Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Цель данной курсовой работы – рассмотреть современные направления финансовой политики России и ее пути преодоления Мирового Финансового кризиса.

Содержание

Введение
1 Роль финансовой политики государства в экономических и социальных процессах
1.1 Содержание и значение финансовой политики государства
1.2 Финансовая стратегия и финансовая тактика
1.3 Основные типы финансовой политики
2 Составляющие финансовой политики
2.1 Налоговая политика
2.2 Бюджетная политика
2.3 Социальная политика
2.4 Политика в области международных финансов
3 Современная финансовая политика Российской Федерации
3.1 Цель и задачи современной финансовой политики
3.2 Проблемы современной политики и пути их решения
3.3 Основные направления Бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 95.52 Кб (Скачать файл)
    1. Неоконсервативная стратегия: в 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

          Финансовый механизм в этих  условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую  систему, снижения бюджетного  дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. 
          Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

    1. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

          Управление финансами осуществляется  из единого центра - Министерства  финансов, которое занимается всеми  вопросами использования финансового  механизма в народном хозяйстве.  Других управленческих органов  в области финансов не существовало. 
          Планово - директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Составляющие финансовой политики

 

 

          В качестве важнейших составляющих  финансовой политики государства  выступают бюджетная, налоговая,  инвестиционная, социальная и таможенная политика.

 

 

2.1 Налоговая политика

 

 

          Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

          В условиях высокоразвитых рыночных  отношений налоговая политика  используется государством для  перераспределения национального  дохода в целях изменения структуры  производства, территориального экономического  развития, уровня доходности населения. Задачи налоговой политики сводятся к:

  1. обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  2. созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  3. сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.                                                                Ι тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

ΙΙ тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

ΙΙΙ тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

          Налоговая политика осуществляется  через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность  организационно-правовых норм и  методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного  рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот,  способов обложения и др.). Государство  придает своему налоговому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства и  регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

 

 

2.2 Бюджетная политика

 

 

          При определении целей и задач  бюджетной политики следует исходить  из того, что за последние месяцы  существенно возросла неопределённость  на мировых рынках сырья, продовольствия  и капитала. Продолжается замедление  темпов роста мировой экономики.  Внешние факторы оказывают серьёзное  воздействие на российскую экономику.  Это обусловлено и тем обстоятельством,  что,  несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности. В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать  все  возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

          Наиболее острой проблемой в  настоящее время является рост  цен. Необходимость замедления  роста цен – одновременно макроэкономическая  и социальная проблема. Инфляция  уменьшает реальные доходы граждан,  их покупательную способность,  склонность к сбережению, подрывает  основы многолетнего бюджетного  планирования. Кроме того, с точки  зрения создания  основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам,  численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров. Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьёзных проблем экономической политики. Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.                                     1. Бюджетная политика должна сохранить своё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы,  использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.                                                            

2.Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям – на более отдаленную перспективу. К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры   бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики. Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.                                          3. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.                                                                                               4. Эффективное расходование бюджетных средств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объёма предоставляемых услуг установленным в задании требованиям.                                                                    5. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009г. в полном объёме вступили в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами.                                                                     6. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счёт бюджетных средств. С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью.                                                                                                                       7. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели её реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от её дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.                                                             8. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Обеспечение надёжности размещения средств этих фондов остаётся безусловным приоритетом. В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда.                                                                                9. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует обеспечить полноценный учёт имущества казны и его отражение в финансовой отчётности публично-правовых образований.                                                   10. Расширение практики учёта результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета.                                                                                       11. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.[6]

 

 

2.3. Социальная политика

 

 

          Учитывая то, что решение задач  социальной политики зависит  от состояния дел в общественном  производстве, приоритетной целью  государственной социальной политики  является обеспечение необходимых  темпов экономического роста.  Прогрессивная социальная политика  всегда направлена на поддержание  экономической стабильности, обеспечение  более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества. 
          Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство должно поддерживать существование безработных. 
          Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, создавать систему подготовки и переподготовки работников. Одним из направлений социальной политики выступает устранение или нейтрализация коррупции, взяточничества, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики. 
          Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни. 
Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения. Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие - резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.[4]

Информация о работе Финансовая политика государства