Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – описать финансовую политику России и ее содержание.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее понятие, содержание и задачи;
-раскрыть понятие финансового механизма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……….…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Сущность и содержание финансовой политики……………………………………….…5
1.2 Цели и задачи финансовой политики………………………………………………..…....8
1.3 Особенности и составные части финансовой политики ………………………………...10
ГЛАВА 2. Организация финансовой политики государства
2.1 Понятие финансового механизма и его структура……………………………………....13
2.2 Финансовые рычаги и стимулы …………………………………………………………..17
2.3 Виды и механизм финансовой политики….……………………………………………...17
2.4 Типы финансовой политики …………………………………………………………........26
2.5 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ……………………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - итог 11.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Главная цель финансовой политики государства  должна быть единой для всех уровней  власти (федерального, регионального  и местного), для всех субъектов.

Цели финансовой политики:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства. Социальная  направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов [7].

То есть:

- политические цели, т.е достижение  целей в области внешней и  внутренней политики

- экономические цели, т.е. достижение  целей в области экономики  на различном уровне

- социальные цели, т.е. достижения  целей в сфере общественных  отношений (общественные классы  и слои населения, социальные  блага, распределение социальных  благ).

Цели финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних  и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п. [12].

Задачами финансовой политики является:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних  и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п. [10]

 

 

 

1.3 Особенности и составные части финансовой политики.

Условиями эффективности финансовой политики являются своевременно и в  необходимом объеме задействованные  финансовые инструменты, подготовка законодательных  и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: законах, Указах Президента, Постановлениях Правительства, инструкциях, приказах и письмах министерств и ведомств, Уставах хозяйствующих субъектов, международных договорах.

Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики общественного сознания и психологии, с учетом изменений в социальной структуре общества.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика и антимонопольная.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием  видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Горизонтальное  равенство означает, что юридические  и физические лица, находящиеся в  равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное равенство предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные.

Кроме того, мировой  практикой доказано, что:

- налоговая система должна быть  открытой; увеличение числа налогов,  объектов обложения приводит  к повышению расходов по сбору  налогов, к росту недоимок и  штрафов;

- основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы имущества);

- превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

- косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т.п.;

- высокие налоги приводят к  утечке капитала;

- в кризисные для экономики  периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.;

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. 

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

       • содействие  формированию рыночных  отношений   на  основе  развития конкуренции и предпринимательства;

       •  предупреждение,  ограничение  и   пресечение   монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

       •  государственный   контроль за соблюдением   антимонопольного законодательства.

Все большее значение приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми  и кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных  как с международным разделением  труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием   в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях [11]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация финансовой политики государства

2.1 Понятие финансового механизма и его структура.

В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. 

Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

финансовое планирование и прогнозирование;

финансовые показатели, нормативы и лимиты;

управление финансами;

финансовые рычаги и стимулы;

финансовый контроль;

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья [1]. 

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.

В более узком смысле финансовый механизм можно определить как  действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:

финансовые методы;

финансовые рычаги;

правовое обеспечение;

нормативное обеспечение;

информационное обеспечение.

Рассмотрим подробнее данные элементы.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

Информация о работе Финансовая политика государства