Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Содержание и значение финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5
1.2. Субъекты и объекты финансовой политики.................................................8
1.3. Научный подход к выработке финансовой политики ............................... 15
2. Тактика и стратегия финансовой политики
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................17
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................18
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
3.1. Составляющие финансовой политики РФ...................................................24
3.2. Характеристика финансовой политики РФ ................................................27
3.3. Направления финансово–бюджетной политики.........................................35
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................38
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................39
Заключение.......................................................................................................45
Список используемой литературы..................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы2.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

2. Тактика  и стратегия финансовой политики

2.1. Финансовая  стратегия и тактика

Основа финансовой политики –  стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Процесс выработки финансовой стратегии хозяйствующим субъектом включает в себя:

  • анализ предшествующей финансовой стратегии;
  • обоснование стратегических целей финансовой политики;
  • определение сроков действия финансовой стратегии;
  • конкретизацию стратегических целей и периодов их выполнения.

Финансовая  тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и  тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и  проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

 

 

2.2. Типы  финансовой политики

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить 4 основных типа:

1.Классическая  финансовая политика

До конца 20-х  годов прошлого столетия основным типом  финансовой политики большинства стран  был классический ее вариант. Такая  финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый  механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

 

2. Регулирующая  финансовая политика

Бурное развитие производительных сил поставило  перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых  формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы  обеспечивают рост предпринимательской  деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов  в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. Неоконсервативная  стратегия

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

4. Планово  - директивная финансовая политика

Планово - директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление  финансами осуществляется из единого  центра - Министерства финансов, которое  занимается всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово - директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

 

2.3. Факторы,  влияющие на результативность финансовой политики

Для того чтобы  оценить финансовую политику, ее положительные  и отрицательные стороны, необходимо использовать критерии и факторы, которые  показывают влияние отдельных моментов на саму финансовую политику. Если учитывать  причинно-следственные связи, то исходным моментом для определения финансовой политики является уровень развития общественных отношений.

Факторы, влияющие на результативности финансовой политики:

1) Научный поход  к разработке финансовой политики (он обязательно должен соблюдаться): обязательная обусловленность финансовых мероприятий, предлагаемых в содержании финансовой  политики, уровню развития финансовых отношений в обществе.

2) Обязательно  должны быть проработаны и  находиться в логической взаимоувязке  все части финансовой политики.

3) Финансовая  политика должна содержать четко  поставленные цели и такие  пути достижения этих целей,  которые могут привести к росту  финансового результата.

4) Необходимость  осуществления точных расчетов, которые давали бы возможность предвидеть все последствия тех законодательных и других нормативных актов, которые принимает правительство сегодня.

5) Финансовая  политика должна учитывать специфику  каждого исторического этапа  развития страны, особенности внутренней  и международной обстановки.

6) Финансовая  политика должна учитывать экономические  и финансовые возможности государства.  Каждый закон должен иметь  расчет того, сколько средств  потребуется на реализацию данного  закона.

7) Комплексный  подход при выработке финансовых  мероприятий: должна обеспечиваться связь между стратегией и тактикой, концепцией и конкретными мерами, жесткая увязка между финансовой политикой, проводимой на федеральном и региональном уровнях.

Условия, позволяющие  осуществить политику, нацеленную на высокую результативность:

  • Адекватная состоянию финансовых отношений нормативно-правовая база
  • Рационально построенный и эффективно работающий финансовый механизм
  • Политическая стабильность
  • Высокий уровень профессионализма финансовых кадров.

Таким образом, финансовая политика есть единство финансовых стратегий и тактики. Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

Финансовая  тактика - это, прежде всего оперативная  финансовая работа на предприятии. Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более  узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента. Финансовая тактика, прежде всего, опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии.

В данной главе  были определены основные типы финансовой политики государства: классическая, регулирующая, неоконсервативная и планово – директивная; рассмотрены их основные положения, специфика применения и результаты.

В последнем  вопросе были охарактеризованы факторы, влияющие на результативность финансовой политики, и определены условия для  ее повышения.

 

3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе

3.1. Составляющие  финансовой политики РФ

В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства  выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.  

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами