Теоретические основы государственного управления в сфере сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является ознакомление с системой государственного управления в сфере сельского хозяйства. А также ознакомление с главными проблемами этой отрасли.
Задачей моей курсовой работы является:
-Выявить проблемы в сфере сельского хозяйства.
-Изучить работу федеральных органов власти в сфере сельского хозяйства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы гос. управления в сфере сельского хозяйства…………………………………………………………………………4
1.1 Общие характеристики, понятия сферы сельского хозяйства…………...4
1.2 Правовые основы гос. управления в сфере сельского хозяйства...............8
Глава 2. Государственные органы власти…………………………………….10
2.1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере сельского хозяйства………………………………………………………………………...10
2.2 Органы исполнительной власти Нижегородской области в сфере сельского хозяйства……………………………………………………………14
Глава 3. Проблемы организации системы государственного управления в сфере сельского хозяйства………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваЯ.docx

— 262.86 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………………2

 

Глава 1. Теоретические основы гос. управления в сфере сельского  хозяйства…………………………………………………………………………4

 

1.1  Общие характеристики, понятия  сферы сельского хозяйства…………...4

 

1.2 Правовые основы гос. управления в сфере сельского хозяйства...............8

 

 

Глава 2. Государственные органы власти…………………………………….10

2.1. Федеральный  орган исполнительной власти  в сфере сельского хозяйства………………………………………………………………………...10

2.2 Органы исполнительной власти Нижегородской области в сфере сельского  хозяйства……………………………………………………………14

 

Глава 3. Проблемы организации системы  государственного управления в сфере сельского хозяйства………………………………………………………23

 

Заключение………………………………………………………………………26

 

Список  литературы………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Задачами государственного управления в области сельского хозяйства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Управление агропромышленным комплексом включает трехуровневую систему  органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный (субъектов Федерации), муниципальный (органов местного самоуправления). Государственное управление отличается от регулирования тем, что регулирование не предполагает прямое подчинение субъектов регулирования, скорее речь идет о создании условий, правил, норм поведения для достижения поставленных целей и задач. Регулирование предполагает широкое использование экономических методов.

Коренное отличие системы управления агропромышленным комплексом от аналогичной системы управления в СССР в том, что в настоящее время объектом, регулирования выступают многочисленные и разнообразные собственники (их объединения) в основном негосударственной формы собственности.

Переход от централизованного руководства  агропромышленным комплексом на основе плановых заданий и директив к  обеспечению равных прав и возможностей для всех участников отношений в  этой сфере потребовал наиболее болезненной  и существенной ломки всей системы управления сельским хозяйством, землепользованием, производством продуктов питания. Поэтому следует говорить о системе государственного управления агропромышленным комплексом с многочисленными оговорками, и целесообразным представляется использовать термин «государственное регулирование агропромышленного комплекса». При этом в отличие, скажем, от периода централизованной (плановой) экономики основными методами управления выступают не директивные, плановые методы, а экономические, нормативные методы, индикативное планирование. За период с 1992 по 2009 г. основной задачей Правительства РФ в сфере регулирования отношений в агропромышленном комплексе стало создание не системы органов управления, а системы экономических институтов государственного управления, разработка стратегии развития, условий для развития рыночных механизмов, региональной политики, макроэкономических показателей, защиты отечественного производителя, развития сельских территорий, землепользования и охраны окружающей среды. Сфера сельского хозяйства и шире — агропромышленного комплекса — оказалась одной из самых сложных для реформирования и принципиально важных в социально-экономическом плане. В настоящее время непосредственное государственное управление осуществляется в сфере государственного сектора агропромышленного комплекса, селекционной деятельности, элитного семеноводства, ветеринарии и племенного животноводства.

Целью моей курсовой работы является ознакомление с системой государственного управления в сфере сельского хозяйства. А также ознакомление с главными проблемами этой отрасли.

Задачей моей курсовой работы является:

-Выявить  проблемы в сфере сельского  хозяйства.

-Изучить  работу федеральных органов власти  в сфере сельского хозяйства

-

 

Глава 1. Государственное управление в сфере сельского хозяйства.

 

    1. Общие характеристики, понятия сферы сельского хозяйства.

 

Сельское хозяйство - одна из важнейших  отраслей материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур  и разведение сельскохозяйственных животных для получения земледельческой  и животноводческой продукции. Сельское хозяйство включает также различные  виды первичной переработки растительных и животных продуктов (если они не выделились в самостоятельные отрасли  промышленности). В ряде стран к  сельскому относят лесное хозяйство. Сельское хозяйство создаёт продукты питания для населения, сырьё  для многих отраслей промышленности (пищевой, комбикормовой, текстильной, фармацевтической, парфюмерной и  др.), воспроизводит живую тягловую силу (коневодство, оленеводство и т. п.); включает отрасли земледелия (полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство и др.)и животноводства (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство и др.),правильное сочетание которых  обеспечивает рациональное использование  материальных и трудовых ресурсов и  является основной задачей экономики  сельскохозяйственного производства. Главное средство производства в  сельском хозяйстве - земля, особенности  которой вызывают специфические  формы концентрации и специализации  сельскохозяйственного производства, обусловливают необходимость применения научно обоснованных систем земледелия для повышения плодородия почвы. В качестве средств производства в сельском хозяйстве применяются  живые организмы - растения и животные, вследствие чего в развитии отрасли  переплетается действие экономических  и биологических законов, период производства не совпадает с рабочим  периодом, сезонно используются средства производства и труд.

Аграрные предприятия работают в условиях риска и неопределенности. Одной из причин этого является то, что в сельском хозяйстве экономический  процесс воспроизводства тесно  переплетается с естественными (биологическими) процессами. Сельскохозяйственная продукция  производится с помощью живых  организмов (растений, животных, микроорганизмов), которые часто функционируют  как средства производства. Поскольку  эти живые организмы развиваются  по биологическим законам, то этим и  обусловлена известная зависимость  процесса воспроизводства в сельском хозяйстве от природных факторов, что, в свою очередь, требует всестороннего  учета их и глубоких знаний агробиологической  науки.

Сельскохозяйственное производство осуществляется в различных почвенно-климатических  условиях – хороших, средних и  плохих, что непосредственно сказывается  на результатах хозяйственной деятельности предприятий и влечет (при прочих равных условиях) существенную дифференциацию уровня их экономического развития. Предприятия, работающие в относительно худших природных  условиях, менее конкурентоспособны, имеют высокую вероятность банкротства. В условиях рынка ценовой фактор не может быть тем рычагом, который  обеспечивал бы таким предприятиям относительное благополучие и уменьшал риск обанкротиться. Поэтому возникает  потребность в государственной  поддержке таких сельскохозяйственных предприятий с помощью позиционных  экономических рычагов.  В сельском хозяйстве рабочий период (время  непосредственного использования  живого и общественного труда) не совпадает с периодом производства (время от начала производства до получения  готовой продукции). В результате такого несовпадения возникает сезонность производства, которая проявляется  в неравномерном, прерывистом использовании  рабочей силы и средств производства, в неравномерном поступлении  продукции и доходов в течение  года. Это требует разработки мер  по смягчению сезонности и учета этого фактора при выборе специализации предприятия. Кроме того, такая зависимость от природных условий вызывает необходимость создавать на аграрных предприятиях значительные страховые резервы семян, кормов на случай неурожая, вызванного форс-мажорными обстоятельствами – засухой, градом, наводнениями и т.д.

Сельское хозяйство – это  кредитоемкая отрасль, которая не может  нормально развиваться без привлечения  со стороны (банков, других кредитных  учреждений) дополнительных финансовых ресурсов, прежде всего в форме  краткосрочных кредитов, для осуществления  текущих платежей с целью обеспечения  операционной деятельности. Ведь в  сельском хозяйстве, как уже отмечалось, существует большой сезонный разрыв между вложением оборотного капитала и получением доходов. Поэтому аграрные предприятия должны иметь значительные суммы средств для покрытия сезонных затрат. Держать специально на эти  цели собственные средства длительное время экономически неоправданно. Значительно  эффективнее минимальные производственные запасы и средства в расчетах формировать  за счет собственных источников, а  сверх этого – сберегательных, т.е. за счет кредитов.

Сельское хозяйство является менее  инвестиционной привлекательной отраслью по сравнению с рядом других отраслей народного хозяйства. Это вызвано  длительным периодом производства сельскохозяйственной продукции, который продолжается нередко  более года и характеризуется  постепенным нарастанием вложений от начала производства до его завершения и одновременным высвобождением средств в конце производства при получении готовой продукции. Потенциальные инвесторы обращают свой капитал, прежде всего в те производства, где имеет место быстрый круговорот средств, а значит, где можно получить и быструю отдачу от его инвестирования. По этой характеристике, как видим, сельское хозяйство является менее  привлекательной отраслью. Если учесть еще и существование повышенного риска недополучения готовой продукции в ожидаемом объеме по независящим от производителя обстоятельствам – неблагоприятные природно-климатические условия, то становится понятным, почему эта особенность сельского хозяйства не является временной, а органически присуща ему и проявляется, лишь с разной интенсивностью зависимости от состояния развития отрасли и отдельных аграрных предприятий и конъюнктуры на рынке инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовые основы государственного управления в сфере сельского хозяйства.

 

С принятием Конституции 1993 г. изменился коренным образом характер государства и государственной власти. Россия признана демократическим социальным правовым федеративным государством. Конституционно закреплены признанные в основных законах европейских стран основные экономические права и свободы граждан. Речь идет прежде всего о таких правах как свобода предпринимательской деятельности, свобода договоров, право частной собственности и другие, которые составляют каркас правовой инфрастутуры рынка.

 

 С введением в действие  с 27 января 2003 г. Федерального закона « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не ясно, например, остается ли в силе принцип равного права каждой личности на трудовое пользование землей, принцип, земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. Судя по ст. 4 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в котором отсутствуют предельные размеры земельной собственности физических и юридических лиц, государство отвергает принцип равного права каждой личности на трудовое пользование землей. В результате под видом права и вместо права ликвидируется сама идея права общей долевой собственности участников (членов) сельскохозяйственных коммерческих организаций, происходит замена общей собственности собственностью юридических лиц.

 Правительство РФ и Государственная  Дума РФ не только не противодействуют, но и благоприятствуют присвоению  чужой общей долевой земельной  собственности юридическими лицами - корпоративными, кооперативными сельскохозяйственными  организациями и аграрными холдингами.. Правительство РФ видит выход  из аграрного кризиса в концентрации земель сельскохозяйственного назначения у юридических лиц, прежде всего у агрохолдингов, на создание, поддержку и стимулирование которых направлена государственная аграрная политика. Тем самым оно провозглашает себя сторонником принципа правового обезземеливания крестьян.

 Между тем совершенно очевидно, что положения ст. 4 Федерального  закона об обороте земель сельскохозяйственного  назначения, создающие правовую  основу для формирования крупных  земельных латифундий, противоречат  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, исключающей  произвольное издание законов,  отменяющих и умаляющих права  и свободы человека и гражданина. Такого рода ограничения прав  и свобод человека и гражданина  могут быть установлены по  общепринятым в других государствах  мотивам государственной и общественной  безопасности, защиты конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других  граждан. Ни по одному из  этих оснований не может быть  ликвидировано право 11,9 млн российских  граждан иметь в частной собственности  землю, которое является неотъемлемым  правом конституционного статуса  гражданина в области земельных  отношений. 

 Можно  заключить таким образом, что  все экономические и социальные  трудности, которые имели место  в прошлом, которые имеют место  сейчас и которые будут иметь  в будущем, коренятся в значительной  мере в правовых (а не только  в экономических) условиях формирования  и развития сельского хозяйства.  И для того чтобы преодолеть  эти трудности, надо со всей  определенностью признать, что государство,  объявившее о реализации земельной  и аграрной реформы, формировании  новой аграрной структуры, развитии  рыночной среды для всех участников  хозяйственного оборота, независимо  от форм собственности, как  никакое другое нуждается в  стабильности и определенности  права. Природа нового экономического  строя, функционирующего на основе  различных форм собственности  и хозяйствования, свободы аграрного предпринимательства, юридического равенства всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, требует осуществления всеобщей кодификации аграрного законодательства, здание которого надо строить на основе Федеральных законов « О развитии сельского хозяйства в рыночных условиях».

Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ г. Москва

"О государственной  поддержке в сфере сельскохозяйственного  страхования и о внесении изменений  в Федеральный закон "О развитии  сельского хозяйства. Принят Государственной Думой 5 июля 2011 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственные органы власти.

 

2.1. Федеральный орган исполнительной  власти в сфере сельского хозяйства..

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции:

- по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере агропромышленного  комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных  видов и пород рыб, включенных  в Государственный реестр охраняемых  селекционных достижений), ветеринарию,  растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной  продукции, устойчивое развитие  сельских территорий;

Информация о работе Теоретические основы государственного управления в сфере сельского хозяйства