Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:06, курсовая работа
Встановлении и развитии экономическогоустройства любого современного общества важную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной экономической политики, которая является неотделимой частью финансовой политики.
Финансовая политика является частью экономической политики и представляет собой набор фискальных и других финансовых инструментов и институтов финансовой власти государства, которые обладают в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых государственных ресурсов в соответствии со стратегическими и тактическими целями экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность финансовой политики государства…………………..5
1.1 Содержание финансовой политики…………………………………..5
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………9
1.3 Виды финансовой политики и финансовый механизм…………….10
Глава 2. Проведение финансовой политики в России…………………....15
2.1 Структура финансовой системы РФ………………………………...15
2.2 Финансовая политика России на современном этапе……………..16
2.3 Финансирование бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………..……….20
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………….30
В настоящее время внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер по обеспечению сохранности темпов экономического роста, который наблюдался в стране в последние годы. Кроме того одним из важнейших направлений стала поддержка учреждений социально – экономической сферы страны. Особенно предприятия этой сферы в условиях кризиса, который наблюдается в России наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своей деятельности делает предприятия и учреждения этого сектора уязвимыми в условиях кризиса. Стоит сказать, что их роль значительна, потому что они определяют качество жителей страны. В связи с этим, по этой причине государственные учреждения обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий в этой сфере.
Еще одна задача, которая в настоящее время является приоритетной для страны — поддержка малого бизнеса. На данный момент он переживает не лучшие времена. То есть потому, что финансовые вложения на стадии формирования очень важны, они во многом определяют его дальнейшее развитие и образования как класса в России. Также следует отметить, что экономический блок правительства поддерживает предприятия, которые не слабо конкурируют с иностранными компаниями. Для того чтобы уменьшить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятий являются не столь надежными, принимаются различного рода решения. В частности, для поддержки отечественного автопрома приняли решение об увеличении пошлин на ввозимые поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, станет основным компонентом в обеспечении развития отечественной автомобильной промышленности.
К тому же на современном этапе финансовая политика стала более сосредоточена на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса покидают российский рынок, это наносит значительный ущерб экономике и затормаживает ее развитие. Именно поэтому государство активно работает в этом направлении и создает необходимые условия для инвесторов и делает их более привлекательными. Это направление, в котором кризис имеет большое значение, поскольку он обеспечивает экономическое развитие, привлекая этим ресурсы из-за рубежа, которые в значительной степени повышает её стабильность и способствует эффективному развитию.
Важнейшая задача, которая указана в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, представляет собой формирование стабильной и полноценной финансовой системы, создаваемая необходимые условия для поддержания высоких темпов роста национальной экономики.
Модель российской экономики основывается на концентрированной собственности, олигополистического структуры производства и расширенном государственном участии. Она ориентирована на экспорт сырья, объективно подвергается воздействию высоких рыночных колебаний цен (центров, формирование которых находятся за пределами Российской Федерации), объем и структуру спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке и функционально зависит от динамики мировой экономики и финансов. Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется:
- расширение финансового регулирования;
- доминированием денежных средств и финансовых институтов, которые основаны на производстве и экспорте сырья;
- низкой финансовая глубина;
- спекулятивной моделью финансового рынка;
- повышенной зависимостью от доступа к глобальным рынкам капитала и иностранных инвестиций;
- высокой фискальной нагрузкой;
В связи с этими обстоятельствами, уровень риска российской финансовой системы выше, чем в финансовых систем развитых стран, и в некоторых развивающихся странах.
Отсюда следует, что в современных условиях роль финансовой политики значительно выше. Это обеспечивает силу экономики государства, а также уровень активации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.
2.3. Финансирование бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
В рамках бюджетной политики на 2011-2013 в послании Президента Российской Федерации изложены стратегические цели развития страны, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и основные положения бюджетной политики в 2011-2013 годах. [9]
Задачи, которые были поставлены в положении «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», направляются на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, что поможет создать условия для привлечения частных инвестиций в модернизацию процесс.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы направляется как на восстановление экономики после кризиса и решения важнейших социальных вопросов, так и на формирование инновационной экономики.
Основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
как важнейшего инструмента
2) разработка и реализация
инструментов для поддержки
3) обеспечение долгосрочная устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) осуществление программы
по повышению эффективности
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов стабильна, после значительного снижения в 2009 году доходов на уровне 35-32,8% от ВВП, после снижения общего объема расходов с 38 7% до 35,2% от ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% от ВВП (табл. 1).
Таблица 1. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей. [7]
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы, всего |
13 552,5 |
14 994,1 |
17 392,8 |
18 756,9 |
20 271,6 |
%% к ВВП |
34,7 |
33,4 |
35,0 |
34,0 |
32,8 |
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 789,2 |
5 251,1 |
5 884,7 |
6 440,3 |
7 049,3 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
1 656,4 |
2 409,3 |
3 416,1 |
3 740,2 |
4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
5 832,0 |
6 157,7 |
6 428,6 |
6 963,0 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 437,5 |
4 665,1 |
4 965,2 |
5 438,9 |
6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
120,8 |
135,9 |
393,7 |
446,1 |
149,0 |
Расходы, всего |
16 330,6 |
17 575,7 |
19 217,9 |
20 441,2 |
21 762,3 |
%% к ВВП |
41,8 |
39,1 |
38,7 |
37,0 |
35,2 |
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6 386,7 |
6 290,3 |
6 759,8 |
7 198,2 |
7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 587,2 |
5 000,7 |
5 579,8 |
6 090,5 |
6 652,5 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
3 478,6 |
4 897,5 |
5 476,1 |
5 985,8 |
6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 166,3 |
6 502,6 |
6 725,4 |
7 070,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
5 986,2 |
5 885,1 |
6 192,3 |
6 407,0 |
6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Дефицит (-) /профицит (+), всего |
-2 778,1 |
-2 581,6 |
-1 825,1 |
-1 684,3 |
-1 490,7 |
%% к ВВП |
-7,1 |
-5,7 |
-3,7 |
-3,0 |
-2,4 |
Исходя из данных таблицы видно, что доля доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджета возросла с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов РФ в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5% в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджета Российской Федерации снизился с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизился с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.
Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации стабильны (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). В то время как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизился с 40,6 % в 2010 году до 39,5% в 2013 году.
Ограничение расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определяется на основе прогноза поступлений в дефицита федерального бюджета и источников покрытия , с уменьшением его размера в 2011-2013 годах с 3,6 % ВВП в 2.9 % от ВВП (табл. 2).
Таблица 2 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
%% к ВВП |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
|||
Источники покрытия дефицита |
2 428,6 |
1 767,3 |
- 661,3 |
1 712,9 |
- 54,4 |
1 765,2 |
52,3 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|||
Расходы (предельный объем) |
10 212,4 |
10 385,1 |
172,7 |
10 844,6 |
459,5 |
11 749,1 |
904,5 |
%% к ВВП |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
|||
в том числе условно утверждаемые |
271,1 |
587,5 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета образуют предельный объем расходов федерального бюджета с сокращением с 22,7% от ВВП в 2010 году до 19, 0% от ВВП в 2013 году.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах предполагается увеличение объема расходов федерального бюджета. Таким образом, в 2011 году объем расходов федерального бюджета увеличился по сравнению с 2010 на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 г. на 4,4% в 2013 году по сравнению с предыдущем годом на 8,3 %. Тем не менее, в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).
Таблица 3 Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
552,3 |
172,7 |
459,5 |
904,5 |
% (в номинальном выражении) |
5,7 |
1,7 |
4,4 |
8,3 |
% (в реальном выражении) |
- 3,9 |
- 4,5 |
- 1,5 |
2,7 |
Экономический кризис показал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общей экономической обстановки.
В связи с этим субъекты Российской Федерации должны создавать фонды финансовых резервов — резервный фонд Российской Федерации. Они создаются в целях стимуляции органов государственной власти субъектов РФ. При формировании таких фондов, регионам будет запрещено размещение бюджетных средств на банковских депозитах, за исключением средств Резервного фонда РФ. Кроме того, в течение финансового года субъектам Российской Федерации рекомендуется предусматривать уменьшение бюджетного дефицита на сумму выручки от продажи акций и других форм капитала, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации. Также рекомендуется сокращать остатки на счетах бюджета Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда Российской Федерации, более чем на 10 % от общей суммы доходов бюджета Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений. Средства резервного фонда субъекта Российской Федерации предназначены для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не меньшей суммы превышения.
Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в области сотрудничества с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается потребность во внедрении передовых технологий в практику управления бюджетом для обеспечения эффективного и качественного предоставления бюджетных услуг.