Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Содержание и значение финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5
1.2. Субъекты и объекты финансовой политики.................................................8
1.3. Научный подход к выработке финансовой политики ............................... 15
2. Тактика и стратегия финансовой политики
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................17
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................18
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
3.1. Составляющие финансовой политики РФ...................................................24
3.2. Характеристика финансовой политики РФ ................................................27
3.3. Направления финансово–бюджетной политики.........................................35
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................38
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................39
Заключение.......................................................................................................45
Список используемой литературы..................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы2.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

В последние  годы в направлении совершенствования  налоговой системы сделано немало – сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и  четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса – принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.

В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:

- налог на прибыль предприятий снизился с 35% (1998г.) до 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 %  — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

- введен налог  на добычу полезных ископаемых;

- снижение ставки  единого социального налога с  39,5% до 35,6%;

- сокращен НДС  с 20% до 18%;

- отменен налог,  уплачиваемый с выручки от  реализации товаров;

- отменена инвестиционная  льгота;

- установление единой ставки налога на доходы физических лиц.

К основным принципам  построения налоговых систем в странах  Запада относят: 

  • горизонтальное и вертикальное равенство; 
  • нейтральность налогов; 
  • удобство взимания налогов для правительства; 
  • минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; 
  • трудность уклонения от уплаты налога.

Горизонтальное  равенство означает, что юридические  и физические лица, находящиеся в  равных условиях, должны платить одинаковые налоги.

Вертикальное  равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой  практикой доказано, что:

- налоговая  система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов  обложения приводит к повышению  расходов по сбору налогов,  к росту недоимок и штрафов;

-основой налоговой  базы должны выступать прямые  налоги (на доходы имущества);

-превалирование  косвенной системы налогообложения  приводит к увеличению налогового  бремени основной массы доходов,  что предопределяется относительно  одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

-косвенные налоги  целесообразно вводить для ограничения  потребления товаров, вредных  для здоровья, а также на предметы  роскоши и т. п.; 

- высокие налоги  приводят к утечке капитала;

- в кризисные  для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Инвестиционная  политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная  политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная  политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

 

3.2. Характеристика финансовой политики РФ

В настоящее  время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок.

Целью концепции  финансовой политики, разработанной  в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, повышения эффективности производства.

Новая финансовая стратегия должна быть разработана  с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного  функционирования рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны стать: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами, финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и эффективность такой практики.

Свидетельством  кризиса в области финансов выступают  огромный дефицит государственного бюджета; нарастающая эмиссия денег  и сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего государственного долга; наличие большого количества убыточных и малорентабельных предприятий; значительные суммы непроизводственных расходов и потерь в хозяйстве; рост незавершенного строительства. Кризисные явления проявляются как в сфере государственных финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.

Важной задачей  является структурная перестройка  экономики: резкое сокращение производства вооружения и снижения в общем  объеме производства доли отраслей тяжелой  промышленности. Производство вооружения отвлекает из гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов, энергии. Насущной задачей оздоровления экономики и финансов является упорядочение денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.

Большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах.

В соответствии с кардинальными изменениями  финансовой политики перестраивается  финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

Коренные изменения  внесены в механизм государственных  финансов.

1) Это нашло  выражение, прежде всего, в  переводе взаимоотношений между  государством и приватизированными  предприятиями на налоговую основу.

2) Изменились  межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты получили большую самостоятельность, в первую очередь, в сфере расходования средств. Территориальные органы стали сами определять направления использования бюджетных средств. Принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования, приняты законы об ответственности за нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета. Так, согласно пункту 8 «в» Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 984, Министерство финансов РФ имеет право взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей ставки Центрального банка РФ.

3) Были внесены  изменения в формирование территориального  бюджета. В вышестоящих бюджетах  были созданы фонды финансовой  помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения по территории.

4) Бюджетный  дефицит всё в большей мере  стал покрываться не за счёт  ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

5) С организацией  фондового рынка изменился порядок  перераспределения средств субъектами  хозяйств.

6) С созданием  частных страховых компаний в  стране стал функционировать  страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из государственного  бюджета были выведены средства  социального страхования и созданы  государственные социальные внебюджетные  фонды.

8) Существенные  изменения произошли в управлении  финансами. Были созданы новые  финансовые и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная налоговая служба, Счётная палата и др.).

 

В основу бюджетной  политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет  функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых  рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная  со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным  мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

 

 

 

 

 

Рисунок 1

Динамика  доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был  связан с реализацией антикризисных  мер.

В настоящее  время российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Оценка  и прогноз основных социально-экономических  показателей 

на  период до 2013 г.

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек. / дек.

8,8

6-7

5,5-6,5

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

44 957

49 659

55 223

61 873

% к пред. г.

-7,9

4,0

3,4

3,5

4,2

Промышленное производство

% к пред. г.

-10,8

2,7

3,2

3,1

4,2

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,9

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

4,4

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг  населению

% к пред. г.

-4,2

3,3

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-2,8

3,6

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые  доходы населения

% к пред. г.

2,3

3,9

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

373,4

383,8

402,9

416,8

Импорт

млрд.долл. США

191,8

237,5

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы  к экономически активному населению

%

8,4

8,2

8,1

7,7

6,9

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами