Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:48, курс лекций
1. Понятие, задачи и типы финансовой политики.
Финансовая политика – это деятельность государства, направленная на разработку мероприятий в области финансовых отношений.
Задачи финансовой политики:
1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов
Тема . Финансовая политика и финансовый механизм. Финансовое планирование.
1. Понятие, задачи и типы финансовой политики.
Финансовая политика – это деятельность государства, направленная на разработку мероприятий в области финансовых отношений.
Задачи финансовой политики:
1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
3. Организация регулирования
и стимулирования
4.. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Основные направления финансовой политики зависят от:
Три типа финансовой политики:
Классическая (до конца 20-х годов 20в.)
Финансовая политика была основана на трудах А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикардо (1772 – 1823).
Ее основные направления:
*невмешательство государства в экономику,
*сохранение свободной конкуренции,
*использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение гос расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.
Регулирующая(с 20-х годов 20-го века).
В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946) и его последователей.
Основные направления:
*необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Основные инструменты вмешательства - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому госрасходы обеспечивают рост предпринимательства, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
Планово – директивная финансовая политика
Применяется в странах, использующих административно – командную систему управления экономикой.
Основанное направление:
*формирование государственной собственности,
*плановой системе экономики.
Цель: обеспечение максимальной концентрации ресурсов у государства для их последующего перераспределения.
Финансовая политика состоит из:
На практике финансовая политика реализуется через финансовый механизм.
Финансовый механизм (в узком смысле) – это совокупность форм, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие государства.
Финансовый механизм (в широком смысле) - это совокупность форм и методов, при помощи которых обеспечивается распределение и перераспределение ВВП; создание централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также проведение мероприятий вытекающих из стратегии.
Финансовый механизм состоит из:
3. Финансовое планирование
Объектом финансового планирования выступают процессы формирования и использования денежных фондов.
Основные задачи финансового планирования:
Принципы финансового планирования:
*непрерывность – план на будущий период должен составляться до окончания текущего;
*предметно – целевой – определение в финплане строго целевого направления средств на определенные расходы;
*территориальный – согласованность финансовых ресурсов каждого территориального звена;
*ведомственный – формирование и направление средств по исполнителям;
*отраслевой – планирование ресурсов по отдельным отраслям.
Методы финансового планирования:
Виды финансовых планов:
В материальной (производственной) сфере – баланс доходов и расходов.
Баланс состоит из двух разделов: актива (т.е. имущество предприятия) и пассива (источники формирования имущества).
Актив включает: Внеоборотные (Основные средства, нематериальные активы) и Оборотные активы (НДС по приобретенным ценностям, денежные средства, ДЗ, сырье, материалы).
Пассив включает: Капитал и резервы (Уставный капитал, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль)
В непроизводственной сфере – смета доходов и расходов.
Органы власти и управления – бюджет.
Основное отличие сметы от баланса: в смете более детально обосновываются расходы, а доходы отражаются лишь в разрезе отдельных источников.
Смета составляется на основе:
*контрольных цифр
*отражает специфику деятельности данного учреждения и не носит директивного характера.
Расходы в смете рассчитываются
согласно статьям бюджетной классификаци
4. Финансовая политика В РФ на современном этапе (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих корректив.
В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.
Финансово - Бюджетная политика.
Понятие «контроль тесно связано с понятием «управление».
Контроль – неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет правильно оценить фактически сделанное, выявить отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия.
Финансовый контроль, т.е контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
В настоящее время финансовый контроль – это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдение финансово – хозяйственного законодательства, выявление нарушения финансовой дисциплины, но и важнейшая функция управления финансовыми и экономическими процессами.
Понятие «финансовый контроль» впервые было упомянуто в «Трактате о счетах и записях» 1494 год.
Теория финансов рассматривает финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются
-обеспечение качества и эффективности финансово – хозяйственного управления,
-защита финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления,
-проверка соблюдения финансового законодательства,
-укрепление финансовой системы страны,
-содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике,
-выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.
Целью финансового контроля является
*вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
2. Задачи, принципы
и элементы финансового
Основные задачи финансового контроля:
Основные элементы финансового контроля
Предметом (что контролируют) выступают денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а так же на уровне отраслей, территориальных единий, регионов и страны в целом.
Объектами (кого контролируют) являются предприятия, организации, органы управления.
Субъекты (кто контролирует) специальные государственные контрольные органы, подразделения организаций, отдельные квалифицированные специалисты.
Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции с использованием денежных средств.
Процесс контроля – это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.
Организация системы контроля – это создание системы контроля в соответствии с заданными требованиями.
Важным условием реализации финансового контроля выступают финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.
Степень и глубина финансового контроля во многом определяется состоянием финансовой дисциплины - обязательного для всех организаций и должностных лиц порядка ведения финансового учета и отчетности, соблюдения установленных норм и правил.
Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово – хозяйственном состоянии объекта контроля.
Принципы финансового контроля
Законность – точное следование нормам и правилам, установленным законодательством.
Ответственность
Регулярность - план проверок каждый контролирующий орган составляет самостоятельно и заранее. В этот план с регулярной периодичностью попадают все проверяемые объекты.
Объективность
Действенность – проверка не только оперативно – хозяйственной деятельности, но и замечаний, предложений ревизии, об устранении недостатков.
Гласность – с результатами проверок должны быть ознакомлены все заинтересованные в них лица.
Системность – необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Периодичность проведения мероприятий.
3. Виды, формы и методы финансового контроля
Виды финансового контроля
Информация о работе Финансовая политика и финансовый механизм. Финансовое планирование