Управление государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение экономической категории государственного и муниципального долга на всех стадиях – от его образования до погашения.
Задачи данной работы:
1. Изучение сущности и значения государственного долга Российской Федерации;
2. Рассмотрение основных способов управления государственным долгом;
3. Рассмотрение методики управления государственным долгом за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….3
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, РАЗЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ…………………….5
1.1. Задачи и принципы управления государственным и муниципальным долгом……………………………………………………………………………..….5
1.2. Различия и особенности в управлении государственным и муниципальным долгом……………………………………………………………………………..….9
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………...13
2.1. Общая характеристика мероприятий в области управления государственным и муниципальным долгом…………………………………….13
2.2. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального кредита, их эффективность……………………………………16
2.3. Влияние на эффективность государственного кредита конверсии и консолидации государственного долга, унификации ценных бумаг и их обмена по регрессивному соотношению, отсрочки погашения займов…………………21
3. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 68.80 Кб (Скачать файл)

Все указанные  факторы подтолкнули большинство  администраций субъектов Российской Федерации к созданию в структуре  органа исполнительной власти, занимающегося  исполнением регионального бюджета (Финансовое управление, Министерство финансов и т.д.) специализированного  отдела занимающегося вопросами  управления государственного долга.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. Различают капитальный государственный долг, то есть вся сумма выпущенных и непогашенных государственных займов, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости  от кредитора различают внутренний и внешний госдолг: Внешний долг - заимствованиями привлекаемые из иностранных источников (иностранных  государств, их юридических лиц и  международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные  финансовые обязательства заемщика финансовых средств или гаранта  погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками; Внутренний долг – обязательства государства выпущенные в национальной валюте с целью привлечения временно свободных денежных средств резидентов страны (физических и юридических лиц).

 В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

1) кредитные  соглашения и договоры, заключенные  от имени РФ с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями; 

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры  о предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства  РФ по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами;

4) переоформленные  долговые обязательства третьих  лиц в государственный долг  РФ на основе принятых федеральных  законов; 

5) соглашения  и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств прошлых лет.

Долговые  обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

 

Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается. Основой для формирования государственного долга является дефицит бюджета. При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия. Формально размеры дефицита госбюджета определяются уравнением доходов и расходов. Пути покрытия бюджетного дефицита разнообразны - это увеличение налогов, снижение госрасходов, эмиссия, или обращение к заимствованиям. Превращение дефицита бюджета в государственный долг, этот способ заключается в финансировании дефицита прибегая к внутренним и внешним заимствованиям.

Муниципальный долг - общая сумма задолженности  муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным  по ним процентам. Муниципальный  долг полностью и без условий  обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну (ст. 100 БК РФ).

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных  долговых обязательств по: 1) ценным бумагам  муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов; 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; 4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). В отличие от государственного долга муниципальный долг не может формироваться за счет привлечения кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций.

Муниципальный долг складывается из:

• основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

• объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

• объема основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

• объема обязательств по гарантиям, предоставленным  муниципальным образованием.

Органы  местного самоуправления используют все  полномочия по формированию доходов  местного бюджета для погашения  долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства  погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Для проведения эффективной финансовой политики в  области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет  процесс управления государственным  и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и  муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

2.1. Общая характеристика мероприятий в области управления государственным и муниципальным долгом

 

 

Осуществление мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.

 В  процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

    1. непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
    2. обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
    3. контроль за состоянием государственного долга.

 

Система управления государственным и муниципальным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным  долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным  долгом:

 

      1. сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
      2. сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
      3. обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Система управления государственным и муниципальным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

 

  1. разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год, которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
  2. процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
  3. исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные  задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным  и муниципальным долгом:

 

  • своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  • проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  • осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  • контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  • контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  • экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  • экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

 

Ключевой  целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости  обслуживания долгов.

Несмотря  на то, что управление госдолгом  фактически направлено на регулирование  двух ключевых параметров, характерных  для любых финансовых инструментов, – риска и доходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой  установки минимизацию стоимости  обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно  «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся  максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета  на процентных выплатах обернулась серьезным  потрясением для всей финансовой системы.

Однако  если в качестве другой крайности  установить минимизацию рисков со стороны  госдолга, то в пределе это будет  означать полный отказ от использования  заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.

На практике в качестве ключевой цели долгового  управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска  и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

 

 

2.2. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального кредита, их эффективность

 

 

Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату  по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия  госдолга можно свести к четырем  моментам:

1) Необходимость  обслуживать внешний долг, что  при крупном его объеме означает  существенное сокращение возможностей  потребления для населения данной  страны.

2) Долг  приводит, в определенной мере, к  вытеснению частного капитала, что  может ограничить дальнейший  рост в экономике.

3) Увеличение  налогов для оплаты растущего  госдолга выступает в качестве  анти стимула экономической активности.

4) Перераспределение  дохода в пользу держателей  государственных облигаций.

Динамика  внешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательств бывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических  реформ в России. Следует также  учитывать, что продолжительный  спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени. 
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом