2.4 Политика в области международных
финансов
Все большее значение приобретает
международная финансовая политика. В
ее основе лежит управление валютно-финансовыми
и кредитными отношениями в сфере международных
отношений, связанных как с международным
разделением труда, с формированием и
погашением государственного долга, так
и с участием в деятельности международных
организаций, в том числе и в международных
финансовых организациях.
Международная финансовая политика
отдельных государств, как правило,
направлена на развитие производительных
сил своей страны, и соответственно
каждое государство старается
занять свое весомое место
на международных рынках сырья,
товаров, рабочей силы и капитала.
Государство защищает свои интересы
через таможенную и валютную
политику, особенности которых определяются
степенью заинтересованности государства
в расширении или сокращении
своего экспорта или импорта.
В соответствии с этим применяется
система таможенных платежей
или конкретный таможенный режим.
Основная цель таможенной и
валютной политики это сохранение
и увеличение золотовалютных
резервов государства. Государство
защищает свои интересы и содействуя
росту авторитета страны, участвуя
в деятельности международных
организаций, принимая участие
в формировании финансовых фондов
этих организаций и в финансировании
совместных программ.
Финансовая политика международных
финансовых организаций направлена
на оказание финансовой помощи
государствам, переживающим финансовый
кризис или испытывающим финансовые
трудности. Помощь, как правило,
оказывается в форме предоставления
кредитов или в форме реструктуризации
уже имеющегося внешнего государственного
долга. Помощь международных финансовых
организаций оказывается не безвозмездно
и сопровождается рядом экономических
или политических условий, не всегда выгодных
для страны заемщика.
В период эволюционного развития
общественной жизни и стабильного
государственного устройства внутренняя
и внешняя финансовая политика
государства решает одну главную
задачу - обеспечение сохранения
и упрочения существующей в
государстве системы общественных
отношений.[7]
3 Современная финансовая
политика Российской Федерации
3.1 Цель и задачи современной
финансовой политики
Отечественные экономисты внесли
огромный вклад в понимании сущности
финансовой политики.
- Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть, отмечал её связь с учётом и контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов.
Такие вопросы являлись базовыми
для определения очередных задач
финансовой политики в области национальных
банков, монополизации внешней торговли,
государственного контроля за денежным
обращением, введения налогов. Финансовая
политика рассматривалась раньше как
одна из основных в области государственного
регулирования экономики.
- Экономист И.В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
- Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым, где он исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем реформирования экономики.
- Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К. Шереметьев в своей работе "Финансы СССР". Он дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых процессов, происходящих внутри экономики страны.
Действительно, такие определения
финансовой политики подтверждаются ее
основными целями, к которым можно отнести
следующие:
1) Повышение объема и
эффективности использования
финансовых ресурсов. Последнее очень
важно для проверки воздействия финансовой
политики на экономику. Отказ от учета
повышения эффективности использования
финансовых ресурсов при разработке и
проведении финансовой политики может
привести к распылению средств, сокращению
источников удовлетворения постоянно
растущих экономических и социальных
потребностей общества.
2) Оздоровление и структурная
перестройка экономики: повышение
в общем объеме производства
доли отраслей второй группы,
снижение затрат на ВПК,
упорядочивание денежного обращения,
и в перспективе восстановление конвертируемости
рубля.
3) Достижение более высокого
уровня жизни населения на
основе развития отраслей промышленности
и сельского хозяйства. Социальная
направленность финансовой стратегии
проявляется не только в изыскании
возможностей увеличения финансовых
ресурсов, направляемых на повышение
благосостояния народа, но и в
новом подходе к главной цели
экономической политики. Уровень
жизни выступает теперь величиной,
определяющей развитие производства,
направление и структуру использования
финансовых ресурсов.
Но другие экономисты выделяют
также и другие цели, например, снижение
темпов инфляции (чему особенно
много внимания уделяется в настоящее
время, так как последняя сейчас представляет
собой одно из тех зол, что наиболее угрожают
благосостоянию граждан), сглаживание
экономических циклов (при этом в первую
очередь понимается использование финансовой
политики в качестве инструмента для борьбы
со спадами). Однако не трудно заметить
то, что указанные цели являются по своей
сути производными от задачи финансовой
политики - обеспечить высокое благосостояние
всего населения.
Следовательно, мы можем
определить финансовую политику как
государственное регулирование
финансовых ресурсов с целью повышения
уровня граждан.
Задачами финансовой политики
является:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
3.2 Проблемы современной
политики и пути их решения
Главными проблемами являются:
1) сбалансированность бюджетов
всех уровней и государственных
внебюджетных фондов;
2) совершенствование налоговой
системы;
3) оптимизация структуры
расходов государства;
4) принятие реального
и прозрачного бюджета;
5) расширение инвестиционного
финансирования;
6) обеспечение единства
денежно-кредитной и финансовой
политики;
7) стабилизация валютного
курса рубля;
8) повышение эффективности
использования государственной
собственности;
9) переход на казначейскую
систему исполнения бюджетов;
10) развитие финансовых
взаимоотношений со странами
СНГ и дальнего зарубежья.
1. Сбалансированность бюджетов
и внебюджетных фондов может
быть достигнута за счет увеличения
сбора налогов и сокращения
расходов, расширения эмиссионных
и не эмиссионных источников
финансирования бюджетного дефицита.
С этой цепью Федеральный бюджет
на 1999 г. предусматривает первичный
профицит, то есть превышение доходов
над расходами без учета расходов на обслуживание
государственного долга.
2. Увеличение сбора налогов
достигается путем расширения
налогооблагаемой базы, сокращения
просроченной задолженности, усиления
финансового контроля, изменения
порядка зачисления платежей
по уровням бюджетной системы,
введения государственной монополии
на производство алкогольной
продукции. Особую роль играет
изменение налогового законодательства.
Низкий уровень сбора налогов
- это не только сокрытие выручки
налогоплательщиками, но и фактическое
создание механизма ухода от
уплаты налогов через недостатки,
заложенные в правовых актах,
а главное - постоянное сужение
налогооблагаемой базы в результате
сокращения реального ВВП Пока главная
производительная сила общества - экономически
активный человек - не имеет возможности
для своего нормального расширенного
воспроизводства, удовлетворения социальных
потребностей, образуется "порочный
круг": нет доходов, нет спроса на продукцию,
нет развития производства, нет инвестиций,
нет накоплений, растет импорт, растут
долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные
сделки, падает национальная валюта, сокращается
уровень жизни, увеличивается зависимость
от иностранного капитала.
3. Возможности сокращения
расходов федерального бюджета
практически исчерпаны. Речь в
настоящее время может идти
лишь об оптимизации структуры
расходных статей. Отдельно следует
сказать о расходах на обслуживание
государственного долга. Необходимо
решить вопрос о реструктуризации
государственного долга и установлении
верхней границы доходности по
государственным заимствованиям. Финансирование
бюджетного дефицита за счет
эмиссии государственных ценных
бумаг с низкой бюджетной эффективностью
приводит к потере управляемости
государственным долгом.
Дальнейшие пути развития
общества предполагают либо движение
к сужению функций государства
в области экономической и
социальной политики, углублению регионального
сепаратизма, либо к укреплению основ
государственности на федеративной
основе с четко очерченными геополитическими
функциями в области интеграционных
процессов.
- Стратегический курс в сфере государственных финансов - это прежде всего реальный бюджет. А это означает, что до тех пор, пока экономика не "встанет на ноги" путем возрождения производства, у государства нет оснований для популистских заявлений относительно возможностей решения социально-экономических проблем за счет централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо создать все условия, чтобы накопления, активы, созданные в России, работали в ее интересах, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой. В этом важнейшая задача всех ветвей власти, предпринимателей, населения.
Реальный бюджет - это
и возможность его исполнения
в соответствии с утвержденными
параметрами, что во многом зависит
от макроэкономических показателей
развития экономики. Важнейший из них
- уровень инфляции, определяющий динамику
денежной массы и ее соответствие
спросу экономики на деньги.
5. Сокращение государственного
сектора экономики и увеличение
частной собственности в ключевых
отраслях, включая естественные
монополии, не привело к увеличению
доходной базы государственного
бюджета, росту объемов производства.
Расширение совокупного предложения
в современных условиях может
обеспечить только инвестиционное
финансирование за счет внутренних
и внешних заимствований, сбережений
средних слоев населения, а
также лиц, получающих высокие
и сверхвысокие доходы, средств
нерезидентов.
6. Известно, что активы
Федеральной резервной системы
США (ФРС) формируются в основном
за счет правительственных займов,
доходность которых соответствует
учетной ставке ФРС. Такие монетаристские
методы проведения финансовой
и денежно-кредитной политики
вполне могла бы позаимствовать
Россия. В то же время, следуя
рекомендациям западных экспертов,
в том числе американских, Банк
России минимизировал свое участие
в поддержке рынка государственных
ценных бумаг и не использовал
рыночные способы поддержки доходности
на приемлемом для бюджета
уровне, а сужал денежную базу.