Финансирование библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе отсутствует научное обоснование существующих проблем в сфере финансового обеспечения деятельности библиотек, следствием чего является экономическая несостоятельность данных учреждений культуры с точки зрения их функционирования как субъектов финансовых отношений.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенности финансирования библиотек.
Объектом исследования выступают библиотеки. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты регламентирующие особенность финансирования библиотек.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ
1.1 Основные виды библиотек
1.2 Состав и роль ведомственных библиотек
Глава 2. Источники финансирования государственных и муниципальных библиотек
2.1 Порядок формирования и использования финансовых ресурсов библиотек
2.2 Источники формирования и направления использования фондов развития библиотек
Глава 3. Источники финансирования ведомственных библиотек РФ
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО+ (Автосохраненный).docx

— 79.27 Кб (Скачать файл)

Степень устареваемости основных учебных изданий устанавливается  по циклам дисциплин в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных  заведений профессионального образования, утвержденными заместителем Министра образования Российской Федерации  от 15.10.1999:

* общегуманитарные, социально-экономические и специальные - последние 5 лет,

* общепрофессиональные, естественнонаучные и математические - последние 10 лет.

Примерная структура фонда:

Основной фонд - часть  единого фонда, включающая наиболее полное собрание отечественных и  зарубежных изданий и неопубликованных документов на традиционных и электронных  носителях по профилю ссуза.

Подсобный фонд - часть единого  фонда, пользующаяся наибольшим спросом  читателей. Создается при читальных  залах и абонементах. Подсобный  фонд может быть специализированным, состоящим из документов, отобранных из основного фонда по какому-либо из признаков (виду, тематике, читательскому  назначению). К подсобному фонду  может быть организован открытый доступ.

Учебный фонд - специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо от их вида и экземплярности, предназначенные  для обеспечения образовательного процесса. Учебный фонд формируется  в соответствии с учебными планами  и программами ссуза и нормами  книгообеспеченности.

Порядок формирования учебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности  образовательного процесса. Картотека  содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых в ссузе; контингенте студентов  и формах их обучения; изданиях, рекомендуемых  к использованию в образовательном  процессе по каждой дисциплине независимо от вида документа; коэффициенте книгообеспеченности  и др. Картотека может быть организована в карточном или электронном  варианте.

Учебные издания и документы  приобретаются по письменной заявке преподавателей ссуза с указанием  названия дисциплины и количества студентов, изучающих ее. Библиотека имеет право  корректировать экземплярность заказываемого  издания, исходя из обеспеченности предмета и установленных нормативов. Предпочтение отдается учебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения.

Учебные издания и документы  приобретаются из расчета обеспечения  каждого обучающегося минимумом  обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых  образовательными программами. При  этом объем фонда учебной литературы с грифом Минобразования России и  других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих  подведомственные образовательные  учреждения, должен составлять по количеству названий не менее 60 % от всего учебного библиотечного фонда.

Научные издания и другие виды документов приобретаются, исходя из принципа удовлетворения читательских запросов в читальных залах.

Издания и документы приобретаются  на основе предварительного заказа, который  составляется путем просмотра и  отбора по библиографическим источникам информации.

Источниками комплектования фонда являются библиотечные коллекторы, книготорговые и книгоиздательские  организации, фирмы, частные лица, обменные фонды других библиотек, агентство "Роспечать" и др.

Все издания и документы, приобретенные любыми подразделениями  ссуза за бюджетные или внебюджетные средства, полученные в дар или  по обмену, поступают в единый фонд библиотеки.

Публичные библиотеки России располагают огромным универсальным  фондом всех видов и типов изданий  на различных носителях. В 2000 г. в их фондах насчитывалось около 1 млрд. ед. хр. В фондах публичных библиотек, находящихся ведении Министерства культуры РФ, имеется 965,3 млн. ед. хр., в том числе около 11,5 млн. ед. хр. редких и ценных документов, в т.ч. свыше 1,5 млн. ед. хр. рукописных материалов 5 – 20 вв., около 0,5 млн. томов старопечатных изданий 15– 19 вв., около 9,5 млн. редких и ценных изданий. В РГБ и РНБ хранится 70 % всех книжных памятников, 30% – в других федеральных и региональных библиотеках России.

В фондах школьных библиотек  насчитывается свыше 1 млрд. ед. хр. (50% составляет учебная литература).

Книгообеспеченность жителей  фондами публичных библиотек  всех ведомств в 2000г. в России составила 7 томов на одного жителя; по библиотекам  Министерства культуры – 6,6 (стандарт ИФЛА – 2–3 тома на каждого жителя). Фонды российских библиотек перегружены  морально и физически устаревшей, а потому и малоиспользуемой литературой.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

(на конец года)

Таблица №1

Годы

Число  
библиотек

Библиотечный  фонд,  
тыс. экз.

Число экземпляров

библиотечного фонда  в среднем на 1000 человек населения, экз.

всего

в городах и  поселках городского типа

в сельской местности

2007

984

19812

4507

4061

6723

2008

974

19413

4417

3897

7029

2009

961

19008

4326

3857

6685

2010

945

18487

4302

3810

6861

2011

922

18095

4200

3698

6857


 

Ежегодное поступление новых  изданий в библиотеки системы  Минкультуры России, по сравнению  с 1990 г., уменьшилось в три раза и составило в 2000 г. всего 19,1 млн. экз. Порогом достаточности можно было бы считать ежегодные приобретения библиотеками 38-40 млн. экз. новых книг.

Библиотеки РФ значительно  различаются объёмами своих фондов и масштабами своей деятельности. Самые крупные центральные библиотеки субъектов РФ в Ростове-на-Дону (5,1 млн. ед. хр.), Самаре (4,1 млн. ед. хр.), Кирове (4,0 ед. хр.). Нижнем Новгороде (3,9 млн. ед. хр.). Фонды 5 библиотек (Красноярск, Омск, Казань, Уфа, Воронеж) превышают 3 млн. ед. хр. 25 библиотек имеют фонды св. 2 млн. 22 – св. 1 млн., остальные - менее 1 млн.

Велика разница в количестве читателей, обслуживаемых библиотеками этого типа. Например, в 2000 в Омской государственной областной научной  библиотеке было зарегистрировано 132 359 пользователей, а в Иркутской  – 26 234. Также неоднородна статистика по количеству читательских посещений  за год. Например, в Тверской УНБ их насчитывалось свыше 685 тыс., в Курской – 214 тыс., а в Саратовской – 187 тыс.

Согласно рекомендациям  ИФЛА, фонд публичной библиотеки должен обновляться за 10 лет и в нём  должны присутствовать 10% изданий, вышедших в свет за последние 2 года. Соответственно, в фонде должно быть 5% новинок текущего года. Объём поступлений новых изданий в публичные библиотеки в расчете на тысячу жителей по регионам России различается в 26 раз:

от 20 изданий в Северной Осетии, 31 – в Дагестане, 49 – в  Пензенской области, 37 – в Курской  области, до 406 – в Эвенкийском  АО, 463 – в Ненецком АО, 487– в  Мурманской области, 562 – в Чукотском  АО (при нормативе ЮНЕСКО - 250 книг на тысячу жителей). Этот показатель превышен в 8 регионах России и не достигнут  в 80.

Децентрализация и регионализация власти привели к усилению неравенства  возможностей и качества библиотечного  обслуживания, а значит – доступа  населения к информации. Из-за недостаточного финансирования библиотек и несформированности книготорговой сети до 80-90 процентов издаваемых в России новых книг отсутствуют не только в библиотеках, но и на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Это препятствует цивилизованному развитию нашей страны и сохранению единого информационного пространства. Появились богатые и бедные в информационном отношении регионы, населенные пункты и целые слои населения, информационный разрыв между которыми усиливается. Нарастают различия и между библиотеками даже одного типа внутри одного субъекта Федерации, между направлениями и темпами развития библиотечного дела разных субъектов Федерации, что подтверждается и данными государственной статистики и данными мониторинга состояния библиотечного дела, который последние годы ведет Отдел библиотек Министерства культуры России.

Для того чтобы улучшить положение библиотек и библиотекарей  во всех регионах страны, необходимо стремиться к решению общесистемных задач. Во-первых, добиваться понимания всем обществом того, что библиотеки - это фундамент интеллекта нации, а свободный доступ к информации – залог ее развития. Во-вторых, добиваться повышения эффективности бюджетных  расходов во всей сфере культуры. С  социальной и общекультурной точки  зрения, для этого необходимо выработать:

  • четкие критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;
  • экономическую модель ресурсного обеспечения всей отрасли культуры, чтобы минимизировать нерациональные расходы, ликвидировать бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;
  • критерии экономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений;

Доля расходов на культуру в консолидированном бюджете  субъектов Российской Федерации. Многим кажется, что именно этот фактор определяет библиотечные зарплаты и благополучие библиотек. Но это не так.

Последнее место в рейтинге субъектов Федерации занимает Ямало-Ненецкий округ – 1%, который по библиотечным зарплатам находится на 2-м месте  в стране.

Предпоследнее место среди  всех субъектов Российской Федерации  делят богатые Москва и Татарстан, а также сравнительно бедная Томская  область, выделяющие 1,7% на культуру в  своих консолидированных бюджетах.

Лидируют по этому показателю сравнительно богатая Белгородская область – 4,8%, бедная Алтайская республика и еще более бедная Республика Тыва (по3,9%). То есть разница по стране по этому показателю составляет 5 раз.

Доля расходов на библиотеки в консолидированном бюджете  на культуру субъектов Федерации  различается по стране почти в 3 раза. Больше всего из бюджета культуры выделяется на библиотеки в Сахалинской  области и в Курганской областях – треть, в Ростовской области  – 21%, в Татарстане – 12%, в Москве – 9,5%.

Еще более интересно сравнение  показателей поступления финансовых средств на библиотечное обслуживание одного жителя.

Эта цифра различается  по России в 27 раз. Ситуация здесь снова  меняется на прямо противоположную. Корякский автономный округ – 303 рубля на жителя. Казалось бы, поскольку это северная территория, так и должно быть. Однако тоже северная Якутия, находящаяся на втором месте, отстает почти в три раза – 123 рубля. Дальше идут: Вологодская область – 48 рублей, Кемеровская область – 35 рублей, Санкт-Петербург – 34 рубля, Москва – 27 рублей (в 5 раз меньше, чем Якутия), Тульская область – 15 рублей, Ульяновская область – 12 рублей, Кабардино-Балкария – 11 рублей.

И, наконец, предпоследний  макропоказатель, который стоит проанализировать. Доля средств, израсходованных на приобретение литературы от всех библиотечных расходов. Это уже не столько политика региональных властей, сколько политика самих библиотек. Здесь разница по стране достигает 50 раз: на комплектование фондов библиотек Мордовия тратит 43% библиотечного бюджета, Калужская область – 26%, Санкт-Петербург – 15%, Москва – 11%, Ханты-Мансийский округ (там самая высокая зарплата) – 4%, Курская область – 2%, Северная Осетия не тратит ничего, библиотеки там существуют только за счет даров. Во всяком случае, такое положение дел фиксирует государственная статистика, если ее внимательно анализировать.

 

Для того чтобы улучшить положение библиотек и библиотекарей  во всех регионах страны, необходимо стремиться к решению общесистемных задач. Во-первых, добиваться понимания всем обществом того, что библиотеки – это фундамент интеллекта нации, а свободный доступ к информации – залог ее развития. Во-вторых, добиваться повышения эффективности бюджетных расходов во всей сфере культуры. С социальной и общекультурной точки зрения, для этого необходимо выработать:

  • четкие критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;
  • экономическую модель ресурсного обеспечения всей отрасли культуры, чтобы минимизировать нерациональные расходы, ликвидировать бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;
  • критерии экономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений;

Библиотечное  обслуживание населения.

Показатели, характеризующие  качество услуги на примере государственного бюджетного учреждения культуры «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева».

Таблица №2

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателей  качества

Фактическое значение

Причины отклонения

Отчетный

2010

Текущий

2011

Очередной

2012

1-й плановый

2013

2-й плановый

2014

Количество потребителей государственной услуги ( посещаемость )

чел

 

200000

200000

200000

200000

213620

Открытие постоянно действующей  выставки-просмотра литературы из фондов основного книгохранения, проведение массовых мероприятий по продвижению книги и чтения, активная реклама, направленная на привлечение потенциальных пользователей

Обеспечение 100% уровня систематизации и каталогизации библиотечного  фонда

%

 

100

100

100

100

100

 

Обновляемость фонда не менее 0,5% в год

%

 

0.7

0.7

0.6

0.6

0.59

Минимальное выделение финансовых средств на приобретение литературы. Полученные издания, в основном, передавались в библиотеку в качестве безвозмездных пожертвований

Доля переведенных особо  ценных единиц фондового хранения на новые виды носителей

%

 

10.1

11.2

11.5

11.5

12.4

Интенсивный перевод в  рамках федерального проекта по созданию электронной Национальной библиотеки

Доля единиц хранения на электронных носителях составляет не менее 0,03% в общем объеме фонда

%

 

0.12

0.13

0.14

0.14

0.14

Незапланированное поступление  электронных документов, переданных в дар

Информация о работе Финансирование библиотек