Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Финансы, прежде всего это (от лат. financia — наличность, доход) —
совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Содержание

Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами…………………………………………………………………………3.
Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.
Общие понятие о доходах……………………………………………6.
Общие понятие о расходах…………………………………………..8
Бюджетный дефицит и источники его покрытия………………….11
Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов……………………………………….14
Список литературы………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Кон.работа (Автосохраненный).doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

нехватки денежных средств и выделения средств по отдельным направлениям.

       Крупной  проблемой  реализации предусмотренных  бюджетом расходов  является сохранение  реального объема расходов является  сохранение реального объема  расходов в случае обесценивания  средств в результате инфляции. Защитой от обесценивания может быть индексация статей затрат (например, зарплаты госслужащих, пенсий и др.) в меру роста цен. Практическое использование индексации сдерживается общим стремлением органов госвласти к уменьшению выплат и проблемой ограничения находящейся в обращении денежной массы.

Недобор доходов вынуждает сокращать расходы и порождает проблему приоритетности расходования средств по отдельным направлениям. В случае возникновения опасности превышения дефицита из-за недобора налогов или по другим причинам становится неизбежным секвестр расходов.

 

Бюджетный дефицит и источники его покрытия.

 

       В процессе  принятия и исполнения бюджета  большое значение приобретает  сбалансированность доходов и  расходов. Если доходы превышают  расходы, то возникает профицит.

      Но чаще всего расходы превышают доходы, что ведет к возникновению дефицита бюджета, представляющего собой превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии  с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

       Дефицит  бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство  может сознательно идти на  увеличение дефицита бюджета. В  частности, в целях стимулирования  экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости, или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает так называемый структурный дефицит, сознательно созданный государством.

          В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит  от политики государства. Он обусловлен общим  спадом производства, который происходит на стадии кризиса, и является результатом циклического развития экономики.

       Выделяют  также активный и пассивный  дефициты.

       Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста и т. п.

        Увеличение  дефицита бюджета может быть  также вызвано неожиданно резким  ростом государственных расходов  в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с ведением налоговых льгот.

            Выделяют также реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

            Размер дефицита бюджета субъекта  РФ не может превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

           Дефицит местного бюджета не  может превышать 10%  объема  доходов  местного бюджета РФ без учета  утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов до дополнительным нормативам отчислений.

          Источники финансирования дефицита  различаются по уровням бюджетной  системы.

            Источниками финансирования дефицита  федерального бюджета являются:

    1. внутренние источники:

-  кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

- бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

-   поступления о продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

-  поступления от приватизации  организаций, находящихся в государственной  собственности;

-  поступления от продажи  государством принадлежащих ему  акций организаций;

-  поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

    1. внешние источники:

а)государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

б) кредиты правительств иностранных государств , банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

 Источниками финансирования  дефицита бюджета субъекта РФ  и местного бюджета могут быть  только внутренние источники  в следующих формах:

    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ или муниципального образования;
    • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • кредиты, полученные от кредитных организаций;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципального собственности;
    • поступления от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

    Для финансирования  бюджетного дефицита используются  следующие способы:

    1. кредитно-денежная эмиссия (монетизация) — увеличение количества денег в обращении ( в т.ч. за счет банковского финансирования), используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку является инфляционным способом;
    2. долговое финансирование- дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами;
    3. увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

 Последний способ вряд  ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

 

           Государственный кредит, его сущность и значение

 

       В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.

       Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.

       По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита:

       Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.

       Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами".

       В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".

       В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.

       В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.

       В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

       Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

       Государственный кредит выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

       Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

       Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

       Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

       Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

       Контрольная функция имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность  и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только  финансовыми структурами, но и  кредитными институтами.

       Таким образом, рассмотрев сущность и значение кредита, можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки. А рассмотрев функции кредита, - что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через распределительную функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функцию.

 

                         Формы государственного кредита

       Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

       Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Информация о работе Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами