Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение финансовой политики предприятия.
Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:
рассмотрение понятия «Финансовая политика предприятия»;
определения её значения в развитии предприятия;
рассмотрение основных целей, задач финансовой политики;
рассмотрение основных этапов финансовой политики;
определение её субъектов и объектов;
раскрытие основных направлений разработки финансовой политики предприятия;
описание организации системы финансового планирования деятельности предприятия.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие финансовой политики, eё значение в развитии предприятия
1.2 Цели, задачи финансовой политики
1.3 Основные этапы финансовой политики предприятия
1.4 Субъекты и объекты финансовой политики
2. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия
2.2 Организация системы финансового планирования деятельности предприятия
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

план.docx

— 130.54 Кб (Скачать файл)

В этом случае в зависимости  от отклонения от нормы и темпов движения к ней финансово-экономическое  состояние может быть охарактеризовано как «хорошее» или «удовлетворительное»;

  • состояние II.2 – значения показателей устойчиво находятся вне рекомендуемого «коридора». Оценка – «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Выбор оценки определяется величиной отклонения от нормы и оценками других аспектов финансово-экономического состояния;
  • состояние II.3 – значения показателей за пределами нормы и все время ухудшаются. Оценка – «неудовлетворительно».

Во второй класс показателей  входят ненормируемые показатели, значения которых не могут служить для  оценки эффективности функционирования организации и ее финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей в организациях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции организации, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями организации, или анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств.

По данной группе показателей  целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей  и выявлять их ухудшение или улучшение. Таким образом, вторая группа может  быть охарактеризована лишь следующими состояниями:

  • «улучшение» – 1;
  • «стабильность» – 2;
  • «ухудшение» – 3.

Для ряда показателей могут  быть определены «коридоры» оптимальных  значений в зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности и других особенностей функционирования организаций. Так, обобщение достаточного фактического материала позволит определить наиболее эффективные соотношения оборотных и необоротных средств, которые различаются для организаций различных отраслей.

Разделение групп показателей  на два класса в значительной мере условно и является уступкой недостаточной  развитости рассматриваемого аналитического инструмента. В целях получения  более объективной оценки финансово-экономического состояния организации целесообразно  сопоставить состояния показателей  первого и второго класса. Такое  сопоставление представлено в таблице:

Состояние показателей  первого класса

Состояние показателей  второго класса

Оценка

I.1

1

отлично

I.2

отлично, хорошо

I.3

2

хорошо

II.1

хорошо

удовлетворительно

II.2

3

удовлетворительно,

II.3

неудовлетворительно

неудовлетворительно


Используя такое сопоставление, можно получить и среднюю интегральную оценку, и сопоставимые экспресс-оценки финансово-экономического состояния организации по отдельным группам показателей. Вместе с тем данные оценки, являясь индикаторами экономической экспресс-диагностики финансового состояния организации, не указывают менеджерам направлений совершенствования управления ею.

Информационной базой  для проведения углубленного финансового  анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках  и некоторые формы бухгалтерского учета организации.

В связи с этим организации  следует выделить службу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния, основными задачами которой будут:

  • разработка входных и выходных форм документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы;
  • периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными показателями с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков.

Примерная функциональная схема  взаимосвязей по проведению финансово-экономического анализа организации представлена на рисунке.

Примером осуществления  выбора направлений финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если их рентабельность низкая, стоимость  основных фондов в структуре имущества  высокая, поэтому следует принять  решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения их переоценки с учетом их рыночной стоимости, изменения  механизма начисления амортизации  и т.д.

Разработка учетной политики как системы методов и приемов  ведения бухгалтерского учета обязательна  для всех организаций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

В связи с этим целесообразно  на основании проведенного анализа  финансово-экономического состояния  просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку  от принятых в этой части решений  напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

При определении учетной  политики у организации существует выбор, который касается главным  образом методов списания сырья  и материалов в производство, методов  оценки незавершенного производства, возможности применения вариантов  амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Наибольший эффект оптимизация  учетной политики дает на этапе маркетинговых  исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также  планирования новых производств  и участков, технологических схем и создания новых структур.

Примерная схема взаимосвязей структурных подразделений организации  на этапе выработки вариантов  учетной политики и налогового планирования организации показана на рисунке.

В целях выработки кредитной  политики организации рекомендуется  провести анализ структуры пассива  баланса и уровень соотношения  собственных и заемных средств. На основании этих данных организация  решает вопрос о достаточности собственных  оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается  решение о привлечении заемных  средств, просчитывается эффективность  различных вариантов.

В отдельных случаях организации  целесообразно брать кредиты  и при достаточности собственных  средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Принимая решение о  привлечении заемных средств, организации  целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита  процентную ставку и определить суммы  процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и  условий налогообложения прибыли.

Следует также учитывать  порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.

Организации может быть выгодно  взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовым службам рекомендуется  учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка  ценных бумаг, а также разработать  схему обеспечения их погашения  с учетом всех возможных источников получения организацией средств. Финансовой службе рекомендуется:

  • рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии – возможную выгоду от их привлечения);
  • правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета – сложным или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
  • составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными  ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного  количества времени, и здесь наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между  рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов  организации становится меньше его  кредиторской задолженности).

Финансовой службе организации  целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

  • хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
  • финансирование по краткосрочным ссудам;
  • финансирование по долгосрочным ссудам;
  • финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика);
  • финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

В настоящих условиях организация  может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

  1. увеличение доли ликвидных активов;
  2. удлинение сроков, на которые выдаются ссуды организации.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности: в первом случае –  путем вложения средств в малоприбыльные активы; во втором – посредством  возможности выплаты процентов  по ссуде в период наличия собственных  средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых организация может  относить сроки платежей.

В результате анализа оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности  с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие  мероприятия:

  • принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;
  • составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности);
  • рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.

В результате такого анализа  целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения  задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных  долгов и невостребованных сумм. В  ряде случаев организации следует  начать претензионную работу или  обращаться с исками в арбитражный  суд.

В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые  дают первоначальное представление  об уровне издержек организации, а также  уровне рентабельности.

При разработке учетной политики организации рекомендуется выбрать  такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.

Экономическим службам целесообразно  периодически проводить анализ структуры  издержек производства, производя сравнение  с различного рода базовыми данными  и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности организации, совместно  с бухгалтерией следует правильно  выбрать базу для распределения  косвенных расходов между объектами  калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

В целях создания предпосылок  для эффективной аналитической  работы и повышения качества принимаемых  финансово-экономических решений  необходимо четко определить и организовать раздельный учет затрат по следующим  группам:

  • переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
  • постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;
  • смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что зачастую провести четкую границу между переменными  и постоянными затратами сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов  производства, так и постоянная, связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству  организации целесообразно стремиться к такой организации учета, при  которой вся совокупность затрат четко разделена по названным  группам.

Информация о работе Финансовая политика предприятия