Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель написания работы - выявить теоретические аспекты сущности факторинга, раскрыть особенности факторинговых операций в коммерческих банках.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить основные понятия и виды факторинга,
2) проанализировать особенности факторинговых услуг за рубежом,
3) оценить современное состояние факторинговых операций в России.
Для написания курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, труды ученых и периодические пособия.
Объек исследования:
Предмет исследования:факторинговые операции коммерческих банков.
Введение
1 Теоретические основы факторинговых операций
1.1 Понятие и преимущества факторинга
1.2 Виды факторинговых операций
1.3 Типы факторинговых соглашений (договоров).
2. Aнaлиз фaктopингoвыx oпepaций в Poccии и зa pубeжoм
2.1 Aнaлиз coвpeмeннoгo cocтoяния cиcтeмы фaктopингoвыx oпepaций в Poccии
2.2Aнaлиз мeтoдoв peгулиpoвaния фaктopингoвыx взaимooтнoшeний
2.3 .Aнaлиззapубeжнoгooпытaпopeгулиpoвaниюфaктopингa
3Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках
3.1. Проблемы факторинговых операций в коммерческих банках
3.2. Основные направления совершенствования факторинговой деятельности
3.3. Перспективы развитияфакторинговых операций в коммерческих банках
Заключение
Список использованной литературы
Целесообразно выявить основные направления потенциального развития факторинговых операций на российском рынке.
Это, прежде всего, многоплановое развитие внутреннего факторинга посредством внедрения различных вариантов факторингового обслуживания.
Далее, перестройка, диверсификация, реинжиниринг деятельности организаций, обеспечивающих факторинг. Наряду с применением долговых требований такого рода фирмы призваны оказывать и консультационные услуги. В этой связи резко возрастает роль внедрения в практику фактор- фирмами нового, более совершенного программного обеспечения в целях повышения качества анализа и оптимизации издержек, роста качества обслуживания поставщиков и улучшения контроля за использованием предоставленных кредитов.
Особое место занимает расширение набора услуг в сфере международного факторинга. Выход на международный рынок новых российских предприятий – экспортеров усилит конкуренцию, особенно неценовую, приведет к повышению удельного веса экспорта на условиях открытого счета и отсюда к расширению потребности в его факторинговом обслуживании.
Итак, можно констатировать следующее:
1. Практическое использование
2. Внедрение факторинга будет
эффективно лишь на основе
активного использования всего
положительного, накопленного мировой
практикой внедрения
3. Основные потенциалы факторинг ныне имеет у нас в сфере внешней торговли, особенно в экспортных операциях.
4. Во внутреннем факторинге
5. Уже накопленный отечественный
опыт и прогнозирование
Можно охарактеризовать и основные
предпосылки дальнейшего
- Широкомасштабное
- Наряду с международным
- Поскольку выполнение
- Факторинговые звенья банков
и фактор – фирм имеют большие
резервы повышения
- В практику факторинга важно
последовательно внедрять
- Предстоит постоянно улучшать и правовую основу практики факторинга, устраняя все то, что мешает ее последовательному совершенствованию;
- Для дальнейшего развития
Ключевыми событиями в области
регулирования российского
- принятие в первом чтении поправок в Гражданской кодекс РФ (глава 43 «Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)»;
- принятие в первом чтении
поправок в статью 26 Федерального
закона «О государственном
- включение международного
- вступление в силу Инструкции Банка России от 16.01.2004 №110-И «Об обязательных нормативах банков», относящей факторинговые операции кредитных организаций к кредитным сделкам с повышенным уровнем риска.
В случае, если обстановка на мировом рынке продолжит ухудшаться и первые признаки экономической нестабильности все-таки выльются в кризис, рынку факторинга, как собственно, и всем другим рынкам, вновь придется выживать и переживать тяжелые времена. К слову, на мой взгляд, сегодня факторы гораздо лучше подготовлены, урок 2008 года ни для кого не прошел даром. При грамотной работе факторов наш с вами рынок в 2012-2013 году вырастет, несмотря на кризис.
3.3. Перспективы развития
Ивасенко А.Г. выделяет несколько направлений в перспективах развития факторинговых операций в России[8, с.184]:
1. Развитие международного
2. Развитие внутреннего
3. Диверсификация деятельности фактор-фирм.
4. Использование фактор-формами
нового, прогрессивного программного
обеспечения для анализа и
оптимизации собственных
Развитие международного факторинга в России имеет множество предпосылок, ключевой из них являются высокие темпы роста внешней торговли страны: в 2011 году трансграничная торговля выросла на 23,4% (прирост ВВП составил 7,6%). За указанный период объем импорта достиг 223,1 млрд. долларов США. В настоящее время в структуре экспорта 67,5% (355,2 млрд. долларов) приходится на поставки топливно-энергетических товаров, с которыми факторы обычно не работают. При этом доля «нефакторабельного» товарооборота в структуре экспорта с каждым годом снижается. Одновременно с этим, объем операций международного факторинга не составляет более 0,1% от внешнеторгового оборота страны, что свидетельствует о наличии значительного неосвоенного факторами рынка.
Основным тормозом развития рынка
международного факторинга является жесткое
валютное законодательство, в частности
ограничения на расчеты между
резидентами в иностранной
На российском рынке факторинга появляются новые услуги. Одина из ведущих факторинговых компаний – Банк Национальная факторинговая компания (Закрытое Акционерное Общество) объявила о запуске совершенно нового для России продукта – «Предпоставочный факторинг».
Суть данного продукта заключается в том, что факторинговая компания финансирует заказы, то есть выплачивает денежные средства под уступку будущих денежных требований. Предпоставочный факторинг предполагает выплату финансирования в момент, когда отгрузки товара только ожидаются.
Предпоставочный факторинг является принципиально новым продуктом, поскольку предполагает финансирование по категорию «будущих активов».
Наибольшее распространение
Схема работы по этому продукту очень проста: клиент факторинговой компании получает от своих покупателей заказы на поставку товаров в будущем, передает заказы факторинговой компании и получает от фактора денежные средства.
Рисунок 7 - Схема работы по продукту «Предпоставочный факторинг»[8]
ABL (Asset Based Lending) является одним из
способов финансирования
Зарубежный опыт показывает, что
факторинг может служить
Факторинг может служить эффективным источником финансирования лизинговых операций наряду с другими инструментами, такими как банковский кредит, выпуск долговых ценных бумаг, использование векселей.
Использование факторинга для рефинансирования
лизинговой деятельности» рассматривает
возможные способы
Во-первых, возможна передача лизинговой компанией рисков неплатежа, возникающих в результате лизинговой сделки, фактору. В данном случае речь идет о факторинге без регресса с финансированием или безв зависимости от потребностей лизинговой компании.
Сначала лизинговая компания предоставляет
фактору все необходимые
На следующем этапе лизинговая
компания заключает договор лизинга
и уступает права требования лизинговых
платежей фактору и (при необходимости)
получает от фактора финансирование.
Фактор оказывает необходимый в
конкретной сделке набор услуг: управление
дебиторской задолженностью; оценку
финансового состояния
В процессе реализации такой сделки
лизингополучатель осуществляет лизинговые
платежи фактору. В случае неплатежа
со стороны лизингополучателя
В данном случае роль лизинговой компании
сводится к роли посредника, который
выступает лишь в качестве организатора
лизинговой сделки. Большая часть
прибыли от сделки в этом случае
достается фактору, который берет
достаточно высокую плату за принятие
на себя риска неплатежа
В России начинает развиваться партнерская модель ведения факторингового бизнеса, которая весьма распространена в Европе.
Благодаря такому сотрудничеству факторинговая
компания получаетвозможность увеличить
обороты за счет использования ресурсов
партнера. Коммерческий банка расширяет
свой продуктовый ряд новым