Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 323.33 Кб (Скачать файл)

С 2006 года произошли изменения  в одном из основных элементов  финансовой системы - бюджетной системе  РФ. С 2006 года на уровне местных органов  власти появились бюджеты муниципальных  образований и городских поселений. Также не так давно были внесены  изменения в бюджетный кодекс Российской Федерации федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". В соответствии с данным федеральным законом Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию. В настоящее время госбюджет страны принимается на 3 года – на очередной год, и плановые периоды последующих двух лет. Также реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

- общие требования к  прогнозам социально-экономического  развития; требования к содержанию  среднесрочного финансового плана;

- условия прогнозирования  доходов и планирования расходов  бюджета, в том числе раздельного  планирования расходов на исполнение  действующих и вновь принимаемых  обязательств;

- состав показателей,  утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете, и требования  к прилагаемым к нему материалам  и документам (в том числе исключение  из их состава материалов, реально  не используемых при составлении  бюджетов);

- порядок утверждения  и реализации долгосрочных целевых  программ;

- общие требования к  составлению проектов бюджетов.

- четкие требования к  формированию целевых статей  и видов расходов бюджетов, которые  должны отражать соответствующие  расходные обязательства (публичные  обязательства, долгосрочные целевые  программы, объекты, обособленные  функции органов власти). Это обеспечивает  прозрачность и обоснованность  бюджетных ассигнований.

- переход от составления  трехлетнего перспективного финансового  плана к трехлетнему «скользящему»  бюджету. Таким образом, первый  год сегодняшнего перспективного  финансового плана является проектом  бюджета на очередной год, а  остальные проектировки задают  предсказуемые параметры расходов  и доходов на следующие два  года. На данном этапе необходимо  определиться и со степенью  детализации трехлетнего бюджета  на второй и третий годы, а  также с принципами и предельными  объемами изменения бюджета при  их наступлении.

- изменения в части  процедур утверждения федерального бюджета, упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.

- единую методологию и  порядок составления, проверки, рассмотрения  и утверждения бюджетной отчетности.

В настоящее время уровень  развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения  экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе  мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в  создании адекватного финансового  обеспечения экономического роста.

При этом рассматриваются  следующие ключевые проблем, которые  требуют решения:

- чрезмерная «зарегулированность»  рынка;

- высокие издержки участников  рынка, в основном связываемые  с избыточным государственным  регулированием;

- отсутствие единообразия  норм регулирования, контроля  и надзора, налогообложения различных  институтов и инструментов рынка  и их несоответствия;

- неравные условия конкуренции  на финансовом рынке, обусловленные  в первую очередь присутствием  на нем государства, в том  числе через государственные  финансовые институты.

Естественно, что немаловажное влияние на текущее состояние  финансовой системы России оказывает  разразившийся мировой финансовый кризис. Многие эксперты и аналитики  прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося  положения в сфере финансов лежит  на госорганах, регулирующих данную сферу  – Министерство Финансов, ЦБ РФ, и  подчиненные им ведомства и подразделения.

Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве  обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта  тенденция продолжается – впервые  за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой  на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы.

Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время  составляет около 14% в месяц, о чем заявил в 2008 года бывший вице-премьер и глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.

Правительство предлагало ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования гособлигаций.

Накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки.

Сегодняшней бюджетной системе  России все еще необходимо решение  следующих ключевых проблем в  области бюджетных отношений:

  • Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
  • Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
  • Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных  проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

- устранить неясности  в Бюджетном кодексе;

- предложить Правительству в  Концепции управления государственным  долгом ввести утверждение законом  о бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

- создать группу для  соответствующей доработки Бюджетного  кодекса;

- просить Счетную палату дать  предложения по этим вопросам.

- увеличить дотации на  выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной  системы России являются:

  • высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  • действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
  • тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
  • принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  • доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
  • недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

  1. Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
  3. Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
  4. Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
  5. Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Главным путем решения  проблемы налоговой системы является дальнейшее совершенствование правового  регулирования сферы налогообложения.

Задачи в области стабилизации положения финансовой системы исполняются  различными компетентными органами, министерствами, ведомствами, банками. Специальная денежно-кредитная политика проводится Центробанком и Правительством РФ. Недавно принятой мерой явилось  снижение ставки рефинансирования до 12%.

Итак, можно сказать, что  только при комплексном подходе  к проблеме совершенствования и  стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально  ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В  настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет  лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический  рост, конечно, возможен, однако сделать  его устойчивым нельзя.

Важный фактор, который  необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных  поступлений из нефтегазового сектора  в результате следующих тенденций:

1) В ближайшие несколько  десятилетий физический объем  добычи и экспорта нефти и  газа будет намного уступать  темпам роста ВВП, составляя  не более 2% в год. Это приведет  к сокращению доли нефтегазового  сектора в ВВП. По оценкам  Минэкономразвития России, указанная  доля сокращается с 21% в 2006 году  до 14,9% в 2011 году. Тенденция сокращения  нефтегазового сектора в ВВП  продолжится и в последующие  годы.

2) Продолжение в среднесрочной  перспективе повышения курса  рубля (хотя и более медленными  темпами, чем в предыдущие годы).

3) Прогнозируемое снижение  цен на нефть с 61 долл. США  в 2006 году и 55 долл.США в 2007 г. до 50 долл.США в 2011 году.

Согласно долгосрочному  прогнозу, к 2025 году поступления в  федеральный бюджет могут сократиться  за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких  цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

При формировании нефтегазовых доходов на 2009 год и на период до 2011 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составили: в 2009 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 20010 году и 2011 году - 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно.

Основные плановые макроэкономические показатели за 2010 год и на период до 2012 года

 

Наименование показателя

Единица измерения

Значения показателей

2010 год

2011 год

2012 год

Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

34870

39480

44470

Цены на нефть марки  «Юралс»

долл./барр.

53,0

52,0

50,0

Цены на газ (дальнее зарубежье)

долл./тыс. куб. м

247,6

224,7

219,6

Курс доллара (среднегодовой)

руб. за долл. США

26,11

26,35

27,0

Объем экспорта (всего)

млрд. долл. США

302,6

296,9

294,2

в том числе:

       

Дальнее зарубежье

- " -

252,1

243,6

237,5

страны СНГ

- " -

50,5

53,3

56,7

Объем импорта (всего –  по кругу товаров, учитываемых ФТС  России)

млрд. долл. США

193,6

222,7

250,3

в том числе:

       

дальнее зарубежье (налогооблагаемый импорт)

- " -

165,7

192,9

219,2

страны СНГ

- " -

27,9

29,8

31,1

Экспорт нефти (всего)

млн. тонн

267,0

272,0

273,0

в том числе:

       

Дальнее зарубежье

- " -

228,0

232,0

233,0

страны СНГ

- " -

39,0

40,0

40,0

Экспорт нефтепродуктов (всего)

млн. тонн

104,0

104,0

106,0

в том числе:

       

Дальнее зарубежье

- " -

99,6

99,6

101,6

страны СНГ

- " -

4,4

4,4

4,4

Экспорт природного газа (всего)

млрд. куб. м

208,4

218,4

221,6

в том числе:

       

Дальнее зарубежье

- " -

178,1

187,9

191,1

страны СНГ

- " -

30,3

30,5

30,5

Прибыль прибыльных организаций  для целей бухгалтерского учета

млрд. руб.

8220

9075

9965

Объем добычи нефти

млн. тонн

481,0

486,0

493,0

Информация о работе Финансовая система