Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
-исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы планирования межбюджетных отношений
Сущность и принципы межбюджетных отношений…………………..6
Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России……………………….12
Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ……………………………………...16
Перспективы развития межбюджетных отношений…………………22
Планирование межбюджетных отношений в Ивановской области…24
Глава 2. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы
2.1 Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа………………………………………………………………28
2.2 Цель и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели……………………………………………...29
2.3 Система программных мероприятий…………………………………41
2.4 Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы………………………………………………………………47
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 4 курс.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

В этот период необходимо также обеспечить проведение в условиях космоса экспериментов с участием человека для ускорения отработки нового поколения космической техники, изучения физики процессов и организации производства материалов и биопрепаратов со свойствами, не достижимыми в земных условиях, развития техники и технологий обеспечения полета человека к планетам Солнечной системы, а также выполнение международных обязательств Российской Федерации в отношении международной космической станции. Должно быть обеспечено решение задачи беспрепятственного выхода в космос с территории Российской Федерации.

Основой космической деятельности являются российские космические средства, создание и развитие которых ускоряет процесс становления экономики, обеспечивает эффективное развитие науки, техники и социальной сферы, укрепляет оборонную мощь страны. Если государственные потребности в космических средствах и услугах не будут обеспечены путем создания и развития российских космических средств, они будут удовлетворяться приобретением услуг на мировом рынке, что потребует больших экономических затрат, значительно уменьшит возможности для инновационного пути развития отечественной экономики, увеличит разрыв между Российской Федерацией и наиболее развитыми странами мира в постиндустриальном обществе.

Ускоренное развитие российских космических средств будет способствовать достижению поставленных руководством страны целей по  удвоению внутреннего валового продукта в течение ближайших 10 лет, прежде всего в области машиностроения, в том числе в ракетно-космической промышленности, переходу на инновационный путь развития экономики, решению проблем социального строительства и государственного управления, повышению конкурентоспособности космической техники и услуг на внутреннем и мировом рынках. Последнее особенно актуально в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Развитие российских космических средств позволило обеспечить увеличение объемов внешнеторгового оборота и повышение качества участия в международных экономических процессах; использование конкурентных преимуществ в экспорте наукоемкой продукции; безопасность и социальную стабильность; повышение уровня использования научных достижений в производстве (инноваций на российских организациях и создание системы государственно-частного партнерства. Космическая деятельность Российской Федерации, находясь на передовых рубежах мировой космонавтики, способствует сокращению существующего разрыва между Российской Федерацией и наиболее развитыми странами мира (формированию современного постиндустриального общества) и направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и населения страны в информации и услугах, предоставляемых только с использованием космических средств.

Однако в силу негативных экономических условий, сложившихся в конце XX столетия, дальнейшее развитие российских космических средств связано с разрешением следующей проблемной ситуации. Российская орбитальная группировка космических аппаратов социально-экономического и научного назначения, кроме связи и вещания, отстает в своем развитии от уровня, требуемого для полного решения задач в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества.

За последние 10 лет численный состав российской орбитальной группировки сократился в 1,5 раза, в то время как состав орбитальных группировок зарубежных стран увеличился более чем в 2 раза и сохраняет закономерную тенденцию роста, связанную с постоянно возрастающей востребованостью космических средств и услуг мировым сообществом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 626 «О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения» обеспечены создание и ввод в эксплуатацию новых космических аппаратов серии «Экспресс-А», а также космических аппаратов следующего поколения серии «Экспресс-АМ» для замены морально устаревших космических аппаратов серии «Горизонт». Таким образом успешно выполнены государственные задачи по сохранению и обеспечению устойчивости работы орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического назначения для решения задач по распространению федеральных телерадиовещательных программ на всю территорию страны и приему программ в российских загранпредставительствах, организации подвижной президентской и правительственной связи, международной, междугородней, зоновой и местной спутниковой связи, созданию ведомственных сетей спутниковой связи, в том числе силовых ведомств, и доступа в сеть Интернет с использованием малых земных станций в отдаленных и труднодоступных регионах страны. Выполнены задачи по реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», по восстановлению связи в Чеченской Республике, замене телефонной радиорелейной линии «Север» на спутниковые средства, а также созданы условия для решения других государственных и коммерческих задач.

Благодаря государственной поддержке развертывания  и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения обеспечено сохранение орбитально-частотного ресурса и единого информационного пространства страны. В то же время в связи с ростом требований потребителей к объему и качеству услуг связи и вещания орбитальная группировка системы спутниковой связи и вещания государственного назначения требует дальнейшего обновления и наращивания на основе использования перспективных долгоресурсных космических аппаратов и современных телекоммуникационных технологий.

Орбитальные средства дистанционного зондирования Земли в настоящее время в России практически отсутствуют, что резко ограничивает возможности решения современными методами и в требуемом объеме задач природопользования, гидрометеорологии и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Российская орбитальная группировка космических аппаратов научного назначения представлена единственным космическим аппаратом, возможности эксплуатации которого практически исчерпаны, что ограничивает возможности изучения Солнца, планет Солнечной системы, солнечно-земных связей и околоземного космического пространства, а также негативно сказывается на обеспечении информацией российских научных школ и обусловливает их деградацию.

Российские космические аппараты прежней разработки не обладают требуемыми характеристиками в части сроков активного существования, возможности целевой аппаратуры, пропускной способности и быстродействия информационных каналов, возможности автономной обработки информации на борту космических аппаратов. Отстают от требований времени состав и показатели качества наземной аппаратуры потребителей.

За истекшие 40 лет Россией накоплены уникальные результаты пилотируемых полетов, в том числе результаты эксплуатации в течение 15 лет орбитальной станции «Мир». Однако в последние годы в России решаются только задачи транспортного обеспечения международной космической станции. Работы по созданию российских модулей международной космической станции и научной аппаратуры для них практически не развернуты. В то же время реальный срок эксплуатации международной космической станции ограничен 2018 – 2020 годами. США совместно с партнерами по международной космической станции планируют завершить сборку американского сегмента станции в 2010 году и приступить к эффективной эксплуатации оборудования, что позволит оправдать полученной информацией вложенные ими  средства в ее создание. США, страны Европы и Китай существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полетов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел. Созданные при решении этих проблем технологии будут носить прорывной характер. Складывающаяся ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в смежных областях науки и техники.

Развитие современной российской промышленности требует новых материалов и биопрепаратов с уникальными свойствами. Технологии их создания нуждаются в исключительных условиях, воспроизводимых лишь в космосе. Однако создание таких технологий ограничено из–за недостаточного количества проводимых экспериментов в условиях космоса.

В настоящее время российские средства выведения космических аппаратов (далее – средства выведения) являются наиболее надежными в мире. Однако большинство из них используют токсичные компоненты топлива и могут быть запрещены.

Кроме того, удельная стоимость выведения космических аппаратов российскими средствами выведения уже в ближайшее время станет сопоставимой с зарубежными, что грозит потерей освоенной части мирового рынка запусков.

Космическая техника и космические технологии в 2006 - 2015 годах должны развиваться, опираясь на широкое использование информационных технологий и нанотехнологий. Это потребует современного парка оборудования, задействованного в технологическом цикле и способного реализовать новейшие технологии. При этом на первый план выдвигаются задачи технического переоснащения, внедрения новых наукоемких технологий, повышения квалификации и омоложения научных и научно–технических кадров.

Наземная космическая инфраструктура, включающая космодромы, наземные средства управления, пункты приема информации и экспериментальную базу для наземной отработки изделий ракетно-космической техники, нуждается в модернизации и дооснащении новым оборудованием.

Сложившееся состояние с российскими космическими средствами приводит к возрастающему отставанию Российской Федерации в области космической деятельности от ведущих космических держав мира и не позволяет удовлетворить российскими средствами потребности страны.

В случае если не будут приняты адекватные меры, этот процесс станет необратимым и превратится в тормоз на пути ускоренного развития технико–экономического потенциала страны.

Ослабление присутствия Российской Федерации в космосе неизбежно повлечет нарушение выполнения международных договоренностей, прежде всего с государствами – участниками СНГ, странами Европы, США, Китаем, Индией и другими государствами, отрицательно скажется на международном авторитете Российской Федерации.

В связи с этим проблемой, решаемой в рамках Федеральной космической программы России на 2006 – 2015 является создание и развитие российских космических средств гражданского и двойного назначения для удовлетворения с их использованием потребностей социально–экономической сферы, науки, международного сотрудничества, обороны и безопасности страны в космической связи и вещании, в получении данных метеонаблюдения и дистанционного зондирования Земли, в результатах фундаментальных космических исследований,  в информации для спасания терпящих бедствие объектов, в совершенствовании достижений пилотируемой космонавтики, в отработке технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ, в безусловном выполнении международных обязательств Российской Федерации в области космической деятельности.

Решение проблемы должно быть осуществлено на уровне, обеспечивающем достижение национальных стратегических целей.

 

2.3 Система программных мероприятий

 

Программные мероприятия включают мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств, и мероприятия, выполняемые за счет средств, инвестируемых в космическую деятельность негосударственными заказчиками.

Мероприятия, финансируемые за счет бюджетных средств, включают работы, предусмотренные в следующих разделах:

раздел I – «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;

раздел II – «Закупки  серийной  космической  техники  для поддержания функционирования группировки космических аппаратов в требуемом составе, обеспечения выполнения опытно-конструкторских работ, а также для управления космическими аппаратами, принятыми в эксплуатацию»;

раздел III – «Поддержание объектов наземной космической инфраструктуры»;

раздел IV – «Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий и развитие объектов наземной космической инфраструктуры».

В рамках раздела I планируется проведение мероприятий по 11 подразделам.

Подраздел «Космические средства связи, вещания и ретрансляции» предусматривает проведение мероприятий по созданию:

  • космических комплексов системы фиксированной связи, подвижной президентской связи и телерадиовещания;
  • многофункциональной космической системы ретрансляции;
  • многофункциональной космической системы персональной спутниковой связи и передачи данных;
  • комплекса технических средств для экспериментальной отработки новых технологий спутниковой связи и вещания;
  • космического комплекса цифрового радио– и телевещания с космических аппаратов  на высокоэллиптической орбите.

Подраздел «Дистанционное зондирование Земли, гидрометеорологическое наблюдение, экологический мониторинг и контроль чрезвычайных ситуаций» предусматривает проведение мероприятий по созданию:

  • геостационарных и низкоорбитальных космических комплексов и  систем нового поколения для гидрометеорологического обеспечения и оперативного мониторинга землетрясений, техногенных и природных чрезвычайных ситуаций;
  • оптико-электронного космического комплекса исследования природных ресурсов Земли и космической системы на его основе;
  • космической системы радиолокационного наблюдения, а также интегрированной спутниковой системы дистанционного зондирования Земли
  • перспективного многофункционального комплекса и центров наземных средств приема, регистрации и обработки космической информации дистанционного зондирования Земли;
  • комплексов валидационных подспутниковых наблюдений, банков данных и технологий распространения космической информации;
  • бортовых приборов для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

Информация о работе Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы