Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучить финансовую политику государства, а также рассмотреть особенности и пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь. В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи: ‒ раскрыть сущность понятия финансовая политика, определить ее задачи и принципы; ‒ изучить составляющие финансовой политики государства и дать их характеристику в аналитическом аспекте для Республики Беларусь; ‒ рассмотреть финансовую политику Республики Беларусь; – определить пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы 6
2 Составные части финансовой политики и их характеристика: аналитический аспект 14
3 Финансовая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Изменения в налоговом законодательстве в 2011 г. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Структура консолидированного и республиканского бюджета. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Динамика потребительских цен и ставки рефинансирования 40
1) сокращение количества применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику;
2) сокращение периодичности
уплаты налогов и подачи
3) усовершенствование механизма
взимания основных налогов и
расширение инвестиционных
Произошедшие изменения можно видеть в приложении А [рисунок А.1]. В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4% к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.
Бюджетная политика — это совокупность целей, задач, принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, направленных на распределение фонда денежных средств государства и использование этих средств по отраслевому, территориальному, целевому назначению [25, с. 33].
Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетная политика государства тесно сплетается с налоговой.
Реализация бюджетной политики на конкретном этапе развития страны осуществляется через бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов. С помощью бюджетного механизма государство выполняет следующие функции:
Что касается Республики Беларусь, то в 2006 году была введена в действие новая бюджетная классификация, разработанная с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках единого экономического пространства; в рамках поэтапного сокращения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы отменены сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, сбор с физических лиц при пересечении государственной границы, налог с продаж автомобильного топлива и налог на приобретение бензинного и дизельного топлива; уменьшена ставка местных целевых сборов из прибыли; предусмотрены общие условия налогообложения прибыли для банков вместо налога на доходы [27, с. 54].
Динамику структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006—2008 гг. в процентах можно видеть в приложении Б [таблица Б.1]. Из данной таблицы можно видеть, что наибольшую долю в доходах консолидированного бюджета занимают налоговые поступления. Стоит отметить, что такая же тенденция наблюдается и на протяжении последующих лет: в 2009 — 88,4%, 2010 — 92%, 2011 — 85,8% [2].
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс. На постоянной основе установлено разграничение доходных источников и расходных полномочий между бюджетами разного уровня бюджетной системы Республики Беларусь на основе сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов и с учетом закрепленных за ними функций.
Так в структуре консолидированного бюджета в 2011 году 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам представлено в приложении Б [рисунок Б.1].
Исполнение бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62807,6 млрд рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения. В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).
В целях усиления контроля
за экономным и эффективным
1) с целью ограничения бюджетных расходов 2009 года проведена инвентаризация государственных программ, в ходе которой принимались решения о сокращении непервоочередных расходов и переносе отдельных мероприятий, в первую очередь инвестиционных, на последующие годы;
2) сокращение текущих и капитальных расходов бюджетных организаций. При этом в полном объеме обеспечено финансирование расходов бюджетных организаций на выплату заработной платы, трансфертов населению, оплату коммунальных услуг. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.
3) проводилась работа по расширению адресной социальной помощи населению;
4) предприняты меры по компенсации недопоступления налоговых доходов за счет увеличения неналоговых доходов, включая поступления от управления средствами бюджетов, доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства, прочие неналоговые доходы бюджетов;
5) обеспечено привлечение внешних государственных заимствований от международных финансовых организаций и по двусторонним соглашениям для целей формирования государственных золотовалютных резервов.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1852 млрд рублей, или 1,4% к ВВП) [1].
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели и его бюджет утверждается законом Республики Беларусь «О бюджете государственного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» на соответствующий год.
В связи с инфляционными процессами и девальвацией национальной валюты в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Были введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов. Структуру расходов консолидированного бюджета в 2010—2011 гг. можно видеть в приложении Б [рисунок Б.2]. Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов консолидированного бюджета составил 4,2% вместо 2,1% в 2010 году.
Денежно-кредитная политика — это стратегия государства, направленная на регулирование денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей [9, с. 29].
В зависимости от национальных особенностей, состояния экономики выделяют следующие типы денежно-кредитной политики:
1) рестрикционная, которая связана с ужесточением условий, направленных на ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. К этому типу прибегают в целях борьбы с инфляцией, сглаживания циклических колебаний деловой активности;
2) экспансионистская, которая сопровождается расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процентных ставок [25, с. 36].
В зависимости от избранных тех или иных приоритетов применяют три варианта денежно-кредитного регулирования.
1. Гибкое регулирование. Предполагает поддержание на привлекательной уровне ссудного процента, влияя при этом на инвестиционные решения хозяйствующих субъектов и, как следствие, на ВВП. Реализация этого варианта регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении, при этом норма процента останется неизменной.
2. Жесткое регулирование. Предполагает сохранение неизменным объема денежной массы. В этом случае изменение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента, оставляя фиксированной денежную массу.
3. Промежуточное регулирование. Предполагает корректировку и денежной массы, и уровня процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями.
Методы денежно-кредитной политики классифицируют по нескольким признакам.
По объему воздействия на рынок:
‒ всеобщие. В данном случае мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы;
‒ селективные. Мероприятия центрального банка распространяются на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы (или на определенные виды банковской деятельности), т.е. предполагается избирательное воздействие на финансовый рынок.
По характеру воздействия:
‒ прямые, которые носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование лимитов по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект, но являются грубым средством регулирования экономики, поэтому использовать их целесообразно лишь в условиях временного кризиса финансовой системы или недостаточного развития финансовых рынков;
‒ косвенные, оказывающие влияние на поведение субъектов монетарного регулирования путем воздействия на их экономические интересы при помощи рыночных механизмов. Это означает, что центральный банк, изменяя объем резервных денег или их цену, регулирует спрос экономических агентов на кредит и, соответственно, величину денежной мультипликации в экономике [9, с. 96].
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняли неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. являлось снижение инфляции до 7—9% прироста индекса потребительских цен.
Динамику индекса
потребительских цен можно
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
В 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса как в национальной экономике, так и в экономиках стран — основных торговых партнеров. В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% годовых на начало года до 10,5% годовых на 1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что соответствует прогнозному показателю [13].
Глобальный экономический кризис стал серьезным испытанием для финансовых систем многих стран мира. Беларусь, которая обеспечила устойчивый экономический рост и в трудный 2009 г., и в послекризисный 2010 год, столкнулась с определенными сложностями на валютном рынке весной 2011 года.
В своем интервью председатель правления Надежда Ермакова раскрыла свое видение причин экономических проблем в стране в тот период, которые и привели к резкому ослаблению курса национальной валюты. К основным причинам возникновения трудностей во внешнеэкономической сфере и на валютном рынке можно отнести:
1) рост внешних цен на ресурсы и прежде всего на энергоносители;
2) ажиотажный
импорт автомобилей, который
3) высокий уровень инвестиций, направленных для ускоренного роста производства. Происходило технологическое обновление экономики. Но приходилось импортировать дополнительное оборудование, комплектующие и другую продукцию производственного назначения. А чрезмерные инвестиции, которые не может абсорбировать экономика является одним из факторов, вызывающих инфляцию;
4) масштабное кредитование экономики — для поддержания высоких темпов ее роста на основе увеличения внутреннего спроса. [6] Резкое увеличение кредитования кредитной системой в свою очередь также стимулирует инфляцию.