Управление государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение экономической категории государственного и муниципального долга на всех стадиях – от его образования до погашения.
Задачи данной работы:
1. Изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
2. Рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
3. Рассмотрение методики управления государственным долгом за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ…………………….5
1.1. Задачи и принципы управления государственным и муниципальным долгом……………………………………………………………………………..….5
1.2. Различия и особенности в управлении государственным и муниципальным долгом……………………………………………………………………………..….9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………...13
2.1. Общая характеристика мероприятий в области управления государственным и муниципальным долгом…………………………………….13
2.2. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального кредита, их эффективность……………………………………16
2.3. Влияние на эффективность государственного кредита конверсии и консолидации государственного долга, унификации ценных бумаг и их обмена по регрессивному соотношению, отсрочки погашения займов…………………21
3. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 68.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3

1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ…………………….5

1.1. Задачи и принципы управления государственным и муниципальным долгом……………………………………………………………………………..….5

1.2. Различия и особенности в управлении государственным и муниципальным долгом……………………………………………………………………………..….9

2. АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………...13

2.1. Общая характеристика мероприятий в области управления государственным и муниципальным долгом…………………………………….13

2.2. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального кредита, их эффективность……………………………………16

2.3. Влияние на эффективность государственного кредита конверсии и консолидации государственного долга, унификации ценных бумаг и их обмена по регрессивному соотношению, отсрочки погашения займов…………………21

3. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ…………………………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема моей курсовой работы - "Управление государственным и муниципальным  долгом ". И она выбрана не случайно, так как государственный и муниципальный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного и муниципального долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе  с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании  государством заемной политики для  финансирования расходов бюджета. Таким  образом, государственный долг –  это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного  государства.

Государственный и муниципальный долг — долговые обязательства государства и  муниципальных образований перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным и муниципальным  гарантиям.

Неблагоприятная динамика государственного и муниципального долга, вызванная огромными расходами на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита, заставила многих экономистов заняться углубленным исследованием и поиском решений проблемы, возникшей в финансовой системе нашей страны.

Действительно, непогашенный государственный и муниципальный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории. В проблеме государственного и муниципального долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Управление  государственным и муниципальным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной политики.

В ходе реализации политики в области управления государственным  и муниципальным долгом правительство использует такие показатели, как объем совокупного государственного долга, объем внешнего государственного долга, объем внутреннего государственного долга, темп роста государственного долга, объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание государственного долга, соотношение государственного долга и ВВП и др.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение экономической категории государственного и муниципального долга на всех стадиях – от его образования до погашения.

Задачи данной работы:

  1. Изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
  2. Рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
  3. Рассмотрение методики управления государственным долгом за рубежом.

 

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ

 

 

    1. . Задачи и принципы управления государственным и муниципальным долгом

 

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком  и широком смысле. Под управлением  государственным и муниципальным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  финансовой политики государства, связанном  с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений  финансовой политики находится в  руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых  для их финансирования, основные направления  и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность  и целесообразность осуществления  общегосударственных программ по поддержке  малого бизнеса, отдельных районов  страны и т.п.

Под управлением государственным  и муниципальным долгом в узком  смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к  выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка  государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие задачи:

 

  1.  привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
  2. минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  3. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
  4. удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
  5. создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  6. диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.

В составе  государственного и муниципального долга учитываются следующие  обязательства:

  • основная номинальная сумма долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным и муниципальным гарантиям.

 

В составе  государственного и муниципального долга для целей бюджетного законодательства и бюджетного процесса не учитываются: кредиторская задолженность бюджетных учреждений и унитарных предприятий, заимствования унитарных предприятий, недофинансирование получателей бюджетных средств, другая задолженность, возникшая из невыполнения договоров или причинения вреда государством или муниципалитетом.

Классификация государственного и муниципального долга:

По валюте, в которой выражены долговые обязательства, различают:

1.  внешний долг — иностранная валюта;

2.  внутренний долг:

    • долговые обязательства — валюта РФ (рубль).
    • целевые долговые обязательства — условная денежная единица учета долговых обязательств (долговой рубль — дор).

Международная классификация государственных  долгов определяет внутренний долг как  совокупность обязательств перед резидентами, внешний — перед нерезидентами.

Целевые долговые обязательства — это государственный  долг РФ, образовавшийся в результате принятия РФ на себя обязанности восстановить сбережения граждан в виде:

  • вкладов в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г.;
  • вкладов в организации государственного страхования в период до 1 января 1992 г.;
  • вкладов в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.

Номинал целевых  долговых обязательств выражается в  условных денежных единицах — долговых рублях (дорах): 1 дор равен 1 рублю  указанных выше сбережений граждан. Для перевода долгового рубля  в валюту РФ определяется коэффициент  изменения стоимости необходимого социального набора товаров и услуг. Количество рублей РФ в одном доре равно коэффициенту увеличения стоимости необходимого социального набора по сравнению с 1990 г.

Основными принципами управления государственным и муниципальным долгом являются.

    1. Сохранение объема долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков.

 Экономически безопасным считается такой объём долга, при котором          субъект РФ или муниципальное образование в состоянии обеспечить исполнение как долговых обязательств, так и всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств.

Основным подходом к реализации этого принципа является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга  исключительно за счёт доходов бюджета.

    1. Полнота исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает такое управление долговыми обязательствами субъекта РФ или муниципального образования, которое обеспечивает исполнение долговых обязательств в полном объеме.
    2. Своевременность исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает исполнение обязательств в срок. Возникновение просроченных обязательств не допускается.
    3. Минимизация стоимости долговых обязательств. Данный принцип предполагает поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств при соблюдении всех вышеизложенных принципов.
    4. Прозрачность управления долгом. Данный принцип предполагает:
    • использование ясных формализованных процедур и механизмов управления долгом субъекта РФ и муниципального образования;
    • публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств администрации субъекта РФ или муниципального образования, а также о долговой политике администрации.

 

 

1.2. Различия и особенности  в управлении государственным  и муниципальным долгом

 

 

 

Так как  до начала 90-х годов отсутствовало  такое понятие как государственный  долг субъекта Российской Федерации, то отсутствовала и сама потребность  в его управлении. Вместе с тем  постоянная необходимость привлечения  денежных средств для выполнения обязательств государственной власти региона в условиях ограниченных финансовых ресурсов потребовала ведения более активной и непрерывной работы в указанном направлении. Кроме того, с вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации были нормативно определены основные вопросы формирования и учета государственного долга субъекта Федерации, а также перечень долговых обязательств, составляющих его структуру.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом