Содержание:
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы гос.
управления в сфере сельского
хозяйства…………………………………………………………………………4
1.1 Общие характеристики, понятия
сферы сельского хозяйства…………...4
1.2 Правовые основы гос. управления
в сфере сельского хозяйства...............8
Глава
2. Государственные органы власти…………………………………….10
2.1. Федеральный
орган исполнительной власти
в сфере сельского хозяйства………………………………………………………………………...10
2.2 Органы исполнительной власти Нижегородской
области в сфере сельского хозяйства……………………………………………………………14
Глава
3. Проблемы организации системы
государственного управления в сфере
сельского хозяйства………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………26
Список
литературы………………………………………………………………29
Введение.
Задачами государственного управления
в области сельского хозяйства являются
стабилизация и развитие агропромышленного
производства, обеспечение продовольственной
безопасности Российской Федерации, улучшение
продовольственного обеспечения населения,
поддержание экономического паритета
между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение
уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных
товаропроизводителей в сфере агропромышленного
производства.
Управление агропромышленным комплексом
включает трехуровневую систему
органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный
(субъектов Федерации), муниципальный
(органов местного самоуправления). Государственное
управление отличается от регулирования тем, что
регулирование не предполагает прямое
подчинение субъектов регулирования,
скорее речь идет о создании условий, правил,
норм поведения для достижения поставленных
целей и задач. Регулирование предполагает
широкое использование экономических
методов.
Коренное отличие системы управления агропромышленным
комплексом от аналогичной системы управления в
СССР в том, что в настоящее время объектом,
регулирования выступают многочисленные
и разнообразные собственники (их объединения)
в основном негосударственной формы собственности.
Переход от централизованного руководства
агропромышленным комплексом на основе
плановых заданий и директив к
обеспечению равных прав и возможностей
для всех участников отношений в
этой сфере потребовал наиболее болезненной
и существенной ломки всей системы управления
сельским хозяйством, землепользованием, производством продуктов
питания. Поэтому следует говорить о системе государственного
управления агропромышленным комплексом с многочисленными
оговорками, и целесообразным представляется
использовать термин «государственное регулирование
агропромышленного комплекса». При этом
в отличие, скажем, от периода централизованной
(плановой) экономики основными методами управления выступают
не директивные, плановые методы, а экономические,
нормативные методы, индикативное планирование.
За период с 1992 по 2009 г. основной задачей
Правительства РФ в сфере регулирования
отношений в агропромышленном комплексе
стало создание не системы органов управления, а
системы экономических институтов государственного
управления, разработка стратегии развития, условий
для развития рыночных механизмов, региональной
политики, макроэкономических показателей,
защиты отечественного производителя,
развития сельских территорий, землепользования и охраны
окружающей среды. Сфера сельского хозяйства и шире — агропромышленного комплекса
— оказалась одной из самых сложных для
реформирования и принципиально важных
в социально-экономическом плане. В настоящее
время непосредственное государственное управление осуществляется в сфере государственного сектора агропромышленного комплекса,
селекционной деятельности, элитного
семеноводства, ветеринарии и племенного
животноводства.
Целью моей
курсовой работы является ознакомление
с системой государственного управления
в сфере сельского хозяйства. А также ознакомление
с главными проблемами этой отрасли.
Задачей моей
курсовой работы является:
-Выявить
проблемы в сфере сельского
хозяйства.
-Изучить
работу федеральных органов власти
в сфере сельского хозяйства
-
Глава
1. Государственное управление в сфере
сельского хозяйства.
- Общие характеристики, понятия сферы сельского хозяйства.
Сельское хозяйство - одна из важнейших
отраслей материального производства:
возделывание сельскохозяйственных культур
и разведение сельскохозяйственных
животных для получения земледельческой
и животноводческой продукции. Сельское
хозяйство включает также различные
виды первичной переработки растительных
и животных продуктов (если они не
выделились в самостоятельные отрасли
промышленности). В ряде стран к
сельскому относят лесное хозяйство.
Сельское хозяйство создаёт продукты
питания для населения, сырьё
для многих отраслей промышленности
(пищевой, комбикормовой, текстильной,
фармацевтической, парфюмерной и
др.), воспроизводит живую тягловую
силу (коневодство, оленеводство и т.
п.); включает отрасли земледелия (полеводство,
овощеводство, плодоводство, виноградарство
и др.)и животноводства (скотоводство,
свиноводство, овцеводство, птицеводство
и др.),правильное сочетание которых
обеспечивает рациональное использование
материальных и трудовых ресурсов и
является основной задачей экономики
сельскохозяйственного производства.
Главное средство производства в
сельском хозяйстве - земля, особенности
которой вызывают специфические
формы концентрации и специализации
сельскохозяйственного производства,
обусловливают необходимость применения
научно обоснованных систем земледелия
для повышения плодородия почвы.
В качестве средств производства
в сельском хозяйстве применяются
живые организмы - растения и животные,
вследствие чего в развитии отрасли
переплетается действие экономических
и биологических законов, период
производства не совпадает с рабочим
периодом, сезонно используются средства
производства и труд.
Аграрные предприятия работают
в условиях риска и неопределенности.
Одной из причин этого является то,
что в сельском хозяйстве экономический
процесс воспроизводства тесно
переплетается с естественными (биологическими)
процессами. Сельскохозяйственная продукция
производится с помощью живых
организмов (растений, животных, микроорганизмов),
которые часто функционируют
как средства производства. Поскольку
эти живые организмы развиваются
по биологическим законам, то этим и
обусловлена известная зависимость
процесса воспроизводства в сельском
хозяйстве от природных факторов,
что, в свою очередь, требует всестороннего
учета их и глубоких знаний агробиологической
науки.
Сельскохозяйственное производство
осуществляется в различных почвенно-климатических
условиях – хороших, средних и
плохих, что непосредственно сказывается
на результатах хозяйственной деятельности
предприятий и влечет (при прочих
равных условиях) существенную дифференциацию
уровня их экономического развития. Предприятия,
работающие в относительно худших природных
условиях, менее конкурентоспособны,
имеют высокую вероятность банкротства.
В условиях рынка ценовой фактор
не может быть тем рычагом, который
обеспечивал бы таким предприятиям
относительное благополучие и уменьшал
риск обанкротиться. Поэтому возникает
потребность в государственной
поддержке таких сельскохозяйственных
предприятий с помощью позиционных
экономических рычагов. В сельском
хозяйстве рабочий период (время
непосредственного использования
живого и общественного труда) не
совпадает с периодом производства
(время от начала производства до получения
готовой продукции). В результате
такого несовпадения возникает сезонность
производства, которая проявляется
в неравномерном, прерывистом использовании
рабочей силы и средств производства,
в неравномерном поступлении
продукции и доходов в течение
года. Это требует разработки мер
по смягчению сезонности и учета этого
фактора при выборе специализации предприятия.
Кроме того, такая зависимость от природных
условий вызывает необходимость создавать
на аграрных предприятиях значительные
страховые резервы семян, кормов на случай
неурожая, вызванного форс-мажорными обстоятельствами
– засухой, градом, наводнениями и т.д.
Сельское хозяйство – это
кредитоемкая отрасль, которая не может
нормально развиваться без привлечения
со стороны (банков, других кредитных
учреждений) дополнительных финансовых
ресурсов, прежде всего в форме
краткосрочных кредитов, для осуществления
текущих платежей с целью обеспечения
операционной деятельности. Ведь в
сельском хозяйстве, как уже отмечалось,
существует большой сезонный разрыв
между вложением оборотного капитала
и получением доходов. Поэтому аграрные
предприятия должны иметь значительные
суммы средств для покрытия сезонных
затрат. Держать специально на эти
цели собственные средства длительное
время экономически неоправданно. Значительно
эффективнее минимальные производственные
запасы и средства в расчетах формировать
за счет собственных источников, а
сверх этого – сберегательных,
т.е. за счет кредитов.
Сельское хозяйство является менее
инвестиционной привлекательной отраслью
по сравнению с рядом других отраслей
народного хозяйства. Это вызвано
длительным периодом производства сельскохозяйственной
продукции, который продолжается нередко
более года и характеризуется
постепенным нарастанием вложений
от начала производства до его завершения
и одновременным высвобождением
средств в конце производства
при получении готовой продукции.
Потенциальные инвесторы обращают
свой капитал, прежде всего в те производства,
где имеет место быстрый круговорот
средств, а значит, где можно получить
и быструю отдачу от его инвестирования.
По этой характеристике, как видим,
сельское хозяйство является менее
привлекательной отраслью. Если учесть
еще и существование повышенного риска
недополучения готовой продукции в ожидаемом
объеме по независящим от производителя
обстоятельствам – неблагоприятные природно-климатические
условия, то становится понятным, почему
эта особенность сельского хозяйства
не является временной, а органически
присуща ему и проявляется, лишь с разной
интенсивностью зависимости от состояния
развития отрасли и отдельных аграрных
предприятий и конъюнктуры на рынке инвестиций
1.2 Правовые основы государственного
управления в сфере сельского хозяйства.
С принятием Конституции 1993 г. изменился
коренным образом характер государства
и государственной власти. Россия признана
демократическим социальным правовым
федеративным государством. Конституционно
закреплены признанные в основных законах
европейских стран основные экономические
права и свободы граждан. Речь идет прежде
всего о таких правах как свобода предпринимательской
деятельности, свобода договоров, право
частной собственности и другие, которые
составляют каркас правовой инфрастутуры
рынка.
С введением в действие
с 27 января 2003 г. Федерального закона
« Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» не ясно, например, остается
ли в силе принцип равного права каждой
личности на трудовое пользование землей,
принцип, земля принадлежит тем, кто ее
обрабатывает. Судя по ст. 4 Федерального
закона об обороте земель сельскохозяйственного
назначения, в котором отсутствуют предельные
размеры земельной собственности физических
и юридических лиц, государство отвергает
принцип равного права каждой личности
на трудовое пользование землей. В результате
под видом права и вместо права ликвидируется
сама идея права общей долевой собственности
участников (членов) сельскохозяйственных
коммерческих организаций, происходит
замена общей собственности собственностью
юридических лиц.
Правительство РФ и Государственная
Дума РФ не только не противодействуют,
но и благоприятствуют присвоению
чужой общей долевой земельной
собственности юридическими лицами
- корпоративными, кооперативными сельскохозяйственными
организациями и аграрными холдингами..
Правительство РФ видит выход
из аграрного кризиса в концентрации
земель сельскохозяйственного назначения
у юридических лиц, прежде всего у агрохолдингов,
на создание, поддержку и стимулирование
которых направлена государственная аграрная
политика. Тем самым оно провозглашает
себя сторонником принципа правового
обезземеливания крестьян.
Между тем совершенно очевидно,
что положения ст. 4 Федерального
закона об обороте земель сельскохозяйственного
назначения, создающие правовую
основу для формирования крупных
земельных латифундий, противоречат
ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, исключающей
произвольное издание законов,
отменяющих и умаляющих права
и свободы человека и гражданина.
Такого рода ограничения прав
и свобод человека и гражданина
могут быть установлены по
общепринятым в других государствах
мотивам государственной и общественной
безопасности, защиты конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других
граждан. Ни по одному из
этих оснований не может быть
ликвидировано право 11,9 млн российских
граждан иметь в частной собственности
землю, которое является неотъемлемым
правом конституционного статуса
гражданина в области земельных
отношений.
Можно
заключить таким образом, что
все экономические и социальные
трудности, которые имели место
в прошлом, которые имеют место
сейчас и которые будут иметь
в будущем, коренятся в значительной
мере в правовых (а не только
в экономических) условиях формирования
и развития сельского хозяйства.
И для того чтобы преодолеть
эти трудности, надо со всей
определенностью признать, что государство,
объявившее о реализации земельной
и аграрной реформы, формировании
новой аграрной структуры, развитии
рыночной среды для всех участников
хозяйственного оборота, независимо
от форм собственности, как
никакое другое нуждается в
стабильности и определенности
права. Природа нового экономического
строя, функционирующего на основе
различных форм собственности
и хозяйствования, свободы аграрного
предпринимательства, юридического равенства
всех форм собственности, используемых
в предпринимательской деятельности в
сельском хозяйстве, требует осуществления
всеобщей кодификации аграрного законодательства,
здание которого надо строить на основе
Федеральных законов « О развитии сельского
хозяйства в рыночных условиях».
Федеральный закон от 25
июля 2011 года N 260-ФЗ г. Москва
"О государственной
поддержке в сфере сельскохозяйственного
страхования и о внесении изменений
в Федеральный закон "О развитии
сельского хозяйства. Принят Государственной
Думой 5 июля 2011 года, одобрен Советом Федерации
13 июля 2011 года. Настоящий Федеральный
закон устанавливает правовые основы
оказания государственной поддержки в
сфере сельскохозяйственного страхования
при осуществлении страховой защиты связанных
с производством сельскохозяйственной
продукции имущественных интересов сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Глава 2. Государственные органы власти.
2.1. Федеральный орган исполнительной
власти в сфере сельского хозяйства..
Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз
России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции:
- по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере агропромышленного
комплекса, включая животноводство
(в том числе разведение одомашненных
видов и пород рыб, включенных
в Государственный реестр охраняемых
селекционных достижений), ветеринарию,
растениеводство, карантин растений,
мелиорацию земель, плодородие почв,
регулирование рынка сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия,
пищевую и перерабатывающую промышленность,
производство и оборот табачной
продукции, устойчивое развитие
сельских территорий;