-Разрабатывает и осуществляет
мероприятия по подготовке, переподготовке,
повышению квалификации и стажировке
руководителей и специалистов
организаций агропромышленного
комплекса и крестьянских (фермерских)
хозяйств.
-Совместно с федеральными органами
исполнительной власти осуществляет
мероприятия по контролю и
надзору за состоянием охраны
труда и техники безопасности
при производстве сельскохозяйственных
работ.
-Рассматривает ходатайства и
оформляет материалы на присвоение
почетных званий и награждение
государственными наградами Нижегородской
области и Российской Федерации
работников агропромышленного комплекса
во взаимодействии с другими
органами государственной власти
Нижегородской области.
-Обобщает практику применения
законодательства Российской Федерации,
нормативных актов и законов
Нижегородской области и проводит
анализ реализации государственной
политики в установленной сфере
деятельности.
-Организует информационное и
консультационное обеспечение сельскохозяйственных
организаций и крестьянских (фермерских)
хозяйств.
-Разрабатывает нормативные правовые
акты в установленной сфере
деятельности, осуществляет контроль
за их исполнением.
-Осуществляет в соответствии
с законодательством Российской
Федерации работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию
архивных документов, образовавшихся
в процессе деятельности Министерства.
-Обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну.
-Организует прием граждан, обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений
граждан, принятие по ним решений
и направление ответов в установленный
законодательством Российской Федерации
и Нижегородской области срок.
-Осуществляет функции уполномоченного
органа по контролю за исполнением
органами местного самоуправления
Нижегородской области переданных
им отдельных государственных
полномочий в установленной сфере
деятельности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации
и Нижегородской области.
-Обеспечивает мобилизационную
подготовку Министерства, а также
контроль и координацию деятельности
находящихся в его ведении
организаций по мобилизационной
подготовке.
-Осуществляет иные полномочия
в установленной сфере деятельности,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации и Нижегородской
области.
Структура министерства сельского
хозяйства Нижегородской области
Глава 3. Проблемы организации системы
государственного управления в сфере
сельского хозяйства.
Существует ряд проблем с
сельском хозяйстве:
Проблемы растениеводства и
животноводства.
Вместе с тем, наряду с имеющимися
положительными тенденциями, в сельском
хозяйстве сохраняется ряд системных
проблем, сдерживающих дальнейшее развитие
отрасли. АПК России в настоящее
время находится в кризисном
состоянии. Основными проблемами АПК
являются: спад производства, сокращение
посевных площадей, поголовья скота,
что произошло в результате неустойчивости
производственно – хозяйственных
связей, инфляции, удорожание кредитных
ресурсов, сокращение государственного
финансирования, сокращение государственного
финансирования, снижения покупательской
способности потребителей сельскохозяйственной
продукции, роста неплатежей между
предприятиями и диспаритет цен
на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию; неудовлетворительное состояние
сельскохозяйственных земель. В последние
годы практически приостановлены работы
по повышению плодородия почв и мелиорации
земель, осушению и орошению земель,
сократились показатели применения
органических и минеральных удобрений,
что послужило усилению процесса
деградации почв. Медленно развивается
инфраструктура земельного рынка, не создана
система информационного обеспечения
и разъяснительной работы, что
создаёт возможность теневого оборота.
За последние годы резко сократился
уровень среднедушевого производства
зерна. В современной ситуации Россия
уже не обладает достаточными финансовыми
возможностями для закупки необходимого
количества зерна, а снижение зернового
импорта восполняется увеличением
размера закупок готовых продуктов
питания. Ситуация в животноводстве
оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве,
Отечественное животноводство обеспечивает
не выше 50% потребности населения
страны в молоке и мясе.
Одной из причин низкой эффективности
сельского хозяйства является высокий
физический и моральный износ
основных средств. Нехватка свободных
денежных средств не позволяет большинству
предприятий проводить полноценную
техническую и технологическую
модернизацию основных фондов. Доля
инвестиций в основной капитал сельского
хозяйства составляет всего 4% общего
объёма инвестиций в экономику, что
в 4,5 раза меньше, чем в 1991 году. Основным
источником финансирования продолжают
оставаться собственные средства предприятий.
В результате износ основных фондов
в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается
нехватка «длинных» ресурсов для
капитальных инвестиций.
Проблемы сельскохозяйственного
машиностроения.
Сохраняется дефицит техники. Одновременно,
вследствие недостатка платёжеспособного
спроса, слабо развивается сельскохозяйственное
машиностроение. Почти полное разрушение
сельскохозяйственного машиностроения
(свыше 75% парка составляют старые машины,
что делает современную и качественную
уборку урожая практически невозможной).
Средняя обеспеченность комбайнами
и тракторами в расчёте на единицу
обрабатываемой площади в России
отстаёт от соответствующих показателей
Канады и Германии в несколько
раз, нагрузка на основные виды техники
в России значительно выше, чем
в этих странах. Обеспеченность основными
видами сельскохозяйственной техники
составляет около 50% от технологически
необходимой. Коэффициент выбытия
тракторов превышает коэффициент
обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов
– в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5
раза. В результате такой интегральный
показатель, как энергообеспеченность
в сельском хозяйстве, оказался в 2-4
раза ниже аналогичных показателей
развитых стран, а энергозатраты
выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы
в обеспечении ГСМ из-за финансового
состояния сельхозпроизводителей
и их низкая платёжеспособность, а
также опережающий рост цен на нефтепродукты,
по сравнению с ценами на сельскохозяйственную
продукцию.
Проблемы технологии отрасли.
Проведённый специалистами министерства
совместно с учёными Россельхозакадемии
анализ показал, что в сельском хозяйстве
используются в основном устаревшие
технологии. Так, на примере использования
интенсивной технологии производства
озимой пшеницы видно, что для
осуществления 16 технологических операций
из 474видов применяемых сельскохозяйственных
машин мировому уровню соответствует
только 50%. Это приводит к увеличению
производственных затрат и уменьшению
производительности на 30%, к низкой
урожайности зерновых культур (18-19 ц/га).
Из-за технологического отставания и
недостаточной обеспеченности техникой
ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного
урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства
техники. По этим причинам из года в
год сокращается рынок для
отечественных производителей. Импортные
закупки продовольствия и сельскохозяйственного
сырья в2006 году возросли на 20%, до 21,6%млрд.
долл.
Заключение.
Рассмотренный опыт управления агропромышленным комплексом органами государственного
управления субъектов Федерации показывает весьма
значительное разнообразие в формах и
методах управления, содержании самого управления, характере экономических отношений.
Существуют субъекты Федерации с развитой
инфраструктурой сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта, с
относительно сильным промышленным сектором.
Эти и другие особенности накладывают
отпечаток на выбор приоритетов в регулировании
отношений в агропромышленном комплексе.
В целом можно отметить, что практически
во всех субъектах Федерации существуют
комплексные программы развития
агропромышленного комплекса и
органы управления на уровне правительств и администраций
субъектов Федерации, в виде управлений, департаментов, отделов, министерств
по агропромышленному комплексу или сельскохозяйственному производству.
Муниципальное управление в данной сфере осуществляется в соответствии
с Федеральным законом от 6 октября 2003
г. № 141-ФЗ (в ред. от 10 июня 2008 г. № 77-ФЗ).
Так, к полномочиям органов местного самоуправления поселений
(ст. 14) относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства;
к полномочиям органов местного самоуправления муниципального
района (ст. 15) — создание условий для развития сельскохозяйственного производства,
расширение рынка сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия; аналогичные полномочия
осуществляют органы местного самоуправления городского
округа (ст. 16).
В некоторых муниципальных образованиях
приняты нормативные акты, детализирующие
полномочия органов местного самоуправления в
данной сфере. Так, в соответствии с положением
«О полномочиях органов местного самоуправления в
сфере сельского хозяйства, создания условий для расширения рынка
сельскохозяйственной продукции и продовольствия», утвержденного
решением Белокурихинского городского
совета депутатов Алтайского края от 6
марта 2007 г., к полномочиям органов местного
самоуправления относятся: организация мероприятий,
направленных на поддержку сельскохозяйственного производства; создание условий для увеличения
поголовья крупного рогатого скота и качественного
улучшения племенного стада; организация
мероприятий в целях нераспространения
инфекционных заболеваний (бруцеллез,
лейкоз) и профилактика инвазий.
Органам местного самоуправления может
передаваться ряд государственных полномочий субъектов Федерации в сфере сельского
хозяйства. Так, в соответствии с Законом Ростовской области от
22 октября 2005 г. № 372-ЗС (в ред. от 12 августа
2008 г. № 63-ЗС) исполнительно-распорядительные
органы муниципальных районов и городских
округов в Ростовской области наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями
Ростовской области по поддержке сельскохозяйственного производства
и осуществлению мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения,
а именно возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями
в кредитных организациях на пополнение
оборотных средств, компенсация части
затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на содержание
маточного поголовья овец и ярок старше
одного года, компенсация части стоимости
агрохимического обследования пашни сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых
местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Список литературы.
Боголюбов С.А., Бринчук М.М.,
Ведышева Н.О: Аграрное право - учебник.
Издательство: Проспект, 432 c., 2011
Сайт правительства Нижегородской
области: http://www.government-nnov.ru/
Серова Е.В. : Аграрная экономика
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации: www.mcx.ru