Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа
Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства.
Введение...................................................................................................................3
1. Содержание и значение финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5
1.2. Субъекты и объекты финансовой политики.................................................8
1.3. Научный подход к выработке финансовой политики ............................... 15
2. Тактика и стратегия финансовой политики
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................17
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................18
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
3.1. Составляющие финансовой политики РФ...................................................24
3.2. Характеристика финансовой политики РФ ................................................27
3.3. Направления финансово–бюджетной политики.........................................35
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................38
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................39
Заключение.......................................................................................................45
Список используемой литературы..................................................................47
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.
При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.
Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6% ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
3.3. Направления финансово–бюджетной политики
В экономической программе на долгосрочную перспективу, разработанной Правительством РФ, определены следующие основные направления финансово-бюджетной политики нашего государства:
1) снижение налоговой нагрузки на экономику;
2) упорядочение государственных обязательств;
3) концентрация
финансовых ресурсов на
4) снижение зависимости
бюджетных доходов от
5) создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Проведение
налоговой реформы должно снизить
налоговую нагрузку, упростить налоговую
систему, выровнять условия
В ходе реформы
будет осуществлен пересмотр
размера и структуры
Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих.
Главными приоритетами в бюджетных расходах будет борьба с бедностью, судебная система, социальная сфера, воспроизводство научного потенциала.
Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории. Средства фондов финансовой помощи территориями должны распределяться на основе критериев, учитывающих налоговый потенциал и бюджетные потребности территорий.
Важное направление финансово-бюджетной политики – создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.
Предстоит обеспечить реальную открытость и прозрачность всех бюджетов и бюджетных процедур. При этом необходимо будет добиться обязанности публикации подробной бюджетной отчетности и соблюдения конкурсности при проведении государственных и муниципальных закупок и заказов.
Осуществление
перечисленных мероприятий
4. Финансовая
политика хозяйствующих
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия
Финансовая политика предприятия – это совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.
Предприятия должны на деле стать подлинно устойчивыми в финансовом отношении, эффективно действующими по законам рынка хозяйствующими структурами.
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.
Стратегическими задачами при разработке финансовой политики на предприятии являются:
Тактические финансовые задачи индивидуальны для каждого предприятия. Они вытекают из стратегических задач, налоговой политики, возможностей использования прибыли предприятия на развитие производства и т. п.
4.2. Основные
этапы финансовой политики
Финансовая политика имеет следующие этапы:
Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочная
финансовая политика признана принимать
решения, влияющие на деятельность предприятия
в течение длительного
Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до года.
4.3. Финансовая
политика предприятия в
Финансовая политика предприятия в условиях рынка - это финансовая политика, которая является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.
Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.
Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.
Направления использования
финансовых фондов предприятия определяются
исходя из поставленных целей, положения
предприятия на рынке, выработанной
концепции организации
Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами предприятия.
Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие основные звенья:
Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами