Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучить финансовую политику государства, а также рассмотреть особенности и пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь. В соответствии с данной целью исследования были поставлены для решения следующие задачи: ‒ раскрыть сущность понятия финансовая политика, определить ее задачи и принципы; ‒ изучить составляющие финансовой политики государства и дать их характеристику в аналитическом аспекте для Республики Беларусь; ‒ рассмотреть финансовую политику Республики Беларусь; – определить пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь.
Введение 4
1 Финансовая политика, ее содержание, задачи и принципы 6
2 Составные части финансовой политики и их характеристика: аналитический аспект 14
3 Финансовая политика Республики Беларусь и направления ее совершенствования 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Изменения в налоговом законодательстве в 2011 г. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Структура консолидированного и республиканского бюджета. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Динамика потребительских цен и ставки рефинансирования 40
Все это отразилось на внешнеторговом балансе страны, дефицит которого нарастал, достигнув в 2010 г. 13,6 % ВВП, но не компенсировался поступлениями внешних средств. В результате образовался валютный дефицит. Что и привело к ослаблению белорусского рубля. [6] И поэтому в 2011 г. мы и наблюдали резкий всплеск цен и девальвацию.
Поэтому государство поставило перед собой цель обеспечить устойчивость денежного обращения, а также снизить инфляцию. Для этого Национальный банк задействовал весь комплекс инструментов денежно-кредитной политики совместно с мерами экономической политики правительства. Были предприняты следующие меры:
1. Национальный банк отказался от привязки обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам и перешел к гибкой системе курсообразования. Это означает, что обменный курс формируется при минимальном непосредственном участии Национального банка, исходя из спроса и предложения иностранной валюты на рынке.
2. Ограничение денежной эмиссии, "удорожание" белорусского рубля для потребителей кредитов и повышение его привлекательности как средства сбережения. С этой целью Национальный банк постепенно повышал ставку рефинансирования и ставки по инструментам Национального банка. Динамику ставки рефинансирования за 2011—2012 гг. можно наблюдать в приложении В [таблица В.1]. Из таблицы видно, что с февраля 2012 года наблюдается постепенное снижение ставки рефинансирования.
3. Национальный банк уменьшил объемы эмиссионного кредитования, снизив официальный курс белорусского рубля до рыночного уровня, повысил ставки на рынке кредитов [23].
4. 28 апреля 2012 года было принято решение об увеличении нормативов обязательных резервов, депонируемых в Национальном банке Республики Беларусь. От привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте они возросли с 7,5% до 10%. [16] Увеличение нормативов обязательных резервов сократило объем избыточной ликвидности банков, что способствовало достижению целевого уровня инфляции.
Таким образом, финансовая политика государства включает в себя такие составные части, как налоговую, бюджетную и денежно-кредитную политику. Они являются самостоятельными сферами, но в то же время взаимосвязаны друг с другом. Поэтому для эффективного функционирования финансовой политики необходимо обеспечить эффективное функционирование этих трех политик в совокупности. А так как финансовая политика является составной частью общей экономической политики, то это обеспечить развитие экономики на должном уровне.
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики государства, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти по главе с Президентом Республики Беларусь и утверждаются законодательными органами в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней бюджетной системы на очередной финансовый год. Местные органы власти и органы местного самоуправления строят свою финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики государства.
Финансовая политика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
– Программой социально-экономического развития Республики Беларусь;
– Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год;
– Программой развития банковского сектора экономики Республики Беларусь;
– Законом Республики Беларусь о бюджете на соответствующий год;
– Банковским кодексом;
– Бюджетным кодексом;
– Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.
Основные положения документов, определяющих финансовую политику, говорят об обеспечении устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения; создании налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации; снижении налоговой нагрузки; повышении эффективности государственных расходов и сокращении уровня расходов бюджета по отношению к ВВП; концентрации бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий; оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.
Бюджетная политика в современных условиях направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и механизмов их финансирования.
Для достижения этих целей необходимо предпринять следующие меры:
– концентрировать бюджетные ресурсы на приоритетные направления социально-экономического развития страны,
– обеспечить прямую зависимость между государственными расходами и достижением конкретных результатов;
– оптимизировать сеть бюджетных учреждений, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов;
– обеспечить переход бюджетов всех уровней на среднесрочное финансовое планирование, что позволит усовершенствовать управление бюджетной системой.
Исходя из этого в ближайшие годы в Республике Беларусь государственная поддержка реального сектора экономики будет упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами и направлена в основном на внедрение наукоемких, новых и высоких технологий. Преференции будут сведены к минимуму и напрямую будут зависеть от конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности [15].
В 2011 году был подписан закон «О республиканском бюджете на 2012 год». Максим Ермолович, заместитель министра финансов, сообщил, что бюджет Беларуси на данный год будет сбалансирован, он будет исполнен на всех уровнях. Также он сообщил, что бюджет будет иметь ряд особенностей, в том числе сохранится социальная направленность. Ермолович отметил, что будет сохраняться качество бюджетных услуг и обеспечивание необходимыми ресурсами наиболее уязвимых категорий населения. Это адресно-социальная помощь, социальная поддержка в жилищном строительстве, социальная поддержка регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. В плане бюджетных услуг выделяют три основных приоритета: здравоохранение, образование и наука [4].
Председатель Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Вадим Попов сообщил: "Будущий бюджет бездефицитный в первую очередь потому, что мы можем позволить себе тратить только то, что заработаем"[3]. Инфографику бюджета можно видеть в приложении Б [рисунок Б.3].
Консолидированный бюджет в первом полугодии 2012 года исполнен с профицитом в размере 3,7 трлн руб., или 1,6% ВВП (в первом полугодии 2011 года — 1,9% ВВП).
Основными задачами
налоговой политики в Беларуси являются
продолжение налоговой реформы,
которая обеспечивает закрепление
сложившихся положительных
Для достижения поставленных задач необходимо реализовать следующие направления:
– совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
– совершенствование
и упрощение порядка
– выравнивание условий налогообложения для плательщиков налогово, сборов за счет отмены налоговых льгот.
Важными направлениями
налоговой политики станут введение
общепринятого в мировой
Продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности [15].
Для достижения поставленных задач в Беларуси проводится ряд мероприятий. Так, в 2012 году в налоговом законодательстве произошло ряд изменений. С 1 января 2012 года была снижена ставка налога на прибыль с 24% до 18%. По словам Дмитрия Кийко (начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Беларуси), это самая низкая ставка налога на прибыль в Таможенном союзе и одна из самых низких в странах Восточной Европы.
Снижение ставки
предусмотрено законом о
1. снижение налоговой нагрузки в отношении малого и среднего бизнеса. Для этого ставка налога при упрощенной системе налогообложения была снижена в пределах 1 процентного пункта и составляет 7% вместо 8% ранее действующих;
2. расширение налоговых льгот в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров. С этого года прибыль от производства и реализации инновационных товаров полностью освобождаться от налогообложения. А в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров ставка налога составляет 10%. При этом если достигнута в общем объеме реализации более 50% объема производства высокотехнологичных товаров, то такая прибыль полностью освобождаться от налога;
3. адаптация налоговых ставок, которые установлены в белорусских рублях к новым ценовым условиям. Здесь предусмотрено увеличение на крепкий алкоголь и табачные изделия. В 2012 году они будут увеличиваться ежеквартально в пределах не более 20% и ряд др. мер [20].
Можно сделать вывод, что изменения в налоговом законодательстве направлены на: совершенствование структуры налоговой системы за счет дальнейшего снижения объема налоговых платежей, взимаемых с выручки от реализации товаров; упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, сборов, повышение эффективности применения существующих налоговых платежей, оптимизация объектов налоговых платежей, оптимизация объектов налогообложения и налоговых баз; упорядочение механизма взимания местных налогов и сборов.
Реформирование
налоговой системы с
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь на современном
этапе должна быть направлена на создание
условий для поддержания
Для достижения этих целей необходимо:
– обеспечить устойчивость белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
– поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте;
– снижение уровня инфляции;
– снижение инфляционных и девальвационных ожиданий;
– развитие и укрепление банковской системы, путем наращивания ресурсного потенциала банковской системы; привлечения дополнительных сбережений населения на основе расширения банковских услуг, обеспечения привлекательных условий депозитов; удовлетворения спроса на банковские кредиты.
Целью денежно-кредитной политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов. Наряду с достижение этой цели Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
Инструменты денежно-кредитной
политики направлены на достижение цели
по ограничению инфляции. Национальный
банк продолжит использование
Процентная политика в 2012 г. будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике. Ставка рефинансирования к концу 2012 г. составит 20—23 процента годовых.
Кредитная эмиссия
Национального банка будет осущ
Стоит сказать, что 19 октября 2012 года состоялось расширенное заседание Правления Национального банка, на котором были представлены итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за три квартала нынешнего года. Можно отметить следующие результаты.