Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – описать финансовую политику России и ее содержание.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее понятие, содержание и задачи;
-раскрыть понятие финансового механизма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……….…3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1 Сущность и содержание финансовой политики……………………………………….…5
1.2 Цели и задачи финансовой политики………………………………………………..…....8
1.3 Особенности и составные части финансовой политики ………………………………...10
ГЛАВА 2. Организация финансовой политики государства
2.1 Понятие финансового механизма и его структура……………………………………....13
2.2 Финансовые рычаги и стимулы …………………………………………………………..17
2.3 Виды и механизм финансовой политики….……………………………………………...17
2.4 Типы финансовой политики …………………………………………………………........26
2.5 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ……………………………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - итог 11.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

Другие авторы трактуют понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения.

Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия [3].

В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).

Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.

Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.

Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.

Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.

Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.

Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

Цену.

Процент.

Прибыль.

Амортизационные отчисления.

Чистый денежный поток.

Дивиденды.

Синергизм.

Пени, штрафы, неустойки.

Прочие экономические рычаги.

4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

Прочие виды финансовых инструментов.

На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием [5].

 

 

 

 

2.2 Финансовые рычаги и стимулы

Финансовые стимулы сводятся к  тому, что государство с помощью  целой системы финансовых рычагов  может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Мы знаем, что финансы участвуют  в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как  распределение денежных доходов, и  умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

Если говорить о конкретных рычагах  и способах воздействия на экономические  процессы, то надо назвать следующие:

- бюджет: средства из бюджета  на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;

- цены, тарифы. И в условиях рыночной  экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования,  устанавливает тарифы. Это воздействие  осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

  - налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

- экспортно-импортные пошлины,  тарифы. Государство, манипулируя  уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех  рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей [5].

 

2.3 Виды и механизм финансовой политики

Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению  программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 – 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Итак, ведущие экономисты разделяют  финансовую политику на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

– рост государственных расходов;

– снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее  время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться  в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь  удержать объем выпуска продукции  на его типичном для рассматриваемой  страны уровне и поддержать. стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

– уменьшение правительственных расходов;

– увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство  в той или иной ситуации, сложившейся  в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны [19].

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1) Выработка научно обоснованных  концепций развитии финансов, которая формируется на основе изучения требований экономическим законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2) Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3) Собственно осуществление  практических действии направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние  финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен  только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования,

Известно, что  существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к  первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что  объясняется особенностями последнего [9].

Под недискреционной финансовой политикой  понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику    Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей  совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая  пособия по безработице. Действительно,  налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

Другие типы пособий – такие, как благотворительные выплаты  вне рамок системы социального  страхования, – по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся и стабилизирующему типу.

Информация о работе Финансовая политика государства