Финансирование библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе отсутствует научное обоснование существующих проблем в сфере финансового обеспечения деятельности библиотек, следствием чего является экономическая несостоятельность данных учреждений культуры с точки зрения их функционирования как субъектов финансовых отношений.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенности финансирования библиотек.
Объектом исследования выступают библиотеки. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты регламентирующие особенность финансирования библиотек.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ
1.1 Основные виды библиотек
1.2 Состав и роль ведомственных библиотек
Глава 2. Источники финансирования государственных и муниципальных библиотек
2.1 Порядок формирования и использования финансовых ресурсов библиотек
2.2 Источники формирования и направления использования фондов развития библиотек
Глава 3. Источники финансирования ведомственных библиотек РФ
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО+ (Автосохраненный).docx

— 79.27 Кб (Скачать файл)

 

В сеть публичных библиотек  России входят девять библиотек федерального ведения:

1. Российская государственная  библиотека (РГБ, фонд — 41 млн ед. хр.)

2. Российская национальная  библиотека (РНБ, фонд — 32,5 млн ед. хр.)

3. Всероссийская государственная  библиотека иностранной литературы  им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ, фонд — 4,4 млн ед. хр.)

4. Государственная публичная  историческая библиотека (ГПИБ, фонд—3,2 млн ед. хр.)

5. Государственная общественно-политическая  библиотека (ГОПБ, фонд — 2,2 млн ед. хр.)

6. Российская государственная  библиотека по искусству (РГБИ, фонд — 1,7 млн ед хр.)

7. Государственная российская  юношеская библиотека (ГРЮБ, фонд  — 0,9 млн ед. хр.)

8. Государственная российская  детская библиотека (ГРДБ, фонд —  0,8 млн ед. хр.)

9. Российская государственная  библиотека для слепых (РГБС, фонд  — 0,9 млн ед. хр.). библиотек Российской Федерации осуществляется на основе координации и кооперации.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.

Библиотеки для слепых обеспечивают доступ к информации для  слепых и слабовидящих читателей. Такие  библиотеки содержат книги, набранные  рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых - Российская Государственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом и аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик различных объектов[1].

Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих. [Могилевер Н.В. Экономика библиотечной деятельности// Справочник библиотекаря. – Спб., 2003г., стр.64-66]

 

      1. Состав и роль ведомственных библиотек

 

Среди других библиотечных систем страны необходимо назвать как  одну из крупнейших сеть библиотек  Российской академии наук. Она включает в себя 375 библиотек. Крупнейшими  из них наряду с Библиотекой РАН (фонд — более 20 млн. ед. хр. ), являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд — 12 млн. ед. хр. ), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн. ед. хр. ) и Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн. ед. хр. )

Особую систему образуют библиотеки высших и средних специальных  учебных заведений. В нее входит около трех тысяч библиотек университетов, академии, институтов и колледжей Крупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн. ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн. ед. хр.).

Систему библиотек сферы  общего образования возглавляет  Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского (фонд— 1,6 млн. ед. хр.), а всего в эту систему  входит более 63 тыс. школьных библиотек. [Горшков Ю.А. Введение в политэкономию библиотечно-информационной деятельности, стр. 84-85]

Возможно, наибольшие изменения  претерпела одна из ранее самых обеспеченных и самых сильных систем — система  научно-технических библиотек. С  1990 г. продолжается тенденция к сокращению их численности. Ликвидированы в большинстве случаев центральные научно-технические библиотеки территориальных центров научно-технической информации. Выжили лишь те из них, которые адаптировались к рыночным условиями и стали самоокупаемыми. Перестали существовать и некоторые отраслевые ведомственные библиотеки, что закономерно, ибо количество библиотек и соответствующих сетей, охватывавших всю страну, определялось не столько реальными потребностями в столь гигантском количестве библиотек, созданных в советское время, сколько интересами той системы управления народным хозяйством, которая сложилась на рубеже 1920—1930-х гг., — системы, основанной не на общенациональных интересах, а на интересах ведомств.

В настоящее время в  сфере промышленности, транспорта и  связи насчитывается более 350 научно-технических  библиотек. Крупнейшей библиотекой  этого профиля является Государственная  публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ РФ, фонд — 8 млн. ед. хр.). К крупнейшим отраслевым библиотекам  относятся Центральная научная  сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ  РАСН, фонд — более 3 млн. ед. хр.) и  Государственная центральная научно-медицинская  библиотека (ГЦНМБ, фонд — около 3 млн. ед. хр.). В сеть специальных сельскохозяйственных библиотек входит более 700 библиотек, а сеть медицинских библиотек включает в себя примерно 1500 библиотек. Среди других крупных центральных отраслевых библиотек следует выделить Центральную научно-техническую библиотеку железнодорожного транспорта (фонд — более 1,5 млн ед. хр.) и Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре (фонд — более 1,2 млн ед. хр.). Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.[Горшков Ю.А. Введение в политэкономию библиотечно-информационной деятельности, стр.112]

Среди библиотек, специализирующихся на сборе, хранении и распространении  определенного вида документов, особо  следует выделить Всероссийскую  патентно-техническую библиотеку с  фондом около 15 млн. ед. хр.

Обслуживанием высших органов  государственной власти в России занимаются библиотека Администрации  Президента Российской Федерации (фонд — 2 млн. ед. хр.) и Парламентская библиотека Российской Федерации (фонд—0,5 млн. ед. хр.).

Определенную положительную  роль в модернизации современных  российских библиотек играют и зарубежные библиотеки, которые открыты в 1990-е  гг. в Москве, Санкт-Петербурге и  ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров. Среди  них наиболее активно проявили себя Немецкий культурный центр (известный  также как “Гёте-институт”) и  Французский институт. Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой. В некоторых городах оба культурных центра создали на началах кооперации совместные читальные залы на базе центральных региональных библиотек, например, в Смоленске. В определенной степени проблемы, стоящие перед  библиотеками, решаются на средства благотворительных  зарубежных фондов, крупнейшим и наиболее активным из которых в России является Фонд Сороса (Институт “Открытое общество”), имеющий свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде регионов России. На средства этого фонда обеспечен выход федеральных и региональных библиотек (центральных библиотек регионов, библиотек университетов и других вузов) в Интернет, осуществлено их техническое переоснащение.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Источники  финансирования государственных и  муниципальных библиотек

2.1 Порядок формирования  и использования финансовых ресурсов  библиотек

В основе государственной  политики в области библиотечного  дела лежит принцип создания условий  для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование  библиотеками.

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, и не вмешивается  в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации. Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики. Правительство Российской Федерации  разрабатывает в установленном  порядке федеральные программы  развития библиотечного дела, а также  программы, являющиеся составной частью федеральных государственных программ сохранения и развития культуры в  Российской Федерации. Федеральные  органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и  межведомственных связей по библиотечному  обслуживанию, в том числе информатизации общества. [6]

Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Органы государственной власти стимулируют  путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения. [Клюев, стр. 76-78]

Вопросы развития библиотечного  дела учитываются в федеральных  государственных программах в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре.

1. Федеральные органы  государственной власти обеспечивают:

1) регистрацию и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации;

2) создание и финансирование  национальных и других федеральных  библиотек, управление этими библиотеками;

3) определение принципов  федеральной политики в области  подготовки и переподготовки  библиотечных кадров, занятости,  оплаты труда; 

4) создание и финансирование  образовательных учреждений федерального  подчинения, осуществляющих подготовку  и переподготовку библиотечных  кадров, управление этими образовательными  учреждениями;

5) содействие научным  исследованиям и методическому  обеспечению в области библиотечного  дела, а также их финансирование;

6) установление государственных  библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного  обеспечения библиотечного дела

7) организацию государственного  статистического учета библиотек. 

2. Органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органы местного  самоуправления обеспечивают:

1) финансирование комплектования  и обеспечения сохранности фондов  соответственно государственных  и муниципальных библиотек; 

2) реализацию прав граждан  на библиотечное обслуживание.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а также действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке. Учредитель библиотеки в лице государства финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством. [Матрюхи, стр.92-94]

 

2.2 Источники формирования  и направления использования  фондов развития библиотек

 

Библиотечные фонды, комплектуемые  на основе системы обязательного  экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов  Российской Федерации и могут  объявляться памятниками истории  и культуры в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия  для сохранности и доступности  фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может  быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры. [Новотный]

Ликвидация библиотек, фонды  которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, могут  производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.

Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной  частью Архивного фонда Российской Федерации.

В целях содействия материальному  обеспечению деятельности библиотек  всех форм собственности могут создаваться  негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий.; Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Рассмотрим источники  финансирования библиотечных фондов на примере фонда библиотеки среднего специального учебного заведения, утвержденного  Приказом Минобразования РФ от 21 ноября 2002 г. N 4066

Единый фонд библиотеки состоит  из различных видов отечественных  и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных  документов, микроформ.

Информация о работе Финансирование библиотек