Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Содержание и значение финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5
1.2. Субъекты и объекты финансовой политики.................................................8
1.3. Научный подход к выработке финансовой политики ............................... 15
2. Тактика и стратегия финансовой политики
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................17
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................18
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
3.1. Составляющие финансовой политики РФ...................................................24
3.2. Характеристика финансовой политики РФ ................................................27
3.3. Направления финансово–бюджетной политики.........................................35
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................38
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................39
Заключение.......................................................................................................45
Список используемой литературы..................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы2.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

По последним  оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного  значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.

Прогнозируемое  снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

При этом уровень  нефтяных цен, который раньше обеспечивал  бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.

Формирование  бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

В 2010 году источниками  покрытия дефицита федерального бюджета  в России являются средства резервных  фондов и заимствования. Однако уже  со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета  в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина  России, если российская экономика  в ближайшее десятилетие будет  расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно  рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

 

 

3.3. Направления  финансово–бюджетной политики

В экономической  программе на долгосрочную перспективу, разработанной Правительством РФ, определены следующие основные направления  финансово-бюджетной политики нашего государства:

1) снижение налоговой нагрузки на экономику;

2) упорядочение  государственных обязательств;

3) концентрация  финансовых ресурсов на решении  приоритетных задач;

4) снижение зависимости  бюджетных доходов от конъюнктуры  мировых цен;

5) создание эффективной  системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Проведение  налоговой реформы должно снизить  налоговую нагрузку, упростить налоговую  систему, выровнять условия налогообложения  для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения. Основные элементы налоговой реформы:

  • отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот;
  • снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды;
  • уменьшение налоговых ставок.

В ходе реформы  будет осуществлен пересмотр  размера и структуры обязательств государства. Это будет произведено  на основе перехода к адресной социальной поддержке граждан, которая подразумевает  уточнение и сокращение ряда социальных обязательств, установленных федеральными законами. В то же время это не означает отказ от наиболее важных социальных гарантий населению. Предстоит сокращение, а затем полный отказ от покрытия убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Основным источником их доходов будет е бюджетная дотация, а платеж от потребителей их услуг. Для этого должна совершенствоваться система предоставления адресных жилищных субсидий.

Предусматривается сокращение расходов на государственное  управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих.

Главными приоритетами в бюджетных расходах будет борьба с бедностью, судебная система, социальная сфера, воспроизводство научного потенциала.

Ключевой задачей  является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории. Средства фондов финансовой помощи территориями должны распределяться на основе критериев, учитывающих налоговый потенциал и бюджетные потребности территорий.

Важное направление  финансово-бюджетной политики –  создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод  всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.

Предстоит обеспечить реальную открытость и прозрачность всех бюджетов и бюджетных процедур. При этом необходимо будет добиться обязанности публикации подробной  бюджетной отчетности и соблюдения конкурсности при проведении государственных и муниципальных закупок и заказов.

Осуществление перечисленных мероприятий позволит обеспечить укрепление государственных  и территориальных финансов, ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны.

 

 

 

4. Финансовая  политика хозяйствующих субъектов

4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия

Финансовая  политика предприятия – это совокупность методов управления финансовыми  ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми  в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:

    • оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
    • максимизация прибыли;
    • достижение прозрачности финансово-экономической деятельности предприятия;
    • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
    • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств (коммерческие кредиты, бюджетные кредиты на возвратной основе, выпуск ценных бумаг и др.)

Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого  предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т. п.

 

4.2. Основные  этапы финансовой политики предприятия

Финансовая  политика имеет следующие этапы:

  1. Определение стратегических направлений развития
  2. Планирование:
    • стратегическое;
    • оперативное;
    • бюджетное.
  3. Разработка оптимальной концепции управления:
    • капиталом;
    • активами;
    • денежными потоками;
    • ценами;
    • издержками.
  4. Контроль:
    • проверка выполнения планов;
    • сравнительный анализ;
    • ревизии;
    • аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и  краткосрочные.

Долгосрочная  финансовая политика признана принимать  решения, влияющие на деятельность предприятия  в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, закупка оборудования, которое будет  относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет.

Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих  решений на срок до года.

 

4.3. Финансовая  политика предприятия в условиях  рынка

Финансовая  политика предприятия в условиях рынка - это финансовая политика, которая  является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации  финансовой деятельности предприятия  строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия  и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования  финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения  предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая  политика выражает целенаправленное использование  финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами предприятия.

Содержание  финансовой политики многогранно и  включает следующие основные звенья:

    • разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;
    • выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период и на ближайшую перспективу. При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры;
    • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими  задачами которой являются:

    • максимизация прибыли как источника экономического роста;
    • оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;
    • достижение финансовой открытости предприятия для инвестор<span class="dash0411_0430_0437_043e_0432_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Tim

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами