Управление прибылью и рентабельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания большого круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его работы. В условиях рынка фирмы самостоятельно осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции. Результатами этих экономических действий является прибыль и рентабельность. Именно они обычно рассматриваются в качестве финансовых результатов деятельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление прибылью и рентабельностью2222222.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

 

В случае обратной ситуации — это свидетельствует о том, что организация оказалась неспособна покрыть стоимость использования привлечённых ресурсов. Отсутствие экономической прибыли может стать причиной оттока капитала из предприятия.

 

С точки зрения оценки эффективности, показатель экономической прибыли позволяет получить более полное, по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли, представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом который обеспечит ему реальное сохранение вложенных средств.

 

2. Бухгалтерская прибыль — общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учёту в соответствии с действующими законодательно принятыми правилами за отчётный период без учёта расходов, не зафиксированных документально, на ведение такой деятельности, включая упущенную выгоду.

 

Бухгалтерская прибыль — общая валовая прибыль организации, полученная со всех источников дохода, за вычетом затрат на производство, приобретение или сбыт производимых товаров или услуг, уплаченных процентов по краткосрочным кредитам и платы за ресурсы.

3. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

4. Маржинальная прибыль — прирост общей суммы прибыли, полученной фирмой от продажи дополнительной единицы продукции.

 

5. Валовая прибыль  — разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги. Следует иметь в виду, что валовая прибыль отличается от операционной прибыли (прибыль до уплаты налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам).

 

Чистый доход от продаж вычисляется следующим образом:

 

Чистый доход от продаж = Суммарный доход от продаж − Стоимость возвращённых товаров и предоставленных скидок.

Валовая прибыль вычисляется:

 

Валовая прибыль = Чистый доход от продаж − Себестоимость реализованной продукции или услуги.

На основании данных о валовой прибыли можно рассчитать чистую прибыль:

 

Чистая прибыль = Валовая прибыль − Сумма налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам.

Себестоимость реализованной продукции рассчитывается по-разному для производства и торговли.

 

В целом, этот показатель отражает прибыль по сделке, без учёта косвенных расходов.

 

Для розничной торговли валовая прибыль представляет собой выручку за вычетом стоимости проданных товаров. Для производителя прямыми расходами являются расходы на материалы и другие расходные материалы для создания продукта. Например, расходы на электроэнергию для работы машины зачастую считаются как прямые затраты, а расходы на освещение машинного зала — как накладные расходы. Заработная плата также может быть прямой, если работникам выплачивается цена за единицу произведённого товара. По этой причине сервисные отрасли, которые продают свои услуги с почасовой оплатой, часто относятся к заработной плате как к прямым расходам.

 

Валовая прибыль является важным показателем прибыльности, но при расчёте чистого дохода необходимо учитывать косвенные расходы.

6. Балансовая прибыль - общая, суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе.

7. Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Не путать с термином Экономическая прибыль. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.

 

Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия.

8. Операционная прибыль— прибыль хозяйствующего субъекта от основной (обычной) деятельности, равная разности между нетто-выручкой и расходами по обычной деятельности (в последние включаются прямые и операционные расходы) или, что то же самое, между валовой прибылью и операционными затратами. Операционная прибыль фактически эквивалентна Прибыли от продаж, по терминологии, используемой в форме 2 Отчёт о финансовых результатах по РСБУ.

 

Часто операционную прибыль отождествляют с аналогичным, но, вообще говоря, несколько иным показателем — Прибылью до уплаты процентов и налогов. Несмотря на одинаковую природу показателей (операционная прибыль также является прибылью до налогообложения и уплаты процентов) разница заключается в том, что в показателе EBIT фактически участвуют также доходы и расходы, не связанные с обычной (операционной) деятельностью — неоперационная прибыль.

                         Формирование прибыли ОАО «Газпром»

Для оценки динамики показателей прибыли составляется таблица (табл. № 1), в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций. Т пр. = дельта у/у0*100%.

Таблица 1 - Динамика показателей прибыли ОАО «Газпром»

Показатели

ОАО «Газпром»

Отчетный период 2014

Аналогичный период прошлого года 2013

Отчетный в % к предшествующему периоду

1. Выручка (нетто) от реализации  товаров, продукции, услуг

1774979437

1632652981

108,71 %

2. Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

723781021

592118000

122,23 %

3. Валовая прибыль

1051198416

1040534981

101,02 %

4.Расходы периода

коммерческие

управленческие

540917840

23678150

518675487

17856671

104,28 %

132,6 %

5. Прибыль (убыток) от продаж

486602426

504002823

96,55 %

6. Прочие доходы

2163085740

1544363883

140,06 %

7. Прочие расходы

2129290462

1553043224

137,1 %

8.Прибыль (убыток) до налогообложения

520397704

495323482

105,06 %

9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

360449550

343680067

104,87 %


Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными (табл. № 2).

Таблица 2 - Структура прибыли ОАО «Газпром»

Показатели

ОАО «Газпром»

Отчетный период 2014

Аналогичный период прошлого года 2013

Отклонения

(+, - )

Бухгалтерская прибыль

100 %

100%

 

В том числе:

     

а) прибыль от основного вида деятельности

93,5 %

101,75 %

- 8,25

б) Операционная прибыль

0,80 %

-1,16 %

1,96

в) Внереализационная прибыль

5,68 %

-3,39 %

9,07


Как следует из данных таблицы № 2, в отчетном периоде произошли положительные изменения в структуре прибыли. Увеличилась операционная и внереализационная прибыль. Но уменьшилась доля прибыли от основного вида деятельности.

 

Управление рентабельностью

Прибыльность – это способность предприятия (проекта) приносить прибыль. Если бизнес имеет положительный чистый финансовый результат от своей деятельности (разница между доходами и расходами больше нуля), то он является прибыльным.

Рентабельность – это показатель, в общем виде характеризующий прибыльность работы предприятия(организации).

Рентабельность оборота (продаж), характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке. Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями. Формирование показателя рентабельности продаж показано на рисунке 1

 

Рисунок 1

 

 

Существует несколько показателей рентабельности.         К ним относятся:

    1. Рентабельность (убыточность) активов (группы активов – внеоборотных и оборотных) общая:

                           x 100 %

                Общая рентабельность характеризует, сколько денежных

единиц было привлечено предприятием для получения одного рубля прибыли, независимо от источников привлечения этих средств.

 

    1. Рентабельность (убыточность) активов (группы активов) чистая:                                                                                                                                                

                    

 Чистая рентабельность позволяет определить влияние на доходность деятельности предприятия (организации) налоговых отчислений и других платежей из прибыли.

    1. Рентабельность (убыточность) источников

                формирования активов общая:

                                  

Данный показатель характеризует эффективность использования всех средств предприятия, независимо от источников их формирования.

  1. Рентабельность (убыточность) источников

формирования активов (по группам: собственные и заемные) чистая:

  

Данный показатель характеризует эффективность использования средств предприятия в зависимости от источников их формирования (собственный, заемный, основной, оборотный капитал). Отдельное внимание при анализе уделяется показателю рентабельности собственного капитала.

  1. Рентабельность (убыточность) проданных товаров, продукций, работ, услуг.

  

Данный показатель характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции. Его динамика может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля предприятием за себестоимость реализованной продукции.

 

    1. Рентабельность (убыточность) продаж общая:

  

Данный показатель характеризует долю балансовой прибыли в доходе, т.е. какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

    1. Рентабельность (убыточность) продаж чистая:

  

 

В силу того, что при расчете коэффициентов рентабельности используются различные базы (определенные виды активов, источников финансирования), то управление рентабельностью по базе тесно связано со структурой этих активов и источников. Так например изменяя структуру капитала можно влиять на рентабельность инвестиций, а меняя структуру производства можно влиять на рентабельность продаж. 

Одним из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов воздействия на рентабельность является известная факторная модель фирмы «DuPont», чьи первые методики стали известными еще в 1919 году. Данная модель помогает идентифицировать факторы, определяющие эффек- тивность деятельности фирмы. В качестве основного показателя эффективности специалистами фирмы был выбран показатель рентабельности собственного капитала (ROE (ReturnonEquity) — это показатель рентабельности собственного капитала компании, который демонстрирует отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании.). Модель схематически можно представить следующим образом:

 

где,

NP - чистая прибыль

S - выручка от продаж

A - совокупная стоимость активов фирмы

E - собственный капитал

LTL - долгосрочные обязательства 

CL - краткосрочные обязательства

Согласно этой модели рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: 

1. рентабельности продаж (PM – profitmargin);

2. оборачиваемостиактивов (AT – asset turnover rate);

3. коэффициентафинансовойзависимости (FL – financial  leverage)

Рентабельность продаж, показывает, сколько копеек чистой прибыли фирма получает с каждого рубля выручки. Данный фактор дает представление об общей чистой рентабельности всех видов деятельности организации. 

Оборачиваемость активов, показывает, сколько рублей выручки генерируется предприятием с каждого рубля, инвестированного в его совокупные активы. Данный фактор дает представление об эффективности использования активов фирмой. Образно говоря, он показывает, сколько продаж мы можем «выжать» из наших активов. 

Коэффициент финансовой зависимости, буквально он показывает, сколько рублей активов было создано при использовании 1 рубля собственного капитала. Косвенно он измеряет величину финансового риска, сопряженного с финансированием. Если коэффициент равен допустим 4, то это означает что за счет собственного капитала было создано в 4 раза больше активов. Но за счет какого финансирования? Привлеченного. Получается, что для финансирования 4 единиц активов было использована 1 единица собственного капитала и 3 единицы заемного капитала. А это свидетельствует о том, что в структуре пассивов заемный капитал в фирме превышает собственный в 3 раза. Это весьма рискованно с финансовой точки зрения, ибо делает организацию финансово зависимой от кредиторов. 

Интересным представляется тот факт, что вышеуказанные факторы обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Так рентабельность продаж обобщает отчет о прибылях и убытках, оборачиваемость активов – актив баланса, а коэффициент финансовой зависимости – структуру пассива баланса.

При анализе текущих значений и динамики данных факторов нужно учитывать отраслевую специфику деятельности фирмы. Так, например, для предприятий, осуществляющих свою деятельность в высокотехнологичных отраслях с высокой капиталоемкостью, показатель оборачиваемости активов будет иметь невысокое значение, а вот показатель рентабельности продаж будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости характерно для фирм, функционирующих в стабильных рыночных условиях, с ясно прогнозируемыми поступлениями денег за выпущенную продукцию. То же можно сказать и о хозяйствующих субъектах, имеющих высокую долю ликвидных активов (например, предприятия торговли ибанки). Получается, что отраслевая специфика и конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности могут определять то, на какие факторы будет делать ставку фирма при осуществлении мер, направленных на повышения показателя рентабельности собственного капитала.  Если анализировать ROE в пространственно-временном аспекте, то важно обратить внимание на три особенности этого показателя, которые имеют существенное значение при формулировании обоснованных выводов по нему.

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью