Сущность расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.
Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета
1.1 Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
1.2 Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
1.3 Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15
2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны
2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23
2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.
Нормативный метод…………………………………..…………….…..30
3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета
3.1 Планирование расходных обязательств…………………………….…35
3.2 Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37
3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41
4 Глава. Текущие и капитальные расходы
4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45
4.2 Программа капитального строительства и программ развития
образования и науки……………………………………………….…..48
4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,
финансирование социальных затрат…………………………………57
Заключение…………………………….…………………………………….68
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3……………………………………………………………….82
Приложение 4……………………………………………………………….83
Список литературы……………………………………..…………………..84

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы новые.docx

— 543.36 Кб (Скачать файл)

- федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в

общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации

межгосударственных соглашений и соглашений с международными

финансовыми организациями, международного культурного, научного и

информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной

власти, взносы Российской Федерации в международные организации,

другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые

при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной

финансовый год);

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности; 
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 
- государственная поддержка атомной энергетики; 
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 
- исследование и использование космического пространства; 
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 
- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; 
- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; 
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 
- проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 
- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

   В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

-научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно- изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
- обеспечение деятельности средств массовой информации; 
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    За последние годы, в структуре расходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на такие статьи расходов, как: 
- обслуживание государственного долга;

- национальная оборона;

 
  - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 
- финансовая помощь бюджетам других уровней;

- международная деятельность.

   Текущие бюджетные расходы — это по существу средства, которые бюджетные учреждения расходуют на оплату труда работников бюджетной сферы; перечисление страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды трансферты населению, выплачиваемые в соответствии федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам.

  Кроме того, в бюджетах  всех уровней предусматриваются средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством субъектов РФ правовыми актами органов местного самоуправления.

   Расходы на финансирование  бюджетных инвестиций это средства  за приобретенные факторы производства (основные фонды, рабочую силу  и т. д.), поступающие преимущественно  на внутренний рынок.

  Таким образом, израсходованные  бюджетные средств (за исключением  расходов на погашение и обслуживая  государственного внешнего долга  и импортируемых основных фондов) поступают на внутренний рынок  в качестве финансовых ресурсов  и соответственно расширяют совокупный  внутренний спрос как на факторы  производства, та и на конечную продукцию. При неизменном предложении это может повлечь з собой повышение уровня цен (дополнительную инфляцию) но через определенный временной шаг предложение следует за ростом спроса и уровень цен выравнивается.

   Экономия бюджетных средств (сокращение бюджетных расходов) снижает инфляцию. Но при этом необходимо учитывать, что несопоставимо больший ущерб наносится при этом производству даже в тех отраслях, которые не имеют прямого бюджетного финансирования. От низких пенсий и заработков в бюджетной сфере, снижения масштабов жилищного и дорожного строительства страдают не только конкретные люди, но прежде всего экономика страны в целом.

   Макроэкономические исследования наглядно подтверждают, что путь борьбы с инфляцией путем сокращения государственных расходов малоэффективен. В этом случае каждый процент инфляции нужно платить 3% спада производства. Снижение государственных расходов вдвое сокращает дефицит бюджета всего на пять пунктов. Такая малая зависимость объясняется сильным спадом производства при сокращении государственных расходов, и это почти полностью поглощает выигрыш от их экономии.

   Формируя ту или иную структуру бюджетных расходов, Правительство ориентируется на выбранные им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу и в ежегодных Бюджетных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Распределение же расходных полномочий по уровням бюджетной системы определяется на законодательном уровне — оно зафиксировано в Бюджетном кодексе РФ. На этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются исключительно тем или иным уровнем бюджетов, а также виды расходов, финансирование которых осуществляется ими совместно. (Приложение 3 и 4)

 

Таблица 1. Динамика расходов федерального бюджета.

 

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

             

фактическое исполнение посостоянию на01.09.2012

4284,8

5986,6

6729,8

8686,3

9054,7

10935,2

7819,7

 

 

0,0

0,0

             

утверждено законом

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

11022,5

12745,2

 

 

13730,6

14583,0

             

% к ВВП

15,9

18,0

16,3

22,4

20,0

20,7

21,0

21,2

20,1

             



 

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета.

 

Структура расходов федерального бюджета в 2012 г.

Социальная политика

2620,6

Национальная оборона

1177,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

991,0

Национальная экономика

974,8

Общегосударственные вопросы

484,6

Прочие расходы

1570,9


 

 

Наименование статьи расходов

млрд. руб

% к ВВП

 

По всем разделам и подразделам

7 819,7

 
 

Социальная политика

2 620,6

 
 

Национальная оборона

1 177,9

 
 

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

991,0

 
 

Национальная экономика

974,8

 
 

Общегосударственные вопросы

484,6

 
 

Прочие расходы

  1. 570,92
 

 

        

 

    1.3  Формирование расходов по видам бюджетов

   В соответствии со ст. 10 Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система России состоит из  трех уровней:

− первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

− второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты – 21; краевые бюджеты – 8; областные бюджеты – 50, в том числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты – 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга – 2; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

− третий уровень – местные бюджеты Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты – в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

   Федеральный бюджет – это форма  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Региональный бюджет – это форма расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет – это форма расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.3

  Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов на:

♦ содержание федеральных органов государственной власти, функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной и внешнеэкономической деятельности России в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации);

  • национальную оборону и обеспечение безопасности  государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности, оборонное производство, на обустройство государственной границы; образование государственных материальных и финансовых резервов;

Информация о работе Сущность расходов государственного бюджета