Управление затратами на промышленном предприятии на примере ООО «Световые технологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы заключается в оценке эффективности управления затратами в ООО «Световые технологии», выработка мероприятий по повышению эффективности управления затратами на данном предприятии. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучаются теоретические основы управления затратами на предприятии;
- даётся краткая характеристика ООО «Световые технологии»;
- исследуется система управления затратами на предприятии;
- вырабатываются пути повышения эффективности управления затратами на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1: Теоретические основы управления затратами…………………………...5
1.1 Понятие и классификация затрат……………………………………….5
1.2 Методы управления затратами………………………………………..12
1.3 Проблемы управления затратами……………………………………..19
Глава 2: Анализ основных финансовых показателей на предприятии ООО «Световые технологии» …………………………………………………………...21
2.1 Описание основных характеристик финансовой деятельности организации………………………………………………………………………21
2.2 Анализ финансовой отчетности организации………………………..24
2.3 Анализ эффективности деятельности организации………………….35
Глава 3: Пути решения проблем в системе управления затратами……………..42
3.1 Выявленные проблемы в управлении затратами на предприятии….42
3.2 Методы повышения эффективности управления затратами………...45
Заключение……………………………………………………………………….....48
Список литературы…………………………………………………………………49
Приложения…………………………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

финансы 2.docx

— 152.95 Кб (Скачать файл)

Как видно из таблицы 3.1., расходы по обычным видам деятельности, в частности себестоимость продукции и себестоимость ее продаж (так же см. таблица), увеличились на 169 089 тыс.руб., в то время как доходы увеличились только на 127 313 тыс. руб. Из этого можно сделать вывод, что увеличение расходов не дало результатов. Хотя, в общем и целом доходы, конечно, превысили расходы, и предприятие не ушло в убыток как - таковой, но все же, это негативная тенденция. Наибольший удельный вес в затратах и доходах составляет продукция собственного производства. Увеличение затрат на ее производство и является главной причиной увеличения расходов.

Нельзя не отметить, что доходы по материалам уменьшились на 10 165 тыс.руб., в то время как расходы увеличили на 989 тыс.руб. Данный показатель можно связать с увеличением статьи «Запасы» (таблица 2.1).

Так же в 2012 году, в организации появилась такая статья, как «Реализация услуг по переработке сырья». Ее можно отметить как положительную, так как доход от нее более чем в два десятка раз превышает расход. Будет справедливо подчеркнуть тот факт, что данное мероприятие одно из самых удачных, так как не смотря на его относительно малый удельный вес в общей сумме доходов и расходов, оно себя полностью оправдывает.

Говоря о покупных товарах, следует упомянуть о стремительном сокращении расходов по данной статье (20 134 тыс.руб.). И, несмотря на то, что по сравнению с 2011 годом доходы уменьшились, разница между доходами и расходами 2012 года больше этой же разницы в 2011 году.

Для более углубленного анализа воспользуемся данными Приложения №6

Таблица 3.2. Анализ общей суммы расходов

в разрезе элементов затрат

Показатель

Абсолют. (тыс.руб)

Относит. (%)

%  в общем объеме (за 2012 год)

Себестоимость произведенной продукции всего:

292 671

12,8

 

в том числе

     

Материальные затраты

215553

11,1

83,3

Затраты на оплату труда

30564

18,6

7,6

Отчисления на социальные нужды

1256

2,2

2,2

Амортизация ОС и активов нематериального характера

10135

11,9

3,7

Расходы на эл.энергию, газ

-1981

-8,6

0,8

Расходы на ремонт ОС

2978

32,0

0,5

Расходы на аутстаффинг

7137

100,0

0,3

Прочие затраты

17709

73,3

1,6

Себестоимость проданных покупных товаров, материалов (в т.ч. вторсырья)

-21822

-11,2

 

Изменение запасов 

-44908

-17,0

 

в том числе сырье, материалы

39570

26,7

85,8

Готовой продукции

3303

5,3

29,7

Полуфабрикаты собственного производства

-2210

-39,0

1,6

Товары для перепродажи

-85571

-177,6

-17,1

Коммерческие расходы, в том числе:

-424

-12,6

 

Образцы для тестирования и исследования

886

2161,0

31,5

Расходы на сертификацию продукции

-848

-29,7

68,2

Прочие коммерческие расходы

-462

-97,9

0,3

Управленческие расходы, в том числе:

65678

40,4

 

Заработная плата

42540

123,9

33,7

Страховые взносы

10720

133,8

8,2

Амортизация ОС и НМА

9678

72,9

10,1

Лицензии и ПО

9296

209,3

6,0

Налоги

5480

29,1

10,7

Услуги банков

-2527

-15,4

6,1

Прочие управленческие расходы

-9509

11,1

25,3


Как видно из таблицы 3.2. на 2012 год наибольший удельный вес в себестоимости произведенной продукции составляют материальные затраты (2 149 574 тыс. руб.). По сравнению с 2011 годом они выросли на 292 671 тыс. руб., при этом, увеличение затрат не оправдало себя, и, как мы помним, прибыль в 2012 году уменьшилась. Следовательно, одна из важнейших ошибок в управлении затратами данного предприятия – это увеличение материальных затрат.

Более того, можно предположить, что затраты на оплату труда так же неоправданно увеличили ( 30 564 тыс.руб.). Если же увеличение расходов по данной статье связано с наймом более квалифицированного производственного персонала, то трудно судить о рациональности данного мероприятия, так как данных о числе работников не имеется. Однако имеются сведения о том, что на предприятии проводится массовое повышение квалификации по части иностранного языка (все работники, за исключением производственных рабочих обязаны изучать английский или любой другой иностранный язык на базе ООО «Световые технологии»), что соответственно несет за собой определенные затраты, так как предприятие полностью оплачивает данное мероприятие. Поэтому, нельзя отрицать, что через определенное количество времени ( от года до двух лет), повышение квалификации скорее всего оправдает себя, потому что наличие работников со знанием языка избавляет от нужды в переводчиках. Тем самым, можно сократить затраты на оплату труда, так как намного рациональнее оплачивать экономиста со знанием языка, чем и экономиста и переводчика сразу.

Следующий момент, который хотелось бы не оставить незамеченным – это прирост запасов. Как уже говорилось ранее (таблица 2.1.,2.2.; пункт 2.2) увеличение данной статьи редко когда является положительной тенденцией. Данный вывод сделан на тех основаниях, что накопление запасов является приемлемым только в небольших количествах, потому что сырье и материалы, не участвующие в производстве на данный момент – влекут за собой определенные расходы, такие как аренда склада или обесценивание непосредственно запаса. Накопление запасов понижает коэффициент ликвидности. Допустим мы закупили светодиоды в количестве, превышающем необходимое для производства светодиодных светильников в данном квартале. Пусть  условная цена одного светодиода будет равна 5 рублей. Если наступит ситуация, при которой придется продать избыток светодиодов, мы уже не сможем сбыть их по первоначальной цене в 5 рублей. При наилучшем раскладе цена при перепродаже составит 3 рубля, даже если светодиоды в идеальном состоянии, как и при покупке. Таким образом, накопление запасов может негативно сказаться на общей сумме затрат, более того, это может принести убыток.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов в свою очередь тоже увеличились. Более подробно данная статья описана в Приложении №8, по которому можно сказать, что (начисление амортизации производится линейным способом) оборудование на предприятии не устаревшее. В ООО «Световые технологии» не экономят на машинах и оборудовании, что следует отметить как положительный факт, в первую очередь потому, что от качества и современности оборудования напрямую зависит качество самой продукции, следовательно и выручка от продаж такой продукции.

Одной из особенностей ООО «Световые технологии» является то, что ввиду работы с транснациональными компаниями, большое количество денежных операций производится в иностранной валюте. Можно утверждать, что расходы от покупки валюты и в виде курсовой разницы являются одной из наибольших по величине статей (95 742 тыс. руб.) в прочих расходах. Конечно, нельзя не отметить, что курсовая разница в прочих доходах в свою очередь тоже составляет весьма внушительную сумму (111 573 тыс. руб.). В абсолютной величине расходы на куплю-продажу валюты в 2011г. – 1 659 076 тыс.руб., в 2012г. составили 1 417 539 тыс.руб. Тем не менее, сокращение данной статьи расходов как нельзя лучше скажется на финансовом положении. Нельзя не учесть, что с каждым годом исследуемое предприятие расширяет географию каналов сбыта своей продукции, именно поэтому, так важно подобрать метод снижения затрат в данном разделе. Число операций с валютой безусловно будет увеличиваться, и если не найти рациональную альтернативу в данном вопросе, то «Световые технологии» будут продолжать терять миллионы при оплате валютой. Данные выводы сложились на основании Приложения №7.

По данным этого же Приложения №7 обнаружилось, что расходы в виде недостач материально – производственных запасов и иного имущества, выявленных в результате инвентаризации составили 22 250 тыс. руб. По сравнению с 2011 годом, показатель которого равен 3 681 тыс. руб., показатель 2012 года увеличился в 6 раз. Данные затраты можно связать с халатным отношением к надзору за количеством материалов, запасов и т.д.; это так же можно отнести и к переизбытку накопляемых запасов, которые за время хранения, возможно, утратили свои свойства и более не нужны на производстве.

Подводя итог по всему вышесказанному, можно выявить следующие негативные тенденции в управлении затратами. Во – первых, неоправданное увеличение себестоимости производимой продукции. Во – вторых, это накопление запасов. В – третьих, (не смотря на снижение затрат в этой статье) расходы в виде курсовой разницы. В – четвертых, значительное повышение оплаты труда, которое на данный момент себя никак не оправдало. И в заключении, весомая сумма недостачи запасов, материалов и иного имущества. Решения данных проблем, которые, как мы считаем, помогут сократить расходы и затраты ООО «Световые технологии» представлены в следующем пункте курсовой работы

 

 

 

 

 

3.2 Методы повышения эффективности  управления затратами

Анализируя все данные «Главы 2», а так же используя теоретическую часть «Главы 1» и выводы по предыдущему пункту «Главы 3», мы выделили некоторые мероприятия и наиболее приемлемые методы, для повышения эффективности управления затратами на ООО «Световые технологии».

Для начала, хотим отметить, что необходим комплексный подход в управлении затратами, так как применение одного лишь метода не сможет затронуть все аспекты этого сложного процесса. В связи с этим, мы выбрали наиболее подходящие для данного предприятия методы, которые ранее освещались в Главе 1, пункте 3.

Первый метод, который следует применить – метод «Абзорпшн – костинг», основная идея которого – включение в себестоимость продукции абсолютно всех затрат (в том числе и накладных). Данный метод позволяет довольно точно определить финансовый результат деятельности организации, повышает обоснованность выбора дополнительного заказа или отказа от него. Конечно, данный метод значительно усложнит процедуры учета и расчета, но результаты работы по данному методу скорее всего оправдают усилия. В частности, данный метод возможно предотвратил бы затраты, связанные с недостачей по материалам, запасам и т.д., а это более 22 250 тыс. руб. Так как введение строгой отчетности по всем статьям расходов скорее всего предотвратил бы халатное отношение работников в данной области.

Следующий метод - «Стандарт – кост», состоит в том, что для каждого вида затрат определена обоснованная норма расхода. Такой метод позволяет сформировать необходимую информационную базу для анализа и контроля затрат, а так же минимизировать учетную работу, связанную с калькулированием себестоимости и своевременно обеспечивать менеджеров об ожидаемых затратах на производстве. Данное решение в первую очередь связано с увеличением в 2012 году затрат на себестоимость производимой продукции, при чем данное мероприятие не принесло больше прибыли. Наоборот, в 2012 году прибыль уменьшилась по сравнению с 2011 годом. Следовательно, определение нормы по данной статье затрат вероятнее всего помогло бы избежать ошибки. Но нельзя не учесть факт, что на некоторые затраты невозможно установить нормы.

Третьим методом, который мы бы включили в систему управления затратами, является «Бенчмаркинг затрат». Данный метод имеет один существенный недостаток – неверный выбор предприятия-эталона может даже понизить эффективность в управлении. Несмотря на этот фактор, я считаю, что сравнение с более успешными организациями сильно стимулируют как производственных рабочих, так и руководящих лиц. Более того, используя чужой опыт, мы сможем оградить себя от типичных ошибок в данной отрасли. Например, в делах, касаемых оплаты труда сотрудников. Если устанавливать требования к квалификации работника относительно требований в более успешных компаниях, то можно избавить себя от переплаты работникам. Аналогичным образом следует поступить с амортизацией и закупкой оборудования. Если ровняться на более успешные предприятия в плане оборудования, материалов для изготовления и т.д., при этом имея высококвалифицированных рабочих, то в скором времени мы достигнем желаемого уровня.

Обобщив вышесказанное, можно сформулировать целостное предложение по управлению затратами. Итак, для начала включить в себестоимость все затраты (в том числе и накладные). Затем установить нормы расхода по всем затратам, по которым это возможно (в случае, когда это невозможно – использовать элементы «Кайзен – костинга», т.е. непрерывно и всеохватывающе их (затраты) снижать). Устанавливать эти нормы надо учитывая показатели предприятий-лидеров в данном сегменте.

Руководствуясь данными предложениями, по – нашему мнению, предприятие должно достигнуть определенных успехов в управлении затратами. Данные мероприятия позволят снизить уровень затрат, при этом повысив не только финансовые показатели, но и мотивацию сотрудников. Конечно, наши предложения несколько усложнят систему учета, а на первых этапах возможны и негативные показатели, но это, скорее всего, будет лишь от того, что непривычно для предприятия и не все сотрудники привыкнут и будут готовы к нововведениям. Однако, мы уверены, что при правильном применении предложенных мной мероприятий, финансовые показатели и работа организации в целом – только улучшатся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В результате проведенной работы по теме Оценка уровня затрат на предприятии были решены следующие задачи:

- Рассмотрена сущность затратами. В первой главе работы рассмотрено само понятие затрат, их отличие от издержек и себестоимости. Проанализировано влияние основных внешних и внутренних факторов на динамику затрат и определены направления их использования в интересах предприятия.

- Рассмотрены различные группировки затрат, которые дают возможность видеть руководству предприятия, во что обходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (классификация по статьям расходов); какой вклад на покрытие постоянных затрат вносят отдельные продукты и как может быть достигнут положительный эффект масштаба (деление затрат на переменные и постоянные) эффективность работы отдельных подразделений (с помощью центров затрат).

- Рассмотрена сущность процесса управления затратами. Выявлена методика, по которой можно рассчитать и наглядно увидеть куда направлены затраты и как они работают на предприятии, выяснить эффективность использования затрат. На базе этих знаний на предприятиях разрабатывается маркетинговая стратегия.

- Выявлена роль и место управления затратами в системе развития предприятия - она огромна. Затраты - один из важнейших факторов любого производства. Их эффективное использование прямо влияют на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий, в зависимости от них определяется конкурентное положение на рынке. Издержки служат для предприятия основой при установлении оптовых цен, которые в свою очередь влияют на прибыль и рентабельность продукции, на либерализацию розничных цен. Поэтому так важно рационально управлять затратами своего предприятия.

Информация о работе Управление затратами на промышленном предприятии на примере ООО «Световые технологии»