Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучить финансовую политику государства, а также рассмотреть особенности и пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь. В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи: ‒ раскрыть сущность понятия финансовая политика, определить ее задачи и принципы; ‒ изучить составляющие финансовой политики государства и дать их характеристику в аналитическом аспекте для Республики Беларусь; ‒ рассмотреть финансовую политику Республики Беларусь; – определить пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы 6
2 Составные части финансовой политики и их характеристика: аналитический аспект 14
3 Финансовая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Изменения в налоговом законодательстве в 2011 г. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Структура консолидированного и республиканского бюджета. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Динамика потребительских цен и ставки рефинансирования 40
1. Ситуация на валютном рынке формируется под воздействием внешнеторговых и финансовых потоков. Чистая продажа иностранной валюты субъектами хозяйствования в январе—сентябре составила 1,3 млрд долларов США. В целом на внутреннем валютном рынке за январь—сентябрь 2012 г. предложение иностранной валюты превысило спрос на нее на 0,4 млрд долларов США.
2. На протяжении девяти месяцев обменный курс белорусского рубля формировался на основе спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке при ограниченном участии Национального банка.
3. В условиях стабилизации экономической ситуации усилился приток средств населения в срочные банковские вклады. Их объем за январь—сентябрь 2012 г. увеличился на 16,6 трлн рублей (на 39,3%).
4. Процентная политика направлена на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного роста экономики. С учетом замедления инфляционных процессов осуществлено постепенное снижение ставки рефинансирования.
Хотелось бы отметить, что на данном заседании рассматривались вопросы о повышении финансовой грамотности населения. Эти вопросы были включены в ряд программ, связанных с развитием банковского сектора, страховой деятельности, рынка ценных бумаг, микрофинансирования, платежной системы. В то же время Правительством и Национальным банком признана необходимость разработки Государственной программы повышения финансовой грамотности населения Республики Беларусь. Национальным банком подготовлен проект Концепции данной программы и внесен на рассмотрение заинтересованным государственным органам.
В ближайшее время будет создан Межведомственный координационный совет по повышению финансовой грамотности населения, в состав которого войдут представители Национального банка, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам, иных ведомств Республики Беларусь, а также международных организаций, Ассоциации белорусских банков [19].
Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны и укреплению финансовой стабильности. С повышением уровня финансовой грамотности населения параллельно развиваются и рынки финансовых услуг, сокращаются издержки денежного обращения, в финансовую систему вовлекаются возрастающие сбережения населения, создаются условия для развития страховых рынков и накопительных систем пенсионного обеспечения, сокращаются завышенные ожидания государственной финансовой поддержки, население получает знание принципов и инструментов финансового рынка, снижаются риски подверженности панике на потребительском и финансовом рынках (мы могли наблюдать это в период кризиса) и т. д.[5]
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная реализация финансовой политики непосредственно зависит от последовательности проведения всех намеченных мер в области налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики, способности быстро реагировать на изменения условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений, а также от своевременного отражения этих изменений в законодательной базе. В Республике Беларусь проводился и проводится ряд мероприятий для повышения эффективности финансовой политики, но она еще несовершенна, что можно было наблюдать в 2009 и 2011 году, но государство делает все возможное для повышения эффективности реализуемых им мер.
Финансовая
политика — это основанная на финансовых
отношениях особая сфера деятельности
государства в области
Финансовая
политика является составной частью
экономической политики государства,
но в тоже время она относительно
самостоятельная сфера деятельн
Cтpатегичеcкой
целью финанcовой политики
Финансовая политика основывается на ряде принципов таких, как объективность и научная обоснованность, преемственность, обязательность, гласность.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей, а ее результативность повышается, если она соответствует потребностям общественного развития, интересам всех слоев общества и учитывает конкретные исторические условия.
Финансовая политика государства включает в себя такие составные части, как налоговую, бюджетную и денежно-кредитную политику. Они являются самостоятельными сферами, но в то же время взаимосвязаны друг с другом. Поэтому для эффективного функционирования финансовой политики необходимо обеспечить эффективное функционирование этих трех политик в совокупности. А так как финансовая политика является составной частью общей экономической политики, то это обеспечить развитие экономики на должном уровне.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
– Программой социально-экономического развития Республики Беларусь;
– Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
– Программой развития банковского сектора экономики Республики Беларусь;
– Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
– Банковским кодексом;
– Бюджетным кодексом;
– Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.
Успешная реализация финансовой политики непосредственно зависит от последовательности проведения всех намеченных мер в области налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики, способности быстро реагировать на изменения условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений, а также от своевременного отражения этих изменений в законодательной базе. В Республике Беларусь проводился и проводится ряд мероприятий для повышения эффективности финансовой политики, но она еще несовершенна, что можно было наблюдать в 2009 и 2011 году, но государство делает все возможное для повышения эффективности реализуемых им мер.
1 Аналитические
доклады «О социально-
2 Аналитические
доклады «О социально-
3 Белорусские
сенаторы одобрили бюджет на 2012
год и поправки в Налоговый
кодекс // "Белта" — белорусское
телеграфное агентство [
4 Бюджет Беларуси
на 2012-й сбалансирован и будет
исполнен на всех уровнях без
дефицита // Новости Беларуси. Белорусские
новости [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа:
http://www.ctv.by/новости/
5 Гилевич, И.
Финансовая грамотность как
6 Головин, А.
Мы продолжим ужесточение
7 Гордеева, О.В. Принципы эффективного налогового регулирования / О.В. Гордеева // Финансы – 2010. — №9. — с. 33.
8 Гpязнова, А.Г. Финансы / А.Г. Гpязнова, Е.В. Маpкина. — М.: Финанcы и cтатиcтика, 2004. — 504 c
9 Денежно-кредитное регулирование: учеб. пособие / О.И. Румянцева [и др.]; под ред. О.И. Румянцевой. — Минск: БГЭУ, 2011. — 461 с.
10 Дробозина, Л.А. Финансы6 учеб. пособие / Л.А. Дробозина. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 527 с.
11 Изменения в налоговом законодательстве
Беларуси будут способствовать инвестиционному
росту экономики // Министерство финансов
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
— 2012. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
12 Изменения в налоговом законодательстве
в 2011 году – инфографика / Министерство
финансов Республики Беларусь [Электронный
ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
13 Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2010 г. и задачи банковской системы по их реализации в 2011 г. // Банковский вестник. — 2011. — № 4 (513). — С. 5—11.
14 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 дек. 2011 г., № 591 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь — Минск, 2011. — Дата доступа: 01.05.2012.
15 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь — Минск, 2011. — Дата доступа: 03.11.2012.
16 О повышении нормативов резервных
требований // Национальный банк Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. — 2012. —
Режим доступа: http://www.nbrb.by/press/?
17 О социально-экономическом
положении Республики Беларусь и состоянии
государственных финансов (январь-сентябрь
2008 года) / Министерство финансов Республики
Беларусь [Электронный ресурс]. — 2012. —
Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
18 Республиканский бюджет на
2012 год – инфографика / Министерство финансов
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
— 2012. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
19 Состоялось расширенное заседание Правления Национального банка // Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://nbrb.by/press/. — Дата доступа: 27.10.2012.
20 Ставка налога на прибыль в
Беларуси в 2012 году снижается с 24% до 18%
// "Белта" — белорусское телеграфное
агентство [Электронный ресурс]. — 2012.
— Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_
21 Ставка рефинансирования //
Национальный банк Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа:
http://www.nbrb.by/statistics/
22 Структура потребительских
расходов населения Республики Беларусь
для расчета индекса потребительских
цен / Национальный статистический комитет
Республики Беларусь [Электронный ресурс].
— 2012. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/
23 Тарасов В. Эпоха экспериментов
еще не закончена / В. Тарасов // Белорусы
и Рынок [Электронный ресурс]. — 2012. — №
16. — Режим доступа: http://www.belmarket.by/ru/
24 Теоpия финанcов: учеб. поcобие / Н.Е. Заяц, М.К. Фиcенко, Т.В. Cоpокина [и дp.]; под pед. пpоф. Н.Е. Зайца, М.К. Фиcенко. — Изд. 2-е, cтеpеотип. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 351 c.
25 Финанcы и финанcовый pынок: учеб. поcобие / Г.Е. Кобpинcкий [и дp.]; под общ. pед. Г.Е Кобpинcкого, М.К. Фиcенко. — Минcк: Выш. шк., 2011. — 343 c.
26 Финанcы и финанcовый pынок: учеб поcобие / О.А. Пузанкевич [и дp.]; под pед. О.А. Пузанкевич. — Минcк: БГЭУ, 2010. — 313c.
27 Шимова, В.Н. Уcтойчивое pазвитие экономики Белаpуcи: теоpетичеcкие и оpганизационные аcпекты: моногpафия / под pед. В.Н. Шимова, Г.А.Коpоленка. — Минcк: БГЭУ, 2006. — 427 c.
Рисунок А.1 — Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году
Примечание — Источник: [12].
Таблица Б.1 — Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006—2008 гг., %
Показатели |
январь-сентябрь 2006 |
январь-сентябрь 2007 |
январь-сентябрь 2008 |
1. Налоговые доходы - всего |
70,9 |
70,4 |
71,2 |
в том числе: |
|||
Налоги на доходы и прибыль |
16,3 |
15,2 |
17,0 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,4 |
6,2 |
5,9 |
Налоги на фонд заработной платы |
1,8 |
0 |
0 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |