Финансовая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Встановлении и развитии экономическогоустройства любого современного общества важную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной экономической политики, которая является неотделимой частью финансовой политики.
Финансовая политика является частью экономической политики и представляет собой набор фискальных и других финансовых инструментов и институтов финансовой власти государства, которые обладают в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых государственных ресурсов в соответствии со стратегическими и тактическими целями экономической политики государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность финансовой политики государства…………………..5
1.1 Содержание финансовой политики…………………………………..5
1.2 Цели и задачи финансовой политики…………………………………9
1.3 Виды финансовой политики и финансовый механизм…………….10
Глава 2. Проведение финансовой политики в России…………………....15
2.1 Структура финансовой системы РФ………………………………...15
2.2 Финансовая политика России на современном этапе……………..16
2.3 Финансирование бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов……………………………………………..……….20
Заключение…………………………………………………………………....27
Список использованной литературы……………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Камедина Наталья.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

В настоящее время внимание всех специалистов сосредоточено на разработке мер по обеспечению сохранности темпов экономического роста, который наблюдался в стране в последние годы. Кроме того одним из важнейших направлений стала поддержка учреждений социально – экономической сферы страны. Особенно предприятия этой сферы в условиях кризиса, который наблюдается в России наиболее остро. Отсутствие источников финансирования своей деятельности делает предприятия и учреждения этого сектора уязвимыми в условиях кризиса. Стоит сказать, что их роль значительна, потому что они определяют качество жителей страны. В связи с этим, по этой причине государственные учреждения обеспечивают необходимое финансирование для поддержания эффективного функционирования предприятий в этой сфере.

Еще одна задача, которая в настоящее время является приоритетной  для страны — поддержка малого бизнеса. На данный момент он переживает не лучшие времена. То есть потому, что финансовые вложения на стадии формирования очень важны, они во многом определяют его дальнейшее развитие и образования как класса в России. Также следует отметить, что экономический блок правительства поддерживает предприятия, которые не слабо конкурируют с иностранными компаниями. Для того чтобы уменьшить конкуренцию в ряде сфер, где позиции российских предприятий являются не столь надежными, принимаются различного рода решения. В частности, для поддержки отечественного автопрома приняли решение об увеличении пошлин на ввозимые поддержанные иномарки. Это, по мнению властей, станет основным компонентом в обеспечении развития отечественной автомобильной промышленности.

К тому же на современном этапе финансовая политика стала более сосредоточена на привлечение инвестиций. Многие предприятия в условиях финансового кризиса покидают российский рынок, это наносит значительный ущерб экономике и затормаживает ее развитие. Именно поэтому государство активно работает в этом направлении и создает  необходимые условия для инвесторов и  делает их более привлекательными. Это направление, в котором кризис имеет большое значение, поскольку он обеспечивает экономическое развитие, привлекая этим ресурсы из-за рубежа, которые в значительной степени повышает её стабильность и способствует эффективному развитию.

Важнейшая задача, которая указана  в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, представляет собой формирование стабильной и полноценной финансовой системы, создаваемая необходимые условия для поддержания высоких темпов роста национальной экономики.

Модель российской экономики основывается на концентрированной собственности, олигополистического структуры производства и расширенном  государственном участии. Она ориентирована на экспорт сырья, объективно подвергается воздействию высоких рыночных колебаний цен (центров, формирование которых находятся за пределами Российской Федерации), объем и структуру спроса и предложения на эти ресурсы на мировом рынке и функционально зависит от динамики мировой экономики и финансов. Соответственно, обслуживающая ее финансовая система характеризуется:

- расширение финансового регулирования;

- доминированием денежных средств и финансовых институтов, которые основаны на производстве и экспорте сырья;

- низкой финансовая глубина;

- спекулятивной моделью финансового рынка;

- повышенной зависимостью от доступа к глобальным рынкам капитала и иностранных инвестиций;

- высокой фискальной нагрузкой;

В связи с этими обстоятельствами, уровень риска российской финансовой системы выше, чем в финансовых систем развитых стран, и в некоторых развивающихся странах.

Отсюда следует, что в современных условиях роль финансовой политики значительно выше. Это обеспечивает силу экономики государства, а также уровень активации и дальнейшего роста экономических процессов в стране.

2.3. Финансирование бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

В рамках бюджетной политики на 2011-2013 в послании Президента Российской Федерации изложены стратегические цели развития страны, концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и основные положения бюджетной политики в 2011-2013 годах. [9]

Задачи, которые были поставлены в положении «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», направляются на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, что поможет создать условия для привлечения частных инвестиций в модернизацию процесс.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы направляется как на восстановление экономики после кризиса и решения важнейших социальных вопросов, так и  на формирование инновационной экономики.

Основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  как важнейшего инструмента макроэкономического  управления;

2) разработка и реализация  инструментов для поддержки инновационной  деятельности;

3) обеспечение долгосрочная устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) осуществление программы  по повышению эффективности государственных  расходов до 2012 года.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов стабильна, после значительного снижения в 2009 году доходов на уровне 35-32,8% от ВВП, после снижения общего объема расходов с  38 7% до 35,2% от ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% от ВВП (табл. 1).

Таблица 1. Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей. [7]

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том числе доходы без  учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

- в том числе расходы без  учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-) /профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4


Исходя из данных таблицы видно, что доля доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджета возросла с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов РФ в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5% в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджета Российской Федерации снизился с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизился с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации стабильны (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). В то время как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизился с 40,6 % в 2010 году до 39,5% в 2013 году.

Ограничение расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определяется на основе прогноза поступлений в дефицита федерального бюджета и источников покрытия , с уменьшением его размера в 2011-2013 годах с 3,6 % ВВП в 2.9 % от ВВП (табл. 2).

Таблица 2 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей

Показатель

2010 год 

2011 год

2012 год

2013 год

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

прогноз

прирост к предыдущему году

Доходы, всего

7 783,8

8 617,8

834,0

9 131,7

513,9

9 983,9

852,2

%% к ВВП

17,3

17,4

 

16,5

 

16,1

 

Источники покрытия дефицита

2 428,6

1 767,3

- 661,3

1 712,9

- 54,4

1 765,2

52,3

%% к ВВП

5,4

3,6

 

3,1

 

2,9

 

Расходы (предельный объем)

10 212,4

10 385,1

172,7

10 844,6

459,5

11 749,1

904,5

%% к ВВП

22,7

20,9

 

19,6

 

19,0

 

в том числе условно утверждаемые

         

271,1

587,5

%% к общему объему  расходов

         

2,5

5,0


Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета образуют предельный объем расходов федерального бюджета с сокращением с 22,7% от ВВП в 2010 году до 19, 0% от ВВП в 2013 году.

В номинальном выражении в 2011-2013 годах предполагается увеличение объема расходов федерального бюджета. Таким образом, в 2011 году объем расходов федерального бюджета увеличился по сравнению с 2010 на 1,7%, в ​​2012 году по сравнению с 2011 г. на 4,4% в 2013 году по сравнению с предыдущем годом на 8,3 %. Тем не менее, в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 3).

Таблица 3 Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год 

Прогноз

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7


Экономический кризис показал  зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общей экономической обстановки.

В связи с этим  субъекты Российской Федерации должны создавать фонды финансовых резервов — резервный фонд Российской Федерации. Они создаются в целях стимуляции органов государственной власти субъектов РФ. При формировании таких фондов, регионам будет запрещено размещение бюджетных средств на банковских депозитах, за исключением средств Резервного фонда РФ. Кроме того, в течение финансового года субъектам Российской Федерации рекомендуется предусматривать уменьшение бюджетного дефицита на сумму выручки от продажи акций и других форм капитала, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации. Также рекомендуется сокращать остатки на счетах бюджета Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда Российской Федерации, более чем на 10 % от общей суммы доходов бюджета Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений. Средства резервного фонда субъекта Российской Федерации предназначены для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не меньшей суммы превышения.

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в области сотрудничества с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается потребность во внедрении передовых технологий в практику управления бюджетом для обеспечения эффективного и качественного предоставления бюджетных услуг.

Информация о работе Финансовая политика в России