Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – описать финансовую политику России и ее содержание.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее понятие, содержание и задачи;
-раскрыть понятие финансового механизма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……….…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Сущность и содержание финансовой политики……………………………………….…5
1.2 Цели и задачи финансовой политики………………………………………………..…....8
1.3 Особенности и составные части финансовой политики ………………………………...10
ГЛАВА 2. Организация финансовой политики государства
2.1 Понятие финансового механизма и его структура……………………………………....13
2.2 Финансовые рычаги и стимулы …………………………………………………………..17
2.3 Виды и механизм финансовой политики….……………………………………………...17
2.4 Типы финансовой политики …………………………………………………………........26
2.5 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ……………………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - итог 11.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Снижение прогнозируемого поступления  нефтегазовых доходов в процентах  к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 4):

Таблица 4

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2011 год

(закон)

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

905,0

1 175,8

1 233,6

862,0

% (в номинальном выражении)

8,9

10,7

10,1

6,4

% (в реальном выражении)

2,3

4,4

4,4

1,4

Прирост к предыдущему году

(расходы без учета  компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов РФ):

млрд. рублей

905,0

939,4

1 194,4

1 137,6

% (в номинальном выражении)

8,9

8,5

10,0

8,6

% (в реальном выражении)

2,3

2,4

4,3

3,5


В 2012-2014 годах планируется перейти  к восстановлению использованных в  период кризиса средств  Резервного фонда  и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов, однако в процентах к ВВП его объем будет снижаться (таблица 5):

 

 

Таблица 5

Прогноз объема Резервного фонда

млрд. рублей

Показатель

2011 год

(закон)

2012 год

2013 год

2014 год

Объем Резервного фонда на начало года

775,2

1 408,1

1 568,2

1 618,9

%% к ВВП 

1,5

2,4

2,5

2,3

Курсовая разница

-44,0

-3,9

-0,7

5,5

Пополнение (использование) средств Резервного фонда

676,9

164,0

51,4

-

Объем Резервного фонда  на конец года

1 408,1

1 568,2

1 618,9

1 624,4

%% к ВВП

2,6

2,7

2,6

2,3


Средства Фонда национального  благосостояния в 2012-2014 годах планируется  использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 6):

Таблица 6

Прогноз объема Фонда национального  благосостояния

млрд. рублей

Показатель

2011 год

(закон)

2012 год

2013 год

2014 год

Объем Фонда национального благосостояния на начало года

2 695,5

2 555,3

2 542,3

2 531,4

%% к ВВП 

5,1

4,4

4,0

3,6

Поступления и курсовая разница

-135,2

-5,5

-0,9

29,9

Использование средств  Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений)

-5,0

-7,5

-10,0

-10,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 555,3

2 542,3

2 531,4

2 551,3

%% к ВВП

4,8

4,4

4,0

3,6

Средства Фонда национального  благосостояния, размещенные в финансовых активах

648,5

550,7

474,0

472,6

Объем Фонда национального  благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах

1 906,8

1 991,6

2 057,4

2 078,7


Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 7):

 

 

Таблица 7

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2011 год

(закон)

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Всего источников

1 391,0

1 727,0

1 785,7

1 638,4

Государственные заимствования, всего

1 311,3

1 592,3

1 601,7

1 626,1

в том числе:

       

привлечение

1 801,1

2 181,7

2 284,0

2 474,1

погашение

-489,8

-589,4

-682,3

-848,0

Приватизация 

298,0

276,1

309,4

300,0

Иные источники

-218,3

-141,4

-125,4

-287,7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Коренные изменения, внесенные  в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую  основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что  оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая политика должна учитывать особенности каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. Поэтому при выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития.

Целью финансовой политики российского государства должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране и на уровне каждого региона.

Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:

1. повышение объёма и эффективности использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести к распылению средств и сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества;

2. оздоровление и структурная перестройка экономики;

3. достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Также выделяют такие цели, как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Но по своей сути они являются способами достижения улучшения уровня жизни всего населения.

К основным задачам финансового регулирования экономики можно отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют её на три вида:

1. Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени.

2. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом [26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. / Финансовое право в вопросах и ответах /  2-е изд перераб и доп / Проспект (ТК Велби), 2010.
  2. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. / Финансы, деньги, кредит и банки / СПб.: Знание, 2007.
  3. Романовский М. В., Белоглазова Г. Н / Финансы и кредит – М. : Высшее образование, 2007.
  4. Тактаров Г.А., Набиева Р.А. / Финансовая политика России. Учебник / М:Финансы и статистика, 2007.
  5. Романовский М. В. и Врублевская О.В. / Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. /  М.: Юрайт - Издат, 2007.
  6. Набиева Р.А., Тактарова Г.А., Арыкбаева Р.К. / Финансовая политика России: учеб. пособие / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  7. Поляк Г.Б. / Финансы: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – //www.consultant.ru
  9. Сервер органов государственной власти РФ: htpp // www.gov.ru
  10. Министерство финансов РФ: htpp: // www.minfin.ru
  11. Федеральная служба финансовых рынков: htpp: // www.fcsm.ru
  12. Википедия: // www.wikipedia.org
  13. Финансы и кредит. Управление финансами: // www.finansistio.ru
  14. Бюджетная система РФ: // www.budgetrf.ru
  15. Конституция РФ: // www.constitution.ru
  16. Собрание Законодательства РФ: // www.szrf.ru

Информация о работе Финансовая политика государства