Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа
Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства.
Введение...................................................................................................................3
1. Содержание и значение финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5
1.2. Субъекты и объекты финансовой политики.................................................8
1.3. Научный подход к выработке финансовой политики ............................... 15
2. Тактика и стратегия финансовой политики
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................17
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................18
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
3.1. Составляющие финансовой политики РФ...................................................24
3.2. Характеристика финансовой политики РФ ................................................27
3.3. Направления финансово–бюджетной политики.........................................35
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................38
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................39
Заключение.......................................................................................................45
Список используемой литературы..................................................................47
Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.
В последние
годы в направлении
В частности, за последние 2-3 года было сделано следующее:
- налог на прибыль предприятий снизился с 35% (1998г.) до 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
- введен налог на добычу полезных ископаемых;
- снижение ставки единого социального налога с 39,5% до 35,6%;
- сокращен НДС с 20% до 18%;
- отменен налог, уплачиваемый с выручки от реализации товаров;
- отменена инвестиционная льгота;
- установление единой ставки налога на доходы физических лиц.
К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят:
Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги.
Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.
Кроме того, мировой практикой доказано, что:
- налоговая
система должна быть открытой;
увеличение числа налогов,
-основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);
-превалирование
косвенной системы
-косвенные налоги
целесообразно вводить для
- высокие налоги приводят к утечке капитала;
- в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
3.2. Характеристика финансовой политики РФ
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны. К ним относятся: догматический характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства, находить нужные способы для решения назревших задач; отсутствие стратегических концептуальных разработок.
Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, повышения эффективности производства.
Новая финансовая стратегия должна быть разработана с учетом различных форм собственности, развития рыночных отношений, полноправного функционирования рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными методами финансового воздействия на экономическую и социальную сферы жизни общества должны стать: налогообложение, маневрирование финансовыми ресурсами, финансирование, финансовый рынок и др. Мировой опыт подтверждает гибкость и эффективность такой практики.
Свидетельством кризиса в области финансов выступают огромный дефицит государственного бюджета; нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция; рост внутреннего и внешнего государственного долга; наличие большого количества убыточных и малорентабельных предприятий; значительные суммы непроизводственных расходов и потерь в хозяйстве; рост незавершенного строительства. Кризисные явления проявляются как в сфере государственных финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.
Важной задачей является структурная перестройка экономики: резкое сокращение производства вооружения и снижения в общем объеме производства доли отраслей тяжелой промышленности. Производство вооружения отвлекает из гражданских отраслей большую массу основных фондов, сырья, материалов, энергии. Насущной задачей оздоровления экономики и финансов является упорядочение денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.
Большое значение для подъема экономики и расширения на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных формах.
В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.
Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.
1) Это нашло
выражение, прежде всего, в
переводе взаимоотношений
2) Изменились
межбюджетные отношения.
3) Были внесены
изменения в формирование
4) Бюджетный дефицит всё в большей мере стал покрываться не за счёт ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.
5) С организацией
фондового рынка изменился
6) С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.
7) Из государственного
бюджета были выведены
8) Существенные
изменения произошли в
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).
Рисунок 1
Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1).
Таблица 1
Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей
на период до 2013 г.
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Цена Urals (мировые) |
долл./барр. |
61,1 |
75,0 |
75,0 |
78,0 |
79,0 |
Инфляция |
дек. / дек. |
8,8 |
6-7 |
5,5-6,5 |
5-6 |
4,5-5,5 |
ВВП |
млрд. руб. |
39 064 |
44 957 |
49 659 |
55 223 |
61 873 |
% к пред. г. |
-7,9 |
4,0 |
3,4 |
3,5 |
4,2 | |
Промышленное производство |
% к пред. г. |
-10,8 |
2,7 |
3,2 |
3,1 |
4,2 |
Инвестиции в основной капитал |
% к пред. г. |
-16,2 |
2,9 |
8,8 |
6,3 |
8,1 |
Оборот розничной торговли |
% к пред. г. |
-4,9 |
4,4 |
4,5 |
4,8 |
6,3 |
Объем платных услуг населению |
% к пред. г. |
-4,2 |
3,3 |
3,8 |
4,0 |
4,8 |
Реальная заработная плата |
% к пред. г. |
-2,8 |
3,6 |
2,4 |
2,4 |
3,1 |
Реальные располагаемые доходы населения |
% к пред. г. |
2,3 |
3,9 |
2,7 |
3,0 |
4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост |
% к пред. г. |
24,2 |
44,9 |
9,4 |
7,2 |
7,1 |
Экспорт |
млрд. долл. США |
303,4 |
373,4 |
383,8 |
402,9 |
416,8 |
Импорт |
млрд.долл. США |
191,8 |
237,5 |
273,7 |
304,5 |
338,7 |
Уровень безработицы к экономически активному населению |
% |
8,4 |
8,2 |
8,1 |
7,7 |
6,9 |
Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами