Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа
Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились.
Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы . Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы.
Введение………………………………………………………………………….2
1 Глава. Сущность расходов государственного бюджета
1.1 Общая характеристика расходов федерального бюджета РФ………..4
1.2 Состав и структура расходов госбюджета РФ…………………………7
1.3 Формирование расходов по видам бюджетов…………………………15
2 Глава. Обеспечение экономического и социального развития страны
2.1 Расходы на экономическое и социальное развитие РФ………….…..21
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования………….….23
2.3 Преодоление бюджетного дефицита при расходование гос. средств.
Нормативный метод…………………………………..…………….…..30
3 Глава. Планирование и финансирование расходов федерального бюджета
3.1 Планирование расходных обязательств…………………………….…35
3.2 Формы и методы планирования госрасходов………..…………….….37
3.3 Программно-целевой метод в планирование и финансирование расходов госбюджета……………………………………………………..…41
4 Глава. Текущие и капитальные расходы
4.1 Текущие и капитальные расходы…………….………………….……45
4.2 Программа капитального строительства и программ развития
образования и науки……………………………………………….…..48
4.3 Финансирование расходов непроизводственной сферы,
финансирование социальных затрат…………………………………57
Заключение…………………………….…………………………………….68
Приложение 1……………………………………………………………….70
Приложение 2……………………………………………………………….78
Приложение 3……………………………………………………………….82
Приложение 4……………………………………………………………….83
Список литературы……………………………………..…………………..84
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 – 2015 годах:
– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства Российской Федерации, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
– обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и дальнейшего развития пенсионной системы;
– обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
– обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», «О мерах по реализации демографической политики».
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
При этом следует отметить ежегодный рост расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по указанному направлению (таблица 5).
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере социальной политики
Таблица 5. млрд. рублей
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Социальная политика, всего |
7 824,0 |
8 440,0 |
9 092,0 |
9 669,1 |
удельный вес в общей сумме расходов бюджетов бюджетной системы РФ, % |
34,5 |
34,3 |
34,5 |
33,6 |
в том числе: |
||||
Расходы федерального бюджета |
3 930,2 |
3 901,4 |
4 008,5 |
4 197,0 |
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов |
2 908,5 |
3 467,5 |
3 934,8 |
4 249,7 |
в том числе: |
||||
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ без учета межбюджетных трансфертов |
2 509,0 |
2 996,4 |
3 422,1 |
3 682,7 |
Расходы бюджета ФСС РФ без учета межбюджетных трансфертов |
399,5 |
471,1 |
512,7 |
567,0 |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
985,3 |
1 071,1 |
1 148,7 |
1 222,4 |
При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций (таблица 6):
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных
и иных социально-значимых обязательств
Таблица 6. млрд. рублей
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году | ||
Всего |
643,4 |
661,8 |
102,9 |
701,7 |
106,0 |
673,1 |
95,9 |
Публичные нормативные выплаты гражданам, всего |
518,5 |
528,7 |
102,0 |
552,8 |
104,6 |
549,5 |
99,4 |
в том числе: |
|||||||
Пенсии военнослужащим |
470,9 |
483,4 |
102,7 |
506,4 |
104,8 |
501,5 |
99,0 |
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
9,8 |
9,8 |
100,0 |
10,3 |
105,1 |
10,9 |
105,8 |
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
13,5 |
13,7 |
101,5 |
14,4 |
105,1 |
15,1 |
104,9 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий |
3,2 |
3,2 |
100,0 |
3,4 |
106,3 |
3,6 |
105,9 |
Пособия сотрудниками органов внутренних дел, получившим телесные повреждения, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы |
9,4 |
9,4 |
100,0 |
9,4 |
100,0 |
9,4 |
100,0 |
Стипендии Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации |
1,2 |
1,2 |
100,0 |
1,2 |
100,0 |
1,2 |
100,0 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов |
0,7 |
0,7 |
100,0 |
0,6 |
85,7 |
0,6 |
100,0 |
Иные публичные нормативные выплаты гражданам |
9,8 |
7,4 |
75,5 |
7,2 |
97,3 |
7,2 |
100,0 |
Иные социально-значимые обязательства, всего |
124,9 |
133,1 |
106,6 |
148,9 |
111,9 |
123,6 |
83,0 |
в том числе: |
|||||||
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих |
42,3 |
59,3 |
140,5 |
73,4 |
123,8 |
75,2 |
102,5 |
Субсидии гражданам на приобретение жилья |
40,6 |
30,5 |
75,1 |
30,7 |
100,7 |
3,3 |
10,7 |
Пожизненное содержание судей |
13,0 |
13,8 |
105,8 |
14,4 |
104,3 |
14,4 |
100,0 |
Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа (за исключением публичных нормативных обязательств) |
9,0 |
9,2 |
102,2 |
9,6 |
104,3 |
9,6 |
100,0 |
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6,9 |
7,3 |
105,8 |
7,7 |
105,5 |
7,7 |
100,0 |
Иные |
12,9 |
12,9 |
100,0 |
13,1 |
101,6 |
13,4 |
102,3 |
Бюджетные ассигнования сформированы с учетом предложений по пересмотру начиная с 2013 года механизма индексации отдельных видов социальных выплат. Предлагается пересмотреть действующие положения по индексации, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного в федеральном бюджете на соответствующий год, и введения с 1 января 2014 года нового механизма их индексации по уровню фактического роста инфляции за предшествующий год.
В 2013 - 2015 годах будет продолжено предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики, в том числе на:
выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в сумме 2, 4 млрд. рублей в 2013 году, 2, 5 млрд. рублей в 2013 году, 2, 6 млрд. рублей в 2015 году (с учетом изменения механизма индексации социальных выплат и увеличения численности получателей);
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в сумме 6, 6 млрд. рублей ежегодно.
социальные выплаты безработным гражданам в сумме 46,3 млрд. рублей ежегодно.
Федеральными законами от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В федеральном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели в сумме 130,5 млрд. рублей в 2013 году, 134,0 млрд. рублей в 2014 году и 140,5 млрд. рублей в 2015 году, что меньше уровня бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2013 и 2014 годы в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 год», на 2,9 млрд. рублей и 6,2 млрд. рублей соответственно.
Указанные ассигнования определены с учетом изменения подходов в предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусматривающих предоставление мер социальной поддержки только носителям льгот с учетом их материального положения (среднедушевом доходе ниже двукратного прожиточного минимума). При этом на 2013 год объем субвенций определен с учетом темпа увеличения численности льготников, перешедших на новые условия предоставления мер социальной поддержки – 5 %, в 2014 году – 10%, в 2015 году – 15% от уровня 2012 года.
Указанные изменения реализуемы только при условии разработки, принятия и вступления в силу с 01 января 2013 года соответствующих изменений в положения законодательных актов, устанавливающих меры социальной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В 2013 -2015 годах будет продолжено финансовое обеспечение мероприятий, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к объектам и услугам в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, на реализацию которой в 2013 году предусмотрено 2,3 млрд. рублей, в 2014 году – 10,0 млрд. рублей, в 2015 году - 10,0 млрд. рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" предполагается осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка будет оказываться субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.
В 2013 году на указанные цели предполагается направить 5,9 млрд. рублей, в 2014 году - 17,1 млрд. рублей, в 2015 году - 26,9 млрд. рублей.
Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предполагается создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
Кроме того, предполагается осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
Реализация указанных мероприятий будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете15.
Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов федерального бюджета в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.
Расходы бюджетов
играют важнейшую роль в
Ряд задач, которые необходимо было решить в области бюджетных расходов, в настоящее время решаются по мере возможности.
- Обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- Повышается эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
- Усилился контроль над использованием бюджетных средств;
- Обеспечивается приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование;
- Поддерживается сельское хозяйство путем дотаций и субсидий
- Повышаем свою конкурентоспособность на ведущих мировых рынка, продвигать свой товар на мировые рынки, путем рекламы, повышения качества продукта, активного налаживания деловых связей с другими странами.
Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику РФ социально-ориентированной, независимой, сильной, что позволит увеличить расходы на повышения качества жизни населения и страны в целом.
Информация о работе Сущность расходов государственного бюджета