  прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

   Аналитический метод имеет  то преимущество, что показывает  влияние различных факторов на  сумму прибыли, но это проявляется в основном только при наличии стабильных условий хозяйствования.

    Метод, основанный на  эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальный доход.

            Маржинальный доход = Выручка от  реализации – Переменные затраты  или

            Маржинальный доход = Прибыль от  продаж + Постоянные затраты

 

    Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого  они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод  операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности (порог рентабельности), т.е. объем выручки, при котором предприятие полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка. Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. Существует несколько способов определения точки безубыточности, одним из которых является аналитический метод.

                          ТБс = Спос / Кдм,      

где ТБс – точка безубыточности в стоимостном выражении,

       Спос – общая  сумма постоянных затрат,

        Кдм – коэффициент (ставка) маржинального дохода.

Коэффициент (ставка) маржинального дохода определяется как

            Кдм = Дм / В,

где Дм – маржинальный доход,

       В – выручка  от реализации.

    Точка безубыточности  показывает размер выручки от  реализации, при котором прибыль  от продаж будет равна нулю. Точка безубыточности в натуральном  выражении может быть определена по формуле:

Информация о работе Сущность корпоративных финансов