Финансовая политика и финансовый механизм. Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:48, курс лекций

Краткое описание

1. Понятие, задачи и типы финансовой политики.
Финансовая политика – это деятельность государства, направленная на разработку мероприятий в области финансовых отношений.
Задачи финансовой политики:
1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов

Вложенные файлы: 1 файл

лекции ФиК.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Тема . Финансовая политика и финансовый механизм. Финансовое планирование.

1. Понятие, задачи и типы финансовой политики.

Финансовая  политика – это деятельность государства, направленная на разработку мероприятий в области финансовых отношений.

Задачи финансовой политики:

1. Обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2. Установление рационального  распределения и использования финансовых ресурсов;

3. Организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми методами;

4.. Выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. Создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

Основные направления финансовой политики зависят от:

  • исторического развития;
  • экономического развития;
  • национальных особенностей.

Три типа финансовой политики:

Классическая (до конца 20-х годов 20в.)

Финансовая политика была основана на трудах А. Смита (1723 – 1790) и Д. Рикардо (1772 – 1823).

Ее основные направления:

*невмешательство государства в экономику,

*сохранение свободной конкуренции,

*использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Следствием этого было ограничение гос расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

 

Регулирующая(с 20-х годов 20-го века).

 В ее основу вначале  была положена экономическая  теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946) и его последователей.

Основные направления:

*необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основные инструменты вмешательства - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому госрасходы обеспечивают рост предпринимательства, увеличение НД и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

Планово – директивная финансовая политика

Применяется в странах, использующих административно –  командную систему управления экономикой.

Основанное направление:

*формирование государственной собственности,

*плановой системе экономики.

Цель: обеспечение максимальной концентрации ресурсов у государства для их последующего перераспределения.

Финансовая  политика состоит из:

  • финансовой стратегии (направлена на разработку долговременного курса финансовой политики);
  • финансовой тактики (направлена на решение задач конкретного этапа развития общества).

 

На практике финансовая политика реализуется через финансовый механизм.

Финансовый  механизм (в узком смысле) – это совокупность форм, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие государства.

Финансовый  механизм (в широком смысле)  - это совокупность форм и методов, при помощи которых обеспечивается распределение и перераспределение ВВП; создание централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также проведение мероприятий вытекающих из стратегии.

Финансовый механизм состоит из:

  1. Финансовое планирование.
  2. Организация управления финансами.
  3. Финансовый контроль.
  4. Финансовые рычаги и стимулы – это формы и методы выражения финансовых отношений по формированию и использованию фондов денежных средств. ( С их помощью можно воздействовать на хозяйствующие субъекты поощрять и наказывать налоги, условия кредитования).
  5. Финансовые нормативы. Имеют широкий диапазон действий. Имеют денежное выражение. Бывают: единые, отраслевые, групповые и индивидуальные.
  6. Финансовые показатели: плановые, отчетные, расчетные. Характеризуют различные стороны деятельности предприятия, связанные с образованием и использованием денежных фондов. Показатели выражаются как в абсолютных, так и в относительных величинах. На уровне предприятия: прибыль, рентабельность. На уровне государства: рентабельность отдельных отраслей.
  7. Финансовое законодательство – совокупность финансово – правовых документов различного юридического уровня, включающих в себя законодательные акты, решения правительства, инструкции финорганов, регулирующие финансовые отношения.

3. Финансовое  планирование

Объектом финансового планирования выступают процессы формирования и использования денежных фондов.

Основные задачи финансового планирования:

  1. Определение источников и величины необходимых финансовых ресурсов.
  2. Определение основных направлений расходования финансовых ресурсов.
  3. Выявление дополнительных резервов роста производства и накоплений.
  4. Контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Принципы финансового  планирования:

*непрерывность – план на будущий период должен составляться до окончания текущего;

*предметно – целевой – определение в финплане строго целевого направления средств на определенные расходы;

*территориальный – согласованность финансовых ресурсов каждого территориального звена;

*ведомственный – формирование и направление средств по исполнителям;

*отраслевой – планирование ресурсов по отдельным отраслям.

Методы финансового  планирования:

  1. экстраполяции (коэффициентов) состоит в том, что финансовые показатели рассчитываются на основании достижений прошлых лет и предполагаемого изменения текущих планов.
  2. нормативный
  3. балансовый предполагает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку разделов плана, производственных и финансовых показателей.
  4. математического моделирования построение моделей, имитирующих реальное течение экономических процессов.

Виды финансовых планов:

В материальной (производственной) сфере – баланс доходов и расходов.

Баланс состоит из двух разделов: актива (т.е. имущество предприятия) и пассива (источники формирования имущества).

Актив включает: Внеоборотные (Основные средства, нематериальные активы) и  Оборотные активы (НДС по приобретенным ценностям, денежные средства, ДЗ, сырье, материалы).

Пассив включает: Капитал и резервы (Уставный капитал, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль)

                                Долгосрочные обязательства (займы,  кредиты).

                                Краткосрочные обязательства (займы,  кредиты, КЗ).

В непроизводственной сфере  – смета доходов и расходов.

Органы власти и управления – бюджет.

Основное отличие сметы  от баланса: в смете более детально обосновываются расходы, а доходы отражаются лишь в разрезе отдельных источников.

Смета составляется на основе:

*контрольных цифр

*отражает специфику деятельности данного учреждения и не носит директивного характера.

Расходы в смете рассчитываются согласно статьям бюджетной классификации.

4. Финансовая  политика В РФ на современном  этапе (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих корректив.

В связи с переходом  к рыночным отношениям, приватизацией  государственной собственности изменился финансовый механизм.

Финансово - Бюджетная  политика.

Тема. Финансовый контроль

1. Содержание финансового контроля

Понятие «контроль тесно связано с понятием «управление».

Контроль – неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет правильно оценить фактически сделанное, выявить отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия.

Финансовый контроль, т.е контроль за функционированием  различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями  общественной жизни.

 В настоящее время финансовый контроль – это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдение финансово – хозяйственного законодательства, выявление нарушения финансовой дисциплины, но и важнейшая функция управления финансовыми  и экономическими процессами.

Понятие «финансовый  контроль» впервые было упомянуто  в «Трактате о счетах и записях» 1494 год.

Теория финансов рассматривает финансовый контроль как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Основным содержанием  финансового контроля в условиях рынка являются

-обеспечение качества и эффективности финансово – хозяйственного управления,

-защита финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления,

-проверка соблюдения финансового законодательства,

-укрепление финансовой системы страны,

-содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике,

-выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.

Целью финансового контроля является

*вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

2. Задачи, принципы  и элементы финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  1. Проверка исполнения законных актов и инструктивных документов.
  2. Предотвращение возникновения нарушений и оказание помощи в ликвидации недостатков.
  3. выявление трудовых, материальных и денежных резервов.

Основные элементы финансового контроля

Предметом (что контролируют) выступают денежные распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а так же на уровне отраслей, территориальных единий, регионов и страны в целом.

Объектами (кого контролируют) являются предприятия, организации, органы управления.

Субъекты (кто контролирует)  специальные государственные контрольные органы, подразделения организаций, отдельные квалифицированные специалисты.

Сферой деятельности финансового контроля являются практически все операции с использованием денежных средств.

Процесс контроля – это осуществляемая путем применения соответствующих методов и методик деятельность субъектов контроля, направленная на достижение поставленных перед ними целей наиболее эффективными способами.

Организация системы  контроля – это создание системы контроля в соответствии с заданными требованиями.

Важным условием реализации финансового контроля выступают финансовая информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, а также обобщенные финансовые показатели, комплексно отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Степень и глубина  финансового контроля во многом определяется состоянием финансовой дисциплины - обязательного для всех организаций и должностных лиц порядка ведения финансового учета и отчетности, соблюдения установленных норм и правил.

Результатом финансового  контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово – хозяйственном состоянии объекта контроля.

Принципы финансового  контроля

Законность – точное следование нормам и правилам, установленным законодательством.

Ответственность

Регулярность  - план проверок каждый контролирующий орган составляет самостоятельно и заранее. В этот план с регулярной периодичностью попадают все проверяемые объекты.

Объективность

Действенность – проверка не только оперативно – хозяйственной деятельности, но и замечаний, предложений ревизии, об устранении недостатков.

Гласность – с результатами проверок должны быть ознакомлены все заинтересованные в них лица.

Системность – необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролируемого процесса, которая гарантировала бы объективность результатов контроля. Периодичность проведения мероприятий.

3. Виды, формы  и методы финансового контроля

Виды финансового контроля

  • общегосударственный осуществляется высшими и местными органами госвласти и управления. Объектом выступают общегосударственные фонды.
  • Внутриведомственный осуществляется органами управления хозяйством, а именно ревизионный аппарат отраслевых министерств и ведомств; отделы местных администраций. Они проверяют деятельность подведомственных объектов; соблюдение сметно – финансовой и кассовой дисциплины; сохранность товарно – материальных ценностей; правильность постановки бухучета и отчетности; оперативно – производственную деятельность в целом.
  • Внутрихозяйственный осуществляется подразделениями местных органов власти и хоз. субъектами в процессе их повседневной, оперативной деятельности. Как правило этим занимаются руководитель и бухгалтерия.
  • Общественный
  • Аудиторский

Информация о работе Финансовая политика и финансовый механизм. Финансовое планирование