Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:06, курсовая работа
Встановлении и развитии экономическогоустройства любого современного общества важную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной экономической политики, которая является неотделимой частью финансовой политики.
Финансовая политика является частью экономической политики и представляет собой набор фискальных и других финансовых инструментов и институтов финансовой власти государства, которые обладают в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых государственных ресурсов в соответствии со стратегическими и тактическими целями экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность финансовой политики государства…………………..5
1.1 Содержание финансовой политики…………………………………..5
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………9
1.3 Виды финансовой политики и финансовый механизм…………….10
Глава 2. Проведение финансовой политики в России…………………....15
2.1 Структура финансовой системы РФ………………………………...15
2.2 Финансовая политика России на современном этапе……………..16
2.3 Финансирование бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………..……….20
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………….30
Таким образом, финансовая политика может определяться, как регулирование государством финансовых ресурсов в целях повышения уровня жизни граждан.
Основная цель государственной финансовой политики состоит в том, чтобы создать финансовые условия для социально-экономического развития общества и повысить уровень и качество жизни человечества.
Цель финансовой политики заключается в исполнении конкретных стратегических целей и решения тактических вопросов использования функционального назначения финансов. Конкретные стратегические цели финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, устройства государства и т.д.
Задачи финансовой политики:
1.3. Виды финансовой политики и финансовый механизм
Финансовая политика является определенным в течение длительного периода комплексом мер, которые будут осуществлены в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определенный конкретными целями, а также внутренними и внешними условиями деятельности.
Финансовая политика является совокупностью государственных мероприятий по эксплуатации финансовых отношений, для того чтобы государство выполняло свои функции. Она включает в себя:
- создание общей концепции, основных направлений, определение целей и основных задач;
- создание адекватного финансового механизма;
- регулирование финансовой деятельности государства и его субъектов.
Существует три основных вида финансовой политики:
• классическая;
• регулирования;
• планово-директивная.
Классическая основана на работах классиков политэкономии Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Её основные положения – соблюдение нейтралитета государства по отношению к экономике, сохранение свободной конкуренции, применение рыночного механизма в качестве главного регулятора хозяйственных процессов. Расходы государства сводятся к минимуму. Система налогов основывалась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления являлось министерство финансов.
Регулирующая – в основе заложена экономическая теория Джона Кейнса (1883-1946),которая обосновывает необходимость государственного вмешательства и регулирования им циклического развития экономики. Главными инструментами вмешательства стали расходы государства, посредством которых создается дополнительный спрос и, как результат - рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Основным механизмом регулирования становится подоходный налог, который использует прогрессивные ставки, государственный кредит и рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета ориентирован на регулирование экономики. Из единого органа управления, выделяют отдельные службы, которые занимаются составлением плана бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролированием потока налогов, и управлением долгов государства. В общем, такая политика обеспечила в 1930-1960 годы устойчивый экономический рост и эффективную систему финансирования социальных потребностей.
В 1970-х годах в основу финансовой политики была заложена неоконсервативная стратегия, которая ограничивала государственное вмешательство в экономику. Регулирование становится многоцелевым:
• экономический рост и занятость;
• денежное обращение;
• валютный курс;
• социальные факторы;
• реструктуризация хозяйства.
Финансовый механизм исходит из необходимости уменьшения количества перераспределения национального дохода через финансовую систему, сокращение бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника инвестиций. Задача состоит в том, чтобы уменьшить количество налогов и прогрессивность их шкалы.
Планово-директивная финансовая политика используется в странах с административно-командной системы. На основании государственной собственности на средства производства. Цель состоит в том, чтобы сосредоточить все неиспользованные финансовые ресурсы в руках государства, которые не используются населением, предприятиями и местными органами власти для их последующего распределения в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.
Действия двухканального механизма изъятия чистого дохода у предприятий:
• изначально при помощи налога с оборота;
• затем при помощи индивидуальных отчислений от дохода (взносов свободного остатка прибыли).
1) в этом случае определялась
предельная величина всех
2) регулирование использования
денежных доходов
3) конфискация средств
у местных органов власти
Основа современной финансовой политики Российской Федерации:
• признание свободы предпринимательства;
• введение различных форм хозяйствования;
• приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;
• отказ государства от директивного управления;
• переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.
Порядок предоставления бюджетных средств меняется. Стала широко распространена система государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Используются рыночные формы государственных займов. Происходят изменения в организации бюджетной системы. Централизованную систему заменила система, которая основывается на равноправии и самостоятельности бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, связывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Меняется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств из-за функционирования финансового рынка. Стала развиваться система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Произошли изменения в управлении финансами. Готовится налоговой реформы. Осуществляется реструктуризация экономики. Расходование бюджетных средств реализовывается на конкурсной основе. Улучшается бюджетная система, запланировано проведение бюджетной реформы. В результате происходит укрепления рынка ЦБ.
Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм.
Финансовый механизм является наиболее активной частью финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.
Финансовый механизм подразделяется на регулирующий и директивный.
Регулирующий финансовый механизм используется в сегменте финансов, который не затрагивает интересы государства и предусматривает создание основного правил.
Директивный — обеспечивает детальное изучение всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, расходы бюджета, бюджетное финансирование, государственный кредит, организация бюджетной системы и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Финансовый механизм состоит из пяти элементов:
• финансовые методы — методы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс;
• финансовые рычаги — прием действия финансового метода;
• правовое обеспечение;
• нормативное обеспечение;
• информационное обеспечение.
Глава 2. Проведение финансовой политики в России
2.1. Структура финансовой системы РФ
Любому государство для нормального функционирования необходима финансовая система.
Финансовая система Российской Федерации — это комплекс различных сфер финансовых отношений, каждый из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, и другими ролями в общественном воспроизводстве.
Финансовая система Российской Федерации состоит из следующих элементов финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственного займа, страховых фондов, финансы предприятий различных форм собственности (рис. 1).
Рис. 1. Структура финансовой системы РФ
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разделить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, которые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансов хозяйствующих субъектов, которые используются для обеспечения процесса воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Это все звенья современной финансовой структуры России. От эффективности функционирования каждого элемента зависит как общее финансовое состояние государства, так и жизнь каждого человека.
Использование своей финансовой системы позволяет каждому государству влиять на формирование фондов денежных средств, а также фондов потребления и накопления, при использовании налогов в качестве рычагов, бюджета и государственного займа. Следовательно, в связи с его активной финансовой политикой, государство обеспечивает эффективное использование всех его финансовых ресурсов.
В условиях рыночной экономики, предприятия работают на коммерческой основе. В этом случае основным условием является то, что расходы покрываются их собственными доходами. Таким образом, прибыль является основным источником производственного и социального развития предприятий.
Следует заметить, что общее состояние финансов предприятий также оказывает существенное влияние на финансовое благополучие страны.
2.2. Финансовая
политика России на
Экономическая деятельность практически любой государства имеет несколько ключевых элементов, определяющие свою роль на мировой арене, а также внутреннюю экономическую стабильность. Процесс развития экономической политики является наиболее сложным компонентом ходе управления государством. Одной из наиболее важных составляющих является финансовой политика, которая играет решающую роль. С ее помощью обеспечивают регулирование финансовых потоков, которые циркулируют внутри государства и за его пределами.
При рассмотрении финансовой политики России, необходимо отметить то, что её формирование были проведены с некоторыми особенностями, характерными для нашей страны. Во-первых, это значительные по протяженности размеры страны, это и является основной причиной для расширения банковской структуры по всей стране. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль над ними, а также, в случае необходимости, и перераспределение доходов в таких регионах страны или секторах экономики, где в этом есть довольно насущная необходимость.
Исследуя финансовую политику на современном этапе ее развития, следует отметить, её системный характер. Также системность свойственна и для целого ряда других элементов, обеспечивающих эффективную деятельность государства. Как и в любой системе, финансовая политика представляет собой ряд важных элементов, значение которых весьма значимо. А именно, в настоящее время в России для проводимой финансовой политики главными составляющими служат институты бюджетно-налогового направления и целый набор финансовых инструментов. То есть с их помощью оснащается реализация и контролирование функций, которые выполняются государством во время проведения финансовой политики. Финансовая политика в России в значительной степени носит решающий характер, так как деятельность в её рамках обеспечивает формирование финансовой устойчивости в стране и эффективные условия ведения бизнеса.
В настоящее время в России был рассмотрен ряд важных задач финансовой политики. Создание необходимых условий для скопления большого количества поступления финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач , которая решается сейчас правительственными учреждениями, а также Министерством финансов. Эта задача стала основным направлением работы министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающих в экономическом блоке. Это связано главным образом с негативными тенденциями, наблюдаемыми в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось на экономических процессах, происходящих в России, следовательно грамотная политика в настоящее время имеет большое значение. Её роль заметно возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать его развитие в условиях кризиса. Реализации стабильности в стране в настоящее время регулируется Министерством финансов, занимающее центральное место в проведении центральной политики. Центральная политика устанавливает направления, в которых проводится финансовая политика.