Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:37, реферат
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни
Кроме того, существует сходное понятие «система финансов».
Система финансов – это совокупность однотипных экономических отношений, объединенных в рамках понятия и функции финансов.
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
- финансовое обеспечение (государственный бюджет);
- финансовое регулирование (система налогов).
Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.
Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:
- распределение и
- обеспечение взаимодействия
между государственными
При этом имеется в виду,
что предназначенность
Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
Часть экономистов (Л.А. Дробозина,
В.М. Родионова) считает, что финансовой
системе присущи две функции:
распределительная и
Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:
- обеспечение способов
перемещения экономических
- обеспечение способов управления рисками;
- обеспечение способов
клиринга и осуществления
- обеспечение механизма
объединения финансовых
- информационная поддержка
(снабжение ценовой
При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. Основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система – это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.
1.3 Финансовая система РФ и её развитие
Финансовая система Русского государства стала складываться в IX – X веках одновременно с объединением русских земель в Киевскую Русь. Централизованная система управления финансами начала постепенно формироваться с конца XV века.
В XVIII веке в России было создано министерство финансов, которое занималось только государственными доходами. Государственными расходами занималось Государственное казначейство. Государственный контролер занимался ревизией всех счетов.
Надо отметить, что в эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.
Первая мировая война
После революции 1917 года финансовая система страны была радикально реформирована. Потребности страны в ресурсах, возросшие в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, потребовали прямого централизованного их распределения. Обесценивание денег, ликвидация денежных взаиморасчетов между предприятиями, снижение роли денежных налогов привели к снижению значения и роли финансов, к упрощению финансовой системы. В 1918 году было осуществлено слияние Государственного Казначейства и Народного банка, а в марте 1919 года все государственные предприятия были переведены на сметное финансирование из бюджета. Все денежные поступления предприятия должны были перечислять в бюджет, а единственным источником финансирования их деятельности стали ассигнования из бюджета по сметам, составляемыми самими предприятиями по установленной форме.
Снижение роли денег и натурализация хозяйственных отношений привели к дальнейшему снижению роли финансов и сужению финансовой системы. В 1920 году было ликвидировано государственное имущественное страхование, упразднены местные бюджеты, а все доходы и расходы центральных и местных органов власти включались в роспись общегосударственных доходов и расходов.
После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Финансы стали играть важную роль в социально-экономическом развитии страны. В составе финансовой системы произошли значительные изменения. В течение 1921-1924 годов реформировались бюджетная система страны. Было отменено объединение общегосударственного и местных бюджетов, введены волостные бюджеты, предоставлены бюджетные права сельским советам, расширены бюджетные права союзных республик. Значительно возросла роль государственного бюджета в финансировании развития народного хозяйства. За 1923-1926 годы на финансирование народного хозяйства было направлено около 5 млрд. руб., причем большая часть средств была перечислена на развитие транспорта и связи. Удельный вес расходов на развитие народного хозяйства составлял более половины всех расходов бюджета.
В 1921 году возникла система государственного социального страхования и восстановлено государственного имущественное страхование. Значительную роль в аккумуляции финансовых ресурсов у государства стали играть государственные займы. За 1922-1925 годы было выпущено 10 займов сроками от одного до шести лет с выплатой от 5 до 12 % годовых.
Значительные изменения в организацию бюджетной системы страны были внесены «Положением о бюджетных правах Союза СССР», принятом в 1927 году. Этим Положением за союзных республиками закреплялись дополнительные источники доходов, но при этом их бюджеты должны были быть сбалансированными за счет собственных доходных источников. В 1928 году было принято «Положение о бюджетных правах АССР», устранившее параллельное существование в АССР республиканских государственных и республиканских местных бюджетов. С 1931 года обязательным стало составление сельских бюджетов, их удельный вес в общем своде местных бюджетов составлял более 18%.
В 1930-е годы активно развивалось такое звено финансовой системы как сберегательные касс. С 1 октября 1929 года по 1 января 1931 года число сберегательных касс увеличилось с 20,4 до 56,1 тыс., количество вкладчиков с 7,2 до 23,9 млн. Остаток вкладов за тот же период времени возрос с 315,8 до 974,3 млн. руб.
Значительные средства, выделяемые из бюджетов на финансирование народного хозяйства, способствовали развитию и укреплению финансов предприятий. Суммарная прибыль государственных и хозорганов составляла в 1936 году около 15 млрд. руб., что позволило отменить бюджетные дотации, выделяемые предприятиям. В соответствии с народнохозяйственными планами постоянно увеличивались капитальные вложения в отрасли промышленности и сельского хозяйства, были разработаны новые условия кредитования производственных отраслей. Укреплению финансов предприятий способствовало также введение на предприятиях обязательного финансового планирования.
К началу Великой Отечественной войны государство обладало достаточно мощной финансовой базой. Объем государственного бюджета в 1940 году по сравнению с 1937 возрос на 65%, а национальный доход – на 31 %. Увеличению объемов государственного бюджета способствовало включение в 1938 году в единственный государственный бюджет СССР местных бюджетов и бюджета государственного социального страхования.
Финансовые ресурсы были
централизованы в связи с необходимостью
укрепления обороноспособности страны
в связи со сложной мировой
обстановкой. Военные нужды в 1940-х
годах потребовали значительной
концентрации финансовых ресурсов в
руках государства. Значительная часть
средств предприятий, ранее остававшаяся
в их распоряжении, теперь зачислялась
в доходы государства. Возрос удельный
вес расходов союзного бюджета в
консолидированном бюджете
Главной задачей финансовой системы в послевоенные годы стало восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1947 г. Была проведена денежная реформа и конверсия государственных займов, введены единые розничные цены на товары. В 1958 г. Был прекращен выпуск государственных займов, размещенных по подписке среди населения. В 1965 г. Были изменены взаимоотношения бюджета с системой сберегательных касс, и если ранее в доходы бюджета включалась вся сумма прироста вкладов населения в сберегательных кассах, то с 1965 г. Эти средства через государственный банк направлялись для кредитования предприятий.
В 1965 г. на мартовском и сентябрьском Пленумах ЦК КПСС был утвержден новый подход к управлению народным хозяйством, что повлекло за собой изменение взаимоотношений финансовой системы с предприятиями и организациями. Были изменены методы и источники финансирования капитальных вложений, перестроена система платежей предприятий в бюджет. Увеличивались собственные финансовые ресурсы предприятий и к 1970 г. За счет прибыли и других источников собственных финансовых ресурсов финансировалась почти половина всего объема капитальных вложений и большая часть потребности в оборотных средствах.
К концу 70-х г.г. ХХ века финансовая система состояла из двух крупных звеньев: общегосударственных финансов и финансов предприятий отраслей народного хозяйства. В свою очередь, в первое звено входили такие элементы как государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования и фонд государственного имущественного и личного страхования. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства включали два элемента: финансы предприятий отраслей материального производства и финансы предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы.
Такой состав финансовой системы сохранялся до конца 80-х –начала 90-х г.г. когда в связи с переходом страны к рыночным отношениям финансовая система была расформирована и приобрела черты, присущие рыночной экономике.
Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы.
Можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.
Следует заметить, что в
последние годы экономические реформы,
прежде всего структурные, в нашей
стране были практически приостановлены.
Не последнюю роль в этом сыграло
значительное улучшение мировой
конъюнктуры сбыта